|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 9 класса ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ§ 32. Международные отношения
Биполярный мир: от конфронтации к разрядке. 1960— 1970-е гг.Двухполюсная система международных отношений утвердилась в первое послевоенное десятилетие. Началось глобальное противоборство двух сверхдержав — СССР и США — и противостояние двух военно-политических блоков — Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД).
Это определялось идеологическими причинами: СССР руководствовался идеями мировой революции и смены капитализма социализмом, а США действовали во имя укрепления капиталистической системы и распространения либеральной демократии, конечно же в американской версии. Внешнеполитические доктрины США выражали цели их внешней политики — «отбрасывание коммунизма», «освобождение порабощенных народов». СССР объявлялся «империей зла». Советский Союз, в свою очередь, клеймил «силы реакции, империализма и войны» во главе с США. Открытого военного столкновения двух сверхдержав удалось избежать. Такую ситуацию назвали «холодной войной». Гонка ядерных вооруженийУгроза самоуничтожения удерживала две сверхдержавы на уровне балансирования на грани войны. Создание тактического ядерного оружия привело к исчезновению преграды, отделяющей местный конфликт с применением такого оружия от мировой ядерной войны. Карибский кризис 1962 г. и его мирное разрешение ознаменовали переход от конфронтации к переговорам. В августе 1963 г. был подписан Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах: в атмосфере, в космосе и под водой (Франция и Китай не присоединились к договору). Это было первое соглашение по ограничению гонки вооружений. Тем не менее соревнование в создании и совершенствовании ракетно-ядерного оружия продолжалось. В 1970 г. Советский Союз заявил, что стране удалось добиться паритета, т. е. создать равенство ядерных зарядов, с США (примерно по 10 тыс. боеголовок). Медленно пришло осознание того, что накопленное количество ядерного оружия во много раз превышало так называемый уровень достаточности. К тому же появилась угроза распространения ядерного оружия. Чтобы предотвратить такой ход событий, к 1970 г. удалось согласовать Договор о нераспространении ядерных вооружений, который впоследствии подписали 100 государств. В 1972 г. во время визита президента США Р. Никсона в Москву были подписаны важные документы о принципах взаимоотношений двух держав, а также документы, ограничивающие гонку вооружений. Среди этих договорённостей между СССР и США — Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и Договор о противоракетной обороне (ПРО). Соглашение по ПРО предусматривало, что СССР и США избирают зону диаметром 150 км, охраняемую противоракетным оружием (в СССР такой зоной была избрана Москва). Для остальной территории СССР и США такой защиты не предусматривалось. Так был признан принцип равной безопасности и «равновесия страха», ограничена гонка ядерных вооружений. Став в начале 1990-х гг. единственной сверхдержавой в мире, перед лицом угрозы международного терроризма США в декабре 2001 г. объявили о выходе из Договора по ПРО. ОБСЕУгроза военного столкновения особенно ощутима была в Европе, где скопились монбланы оружия, особенно ракетно-ядерного, а территории стран, входивших в противостоящие блоки, географически примыкали друг к другу. Обеспокоенные этой опасностью, ряд европейских стран, в том числе социалистических, высказались за созыв Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) для обсуждения проблем европейской безопасности. После нескольких лет переговоров в июле—августе 1975 г. в Хельсинки собрались главы 33 европейских государств, США и Канады и подписали Заключительный акт СБСЕ, ставший основой последующих контактов европейских стран по вопросам укрепления доверия и безопасности в Европе. В последующем СБСЕ получило название Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В настоящее время в её состав входят 57 государств. Движение неприсоединенияКонфликты между сверхдержавами и попытки вовлечь в противоборство европейские нейтральные страны и государства Азии, Африки, Латинской Америки побудили большую группу стран определить свою позицию в международных отношениях (Бандунгская конференция, 1955). По инициативе премьер-министра Индии Дж. Неру, президента Югославии И. Броз Тито, президента Египта А. Насера и других в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась конференция неприсоединившихся государств, положившая начало Движению неприсоединения, большинство участников которого считали, что США и СССР несут равную ответственность за международную напряжённость и гонку вооружений. Обострение международных отношений в 1980-е гг.На рубеже 1970—1980-х гг. усилилась напряжённость в международных отношениях. В ряде стран произошли революции: в Афганистане (1978), Иране (1979), Никарагуа (1979), Эфиопии (1974) и др. Соединённые Штаты связали эти события с «происками Москвы» и расценили их как своё поражение. Некоторыми непродуманными акциями (размещение ракет средней дальности, нацеленных на Западную Европу, в странах Варшавского договора) СССР обострил и без того накалённую обстановку в мире. США начали размещать в Европе ракеты аналогичного класса и крылатые ракеты, недоступные радарному контролю. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 г. (ОСВ-2) не был ратифицирован США. Здравый смысл одержал верх. Была возобновлена практика переговоров. В Рейкьявике в ноябре 1986 г. состоялась встреча глав государств СССР и США — М. С. Горбачёва и Р. Рейгана, которая открыла путь для последующих переговоров о сокращении и уничтожении части накопленного ракетно-ядерного оружия. СССР и США подписали в 1987 г. соглашение об уничтожении ракет малой и средней дальности, затем в 1991 г. соглашение о сокращении сторонами на одну треть стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), которое начало реализовываться с 1994 г. Международные и региональные конфликтыКрупнейшими международными конфликтами второй половины XX в. явились корейская война (1950—1953) и войны во Вьетнаме, которые вели Франция (1946—1954) и США (1965—1973) при символическом участии войск ООН. Эти войны выходили за рамки региональных конфликтов. Фактически сталкивались две мировые системы. Победителей не было, были миллионные жертвы. В конечном итоге благодаря международным соглашениям, принятым на Женевских совещаниях при участии представителей США, СССР, ряда европейских государств, представителей Северной и Южной Кореи, разделённого Вьетнама, эти войны закончились. В 1970-е гг. благодаря достигнутым договорённостям число конфликтов на европейском континенте значительно уменьшилось, однако конфликтная зона переместилась на периферию, в развивающиеся страны, где для этого были немаловажные причины. Главным центром конфликтов в послевоенные десятилетия оставался Ближний Восток. Нерешённость палестинской проблемы (вопрос о создании арабского государства на территории бывшей Палестины) и агрессивная политика Израиля в отношении соседних арабских государств (Сирия, Ливан, Трансиордания, Египет), а также теракты мусульман-экстремистов будоражили мир и создавали постоянную угрозу безопасности. С 1948 г. насчитывается пять арабо-израильских войн. Началом восстановления мирных отношений Израиля с арабскими странами стали Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 г. Египет и Израиль после 30 лет конфликтов в 1979 г. заключили мир. В 1988 г. Израиль завершил вывод войск с Синайского полуострова. После долгих переговоров Израиль согласился расширить самоуправление на палестинских территориях и в 1994 г. признал образование на части территории бывшей Палестины (в Газе и Иерихоне) Палестинской автономии. В 2006 г. на выборах в парламент Палестинской автономии победила организация «Хамас», не признававшая государство Израиль. Это привело к обострению арабо-израильских отношений и новым столкновениям. Международное значение на Ближнем и Среднем Востоке приобрели несколько других военных конфликтов (индо-пакистанская война 1971 г., междоусобные войны в Афганистане в 1970—1990-х гг., в Эфиопии и Эритрее и др.). В 1980-е гг. в центре ближневосточных конфликтов оказался Ирак. Ирано-иракская война (1980—1988) возникла из-за старого пограничного спора. В войне погибли сотни тысяч, в основном молодых, людей. Война, прекращённая при посредничестве ООН, закончилась безрезультатно для обеих сторон. Агрессия Ирака против КувейтаВ августе 1990 г. иракские войска вторглись в Кувейт, заняли страну и объявили её иракской провинцией. Целью оккупации суверенного государства был захват богатейших залежей нефти. В ответ на агрессию США, а также ряд европейских и арабских государств по решению Совета Безопасности ООН направили в район Персидского залива войска (операция «Буря в пустыне»). Иракские войска были изгнаны, независимость Кувейта восстановлена. Для США эта операция имела особое значение. В ней была отработана стратегия вмешательства США в региональные и локальные конфликты. Международный терроризмВ 2011 г. США вывели свои войска из Ирака. Однако созданная американцами и оснащённая новейшими вооружениями иракская армия не смогла справиться с разрастанием терроризма. ИГИЛ (ДАИШ) — исламистская террористическая организация, запрещённая в России и других странах, захватила значительную часть территории Ирака, а после начала гражданской войны в Сирии (2011) и часть территории этой страны. Кровавые зверства ИГИЛ по отношению к населению Ирака и Сирии носили характер геноцида, массового уничтожения людей по их принадлежности к религиозным и этническим группам. Военная операция России в СирииПо просьбе главы Сирии Б. Асада Президентом РФ В. В. Путиным 30 сентября 2015 г. был отдан приказ о начале военной операции в Сирии. Россия начала участвовать в военных действиях против ИГИЛ, поддерживая с воздуха наступление сирийских правительственных войск. В результате помощи России была освобождена часть территории страны, включая древний город Пальмиру. В марте 2016 г. основная часть российских войск была выведена из Сирии. Роль Организации Объединённых НацийВ ООН входит ныне около 200 государств мира. Авторитет этой организации, созданной с целью поддержания мира и развития международного сотрудничества, возрастает. Особенно важна была практическая деятельность различных миротворческих миссий и вооружённых сил ООН в разрешении региональных конфликтов, разделении враждующих сторон. Они действовали в самых различных районах — Корее, Вьетнаме, Камбодже, Ливане, других странах Ближнего и Среднего Востока, Конго, некоторых районах Африки и Азии, на Балканах. Германия, Япония, Индия и Бразилия в 2004 г. выступили с предложением об их включении в постоянные члены Совета Безопасности ООН. Реформа ООН должна отразить новую ситуацию в мировой политике. Западноевропейская интеграция началась с создания в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), затем в 1957 г. Римский договор шести стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) учредил Европейское экономическое сообщество*. Первоначально (1957—1986) это объединение развивалось как зона свободной торговли и таможенный союз. После подписания Единого европейского акта в 1986 г. начался новый этап интеграции: целью стало создание Общего рынка (1987—1991). Подписание в 1992 г. Маастрихтского договора обозначило начало следующего этапа интеграции (1992—2004) — этапа формирования Европейского союза (ЕС). Интеграция была распространена на валютную сферу (введение единой денежной единицы — евро). Началась выработка общей внешней политики и политики безопасности, а также сотрудничество в области правосудия и внутренних дел. Затем интеграция распространилась на социальную сферу, включая вопросы занятости, здравоохранения. Началась подготовка общей реформы ЕС. Новая точка отсчёта в развитии европейской интеграции начинается с 2004 г., когда правительствами была одобрена Конституция ЕС и в его состав вошли сразу 10 государств. Конституция учреждала для Европейского союза даже свой гимн, флаг, девиз. Однако предполагавшаяся передача значительной части суверенитета наднациональным органам и столь быстрое расширение Евросоюза вызвали неприятие у народов Франции и Нидерландов, проголосовавших в 2005 г. на референдумах против Конституции Евросоюза. Оказалось, что интеграция имеет свои границы. Тогда вместо Конституции был подготовлен договор, который был подписан 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне. Его ратификация затянулась на два года, поскольку два раза пришлось проводить референдум в Ирландии и принимать оговорки для Великобритании, Польши, Чехии. 1 декабря 2009 г. Лиссабонский договор вступил в силу — так завершилось создание Европейского союза, который стал общеевропейской структурой, объединяющей 28 государств с населением 470 млн человек и единым хозяйственным комплексом с единой валютой, где свободно перемещаются товары, услуги, капиталы, люди, где действуют наряду с межгосударственными структурами наднациональные органы власти. Евросоюз стал главным полюсом притяжения для европейских стран, а также Турции. Выход Великобритании из ЕС в результате референдума 2016 г. может привести как к дезинтеграции ЕС, так и к углублению интеграционного взаимодействия в рамках ЕС. Североамериканская интеграция в отличие от европейской не имеет наднациональных органов и развивалась как взаимопроникновение экономик на уровне взаимодействия частных хозяйственных субъектов рынка. К соглашению о свободной торговле между США и Канадой (1988) присоединилась Мексика (1993). Транстихоокеанское партнёрство (ТТП)Усиление позиций Китая, который стал первой экономикой мира (2015), обеспокоило США, которые в 2016 г. добились подписания соглашения, предусматривающего укрепление экономического взаимодействия между странами Азиатско-Тихоокеанского региона без участия Китая. «Теперь, когда существует ТТП, не Китай устанавливает правила в этом регионе, а мы» (Б. Обама). В 2017 г., выполняя одно из своих предвыборных обещаний, Д. Трамп подписал указ о выходе США из ТТП. Тенденция к становлению многополюсного мира проявляется в создании таких межгосударственных организаций, как ШОС и БРИКС. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана в 2001 г. в составе России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В 2002 г. была принята Хартия, которая распространила сферу сотрудничества на экономическую область. В 2015 г. участниками ШОС стали Индия и Пакистан.
БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). По первым буквам названий стран-членов на английском языке эта организация получила название БРИКС. О её создании было объявлено в 2006 г. В 2014 г. было принято решение о создании Нового банка развития БРИКС. Расширение и трансформация НАТОРаспад СССР и революции в странах Восточной и Центральной Европы 1989— 1990 гг. изменили геополитическую ситуацию в мире. Распалась Организация Варшавского договора (1991). Образовался целый ряд независимых государств, стремившихся дистанцироваться от России и примкнуть к ЕС и НАТО. Взаимоотношения России и НАТО были определены Основополагающим актом (1997), в котором стороны отказались рассматривать друг друга в качестве врага. Страны НАТО взяли курс на расширение влияния на восток. С 1999 г. в члены НАТО приняты Польша, Чехия, Венгрия, с 2004 г. — Румыния, Болгария, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, с 2009 г. — Албания, Хорватия, с 2017 г. — Черногория. Новая стратегическая концепция НАТО (1999) делает упор на «предотвращение конфликтов» и «участие в их эффективном урегулировании», а также предусматривает выход за рамки Североатлантического региона, как это имело место в Афганистане в 2001—2014 гг. НАТО из региональной группировки превращается в глобальную силовую структуру под руководством США. Конфликты на БалканахРаспад Югославии сопровождался кровавыми войнами, этническими и религиозными чистками. Провозгласившие независимость в 1991 г. Словения, Хорватия, Македония были признаны и приняты в ООН. В Македонии обошлось без войны. В Словении прошла «малая война», в столкновениях с сербскими войсками погибло 44 человека. Широкомасштабной была война между сербами и хорватами за Сербскую Крайну. После завоевания её хорватами в 1995 г. между Сербией и Хорватией был установлен мир. Босния и Герцеговина стала независимым государством (в его составе была образована сербская республика и мусульмано-хорватская федерация) после соглашений в 1995 г. в Дейтоне (США). Этому предшествовали межэтнические кровавые столкновения с тысячами убитых и беженцев. Ожесточённым стал косовский конфликт. Столкновения между албанцами, проживающими в Сербии в районах Косово и Метохия, с сербскими войсками, требования независимости и вытеснение сербов из исторических мест привели в 1998 г. к кровавой бойне и этническим чисткам с обеих сторон. США и НАТО в 1999 г. без санкции Совета Безопасности ООН и вопреки протестам России предприняли операцию «Решительная сила». В результате бомбардировкам была подвергнута Сербия, чтобы принудить правительство С. Милошевича вывести сербские войска из Косово. Позднее в Косово по решению ООН были введены миротворческие силы. Националистический режим С. Милошевича был свергнут в 2000 г. в результате народного восстания, к власти пришли демократические силы, которые также отвергли требования об отделении Косово от Сербии. Вопреки решениям ООН, позиции Сербии и России, албанские власти Косово в 2008 г. в одностороннем порядке провозгласили независимость, которую признали США и др. Действия США против Сербии в 1999 г., игнорирование международных организаций (ООН, ОБСЕ) свидетельствовали о том, что США начали силой утверждать новый миропорядок, основанный на собственном исключительном положении единственной сверхдерясавы. Американо-российские отношенияПосле распада СССР отношения Российской Федерации с США строились на новой основе. С 1993 г. в выступлениях лидеров двух стран звучали формулы о «партнёрстве» или даже «стратегическом партнёрстве» двух стран как о желаемой перспективе развития американо-российского сотрудничества. При этом российское руководство рассчитывало на помощь США в самых различных сферах, а США, в свою очередь, были удовлетворены ослаблением позиций России и исходили из того, что они одержали победу в «холодной войне» и Россия в конце концов впишется в создаваемый Соединёнными Штатами новый мировой порядок. Договор 1993 г. о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) был ратифицирован Госдумой РФ только в 2000 г. К концу 1990-х гг. в американо-российских отношениях выявились серьёзные противоречия по целому ряду вопросов. Расширение НАТО на восток, решение США о создании национальной противоракетной обороны (ПРО), действия США в Югославии в период обострения конфликта вокруг Косово осложнили американо-российские отношения. Ситуация изменилась после событий 11 сентября 2001 г., когда в результате террористической атаки самолётов на Всемирный торговый центр и Пентагон погибли тысячи жителей Нью-Йорка и Вашингтона. Россия заявила о солидарности с США и присоединилась к широкой коалиции государств, заявивших о поддержке Соединённых Штатов. Впервые после Второй мировой войны у США и России появился общий враг, началось сотрудничество в рамках коалиции стран, направленной против международного терроризма, что открыло возможность для развития двухсторонних отношений на новой основе. Военная операция США и их союзников «Несокрушимая свобода» в 2001 г. привела к ликвидации режима талибов в Афганистане и части террористической сети «Аль-Каида», которая организовала акты террора против США 11 сентября. Скоординированные действия России и США в Афганистане показали, что сотрудничество с Россией имеет важное значение для США. Новые подходы к развитию двухсторонних отношений были очерчены в рамках встречи президента США Дж. Буша-младшего и Президента Российской Федерации В. В. Путина в ноябре 2001 г. в Вашингтоне. Был разблокирован процесс разоружения. В. Путин и Дж. Буш подписали в мае 2002 г. договор о сокращении наступательных потенциалов (СНП) до 1700—2000 боезарядов на стратегических ракетах для каждой из сторон. Однако формальное равенство стратегических вооружений (в условиях выхода с июня 2002 г. США из договора по противоракетной обороне и при ограниченных экономических возможностях России) не меняет нынешний статус США как единственной сверхдержавы. Россия не только подтвердила свой статус единственной страны, имеющей с США равный ядерный потенциал, но и закрепила положение государства, ядерное оружие которого способно обеспечить сдерживание любой возможной агрессии со стороны кого бы то ни было. В 2002 г. была определена и новая формула взаимоотношений России с НАТО (равноправное сотрудничество в отдельных областях на уровне созданного постоянного совета Россия — НАТО): борьба против международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения, предотвращение конфликтов и др. Наметившееся сотрудничество США и России было омрачено рядом односторонних акций США. Россия назвала «большой политической ошибкой» не согласованные с ООН военные действия, предпринятые США в отношении режима С. Хусейна в Ираке (операция «Свобода Ираку», 2003—2010). Президент США Б. Обама выступил за «перезагрузку» американо-российских отношений. 8 апреля 2010 г. Б. Обама и Президент России Д. А. Медведев подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), согласно которому у США и России должно быть не более 1550 ядерных боезарядов для каждой стороны. В результате украинского кризиса в 2014 г. в американо-российских отношениях наступило похолодание. Несмотря на разногласия, сотрудничество США и России помогло урегулировать ряд важных международных проблем. Так, в 2014 г. в Сирии было ликвидировано химическое оружие, а в 2016 г. Иран остановил программу обогащения урана, способную привести к созданию ядерного оружия, и с него были сняты международные санкции. В разрешении этих проблем американо-российское сотрудничество сыграло решающую роль. Проверьте себя
Подумайте
* Члены ЕС с 1957 г. — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, с 1973 г. — Великобритания, Дания, Ирландия, с 1981 г. — Греция, с 1986 г. — Испания, Португалия, с 1995 г. — Австрия, Финляндия, Швеция, с 2004 г. — Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва, с 2007 г. — Болгария и Румыния, с 2013 г. — Хорватия.
|
|
Узнать стоимость написания
|