|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 9 класса ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ§ 26. Франция
Временный режим (1944—1946)Временное правительство в 1944 г. возглавил генерал де Голль, руководитель движения «Свободная Франция», признанный герой антигитлеровского Сопротивления.
Основной вопрос в политической борьбе этого периода — о характере государственного устройства. Сталкивались две позиции и их сторонники: парламентская республика или президентская республика. Принятая в 1946 г. конституция учредила парламентскую республику с пропорциональной системой выборов и многопартийностью. Де Голль был против возрождения предвоенной парламентской республики. Он придерживался авторитарных, правореформистских и националистических идей, названных впоследствии голлизмом. Четвёртая республика (1946—1958)Режим Четвёртой республики оказался неустойчивым. Правительства формировались на основе традиционных партийных коалиций. С 1944 г. сменилось 26 кабинетов. Кризис Четвёртой республики нарастал вследствие расхождений в путях реформирования страны из-за раскола французского общества на сторонников колониальной политики (колониалистов) и сторонников активной европейской политики (европеистов).
Правительства Франции вели колониальные войны во Вьетнаме (1946—1954) и Алжире (1954—1962), усматривая в сохранении империи путь к возрождению национального престижа и величия Франции. Результат этой политики оказался полностью отрицательным. Войны истощали страну экономически и раскалывали общество политически. Во Вьетнаме под Дьен-Бьен-Фу в 1954 г. французская армия потерпела поражение. Во Франции окончание войны в 1954 г. было встречено с облегчением. Но вскоре началась новая колониальная война в Алжире, которая вновь обострила политический кризис в стране. Среди генералов французской армии в Алжире и во Франции созрели соответственно две основные ветви антиреспубликанского заговора. Сторонники «сильной власти» требовали возвращения де Голля в политику. В сентябре 1958 г. Национальное собрание утвердило новое правительство де Голля и больше не собиралось. Период Четвёртой республики закончился. Пятая республикаДе Голль лично участвовал в разработке новой конституции. Она была принята на референдуме в 1958 г. Так началась Пятая республика. Де Голль был избран президентом.
Де Голль проводил последовательный курс внутренней и внешней политики, главной идеей которого было восстановление «величия Франции», преодоление социально-психологических последствий национальной катастрофы 1940 г. и укрепление международных позиций страны. Голлизм — это обновлённый националистический реформизм с авторитарными тенденциями. «У Франции мировая ответственность. В этом моя философия», — говорил де Голль. Де Голль добился прекращения колониальной войны в Алжире, подписав в 1962 г. с Фронтом национального освобождения Алжира соглашение о признании независимости вчерашней колонии. Но на этом пути ему пришлось силой подавить мятеж генералов в Алжире и нанести поражение колониалистам в стране. В социальной политике он исходил из идей «ассоциации труда и капитала» и представлял себя социальным реформатором. Во Франции была осуществлена широкая программа экономической модернизации, глубокая структурная перестройка экономики, поднята эффективность и производительность труда выше среднего европейского уровня. Благодаря «большим проектам» Франция создала сверхзвуковой «Конкорд», «Аэробус», ракету «Ариан», скоростные поезда, а также современную космическую, ядерную и электронно-вычислительную технику. Во внешней политике де Голль отстаивал самостоятельность и добивался равноправного участия в тройке западных лидеров (США, Франция, Великобритания). В военно-политической стратегии политика Франции опиралась на ядерное оружие. Французские войска, дислоцированные в Германии, были выведены из военной организации НАТО. Майский кризис 1968 г. и отставка де ГолляВ мае 1968 г. забастовали студенты, требуя повышения мизерных стипендий и реформы университетов. От критики университетских порядков волнения перешли к критике общества и его моральных ценностей. Левацкие группировки («гошисты» — от французского «левый») спровоцировали захват университетских административных зданий, стали выдвигать революционные лозунги свержения правительства. Полиция избила студентов. За них вступились рабочие. В мае бастовало 10 млн рабочих. Де Голль после майских событий обещал провести реформы и создать «новый социальный порядок». Тем не менее время режима «личной власти» истекло. Предложенный де Голлем на референдуме вопрос о реформе местного управления не получил поддержки большинства французов. Президент счёл это своим личным поражением и в 1969 г. подал в отставку. Со смертью в 1974 г. преемника де Голля на посту президента Жоржа Помпиду эпоха голлизма закончилась. Франция после эпохи голлизмаПоследняя четверть XX в. во Франции была борьбой политических курсов президентов: Валери Жискар д'Эстена (1974—1981), Франсуа Миттерана (1981 — 1995) и Жака Ширака (1995—2007). В. Жискар д'Эстен оказался на посту президента как раз в период мировых экономических и структурных кризисов в 1974—1975 и 1980—1982 гг. и обострившейся международной конкуренции. Он возглавлял партию независимых республиканцев и блок радикалов, республиканцев и ряда других партий, объединённых в центристский Союз за французскую демократию. Новый президент представлял либеральное течение во французской политической жизни. Он шёл на выборы с обещанием построить «передовое либеральное общество без революций, но путём реформ». Не отказываясь от свойственного для французской государственной политики «дирижизма» (от французского «дириже» — управлять), т. е. активного государственного регулирования экономики, В. Жискар д'Эстен был в то же время сторонником активизации рыночных механизмов. Президент провёл ряд реформ и неоднократно повышал минимум оплаты труда. Избирательный ценз при нём был снижен с 20 до 18 лет. Ф. Миттеран, лидер социалистической партии, победил на президентских выборах в 1981 г. и вторично в 1988 г. В союзе с социалистами выступала Коммунистическая партия Франции (до 1984 г. имела своих представителей в правительстве). В 1972 г. компартия подписала с социалистами Совместную программу и проделала эволюцию вправо, отказавшись от идей диктатуры пролетариата. Президент Миттеран занимал пост главы государства два срока — 14 лет. Он проявил большое политическое искусство и гибкость. В 1981 —1982 гг., осуществляя Совместную программу, правительства социалистов при участии нескольких министров от компартии национализировали 10 крупнейших промышленных и финансовых корпораций. Был проведён ряд социальных реформ: увеличен оплачиваемый отпуск до 5 недель, введена 39-часовая рабочая неделя, установлен налог на крупные состояния. Главными задачами считались борьба с безработицей, оживление экономики и расширение платёжеспособного спроса. Однако политика левого эксперимента натолкнулась на объективные трудности экономического кризиса, которые заставили правительство с 1983 г. перейти к режиму «жёсткой экономии».
После 1986 г. победа правых партий на выборах в Национальное собрание создала своеобразную ситуацию: при президенте-социалисте правые партии формировали правительства, проводившие неоконсервативную политику приватизации и рыночные реформы, сходные с тэтчеризмом и рейганомикой. Миттеран отказывался подписывать законы о приватизации, правые проводили их без обсуждения — путём постановки на голосование вопроса о доверии правительству. В последующем при победе социалистов на выборах в Национальное собрание вновь восстанавливалась «гармония» президента-социалиста и правительства социалистов, которые осуществляли кейнсианский курс расширения платёжеспособного спроса в целях оживления экономики и серию социальных реформ, достроив французское общество благосостояния (35-часовая рабочая неделя и др.). В последующие годы президентства Миттерана (1993— 1995) сосуществование с правительством правых партий было уже менее драматичным. Президент учитывал сокрушительное поражение социалистов на парламентских выборах 1993 г. и не вмешивался в деятельность правительства правых, оставив за собой лишь вопросы обороны и внешней политики. Главным оппонентом левых было созданное Жаком Шираком из правых и бывших голлистских группировок Объединение в поддержку республики (ОПР), которое выступало в блоке с Союзом за французскую демократию (СДФ). В 1995 г. мэр Парижа и лидер ОПР Ж. Ширак был избран президентом Франции. Он победил под лозунгом «Франция для всех», в его программу были включены левые тезисы о борьбе с социальным неравенством и безработицей. В 1997 г. Ж. Ширак объявил о досрочных выборах в Национальное собрание, рассчитывая на победу правых сил. Однако победила левая оппозиция (социалисты, коммунисты, «зелёные»). Сложилась ситуация, когда при правом президенте действовало правительство левых. Правительство, сформированное в 1997 г. социалистом Л. Жоспеном, продолжило политику правых в области приватизации, которая сочеталась с активной социальной политикой. Признание важности социальной политики со стороны правых и отказ от стратегии «разрыва с капитализмом» со стороны социалистов привели к серьёзному сближению позиций главных политических сил Франции. В прессе начали обсуждаться перспективы «третьего пути», когда меры по расширению частнохозяйственной инициативы в целях повышения конкурентоспособности французской экономики в условиях глобализации сопровождаются эффективной социальной политикой. Этот синтез имел во Франции успех и способствовал росту доверия инвесторов — к концу 1990-х гг. Франция вышла на первое место в Европе по привлечённым иностранным капиталовложениям. На выборах 2002 г. Ж. Ширак вновь был избран президентом, но уже на пятилетний срок (референдум 2000 г.).
Правительство правых во Франции столкнулось с проблемами в межнациональной и социальной сферах. Безработица среди молодёжи во Франции составляет в начале XXI в. более 25 %, это главным образом касается выходцев из арабских мусульманских стран. В начале 2006 г. в пригородах Парижа и других крупных городах страны арабская молодёжь устроила массовые беспорядки.
Среди причин высокой безработицы среди молодёжи — серьёзные социальные гарантии, которых ранее добились трудящиеся Франции. По закону уволить работника не только невыгодно, но и почти невозможно. Такая проблема стоит во всех странах Запада, вынужденных пересматривать в условиях глобализации прежние социальные завоевания трудящихся. Проблема занятости была в центре кампании по выборам президента в 2007 г. Социалисты выступали за увеличение гарантий и выплат со стороны государства, либералы из СДФ высказывались за реформы, но с учётом поддержки малообеспеченных. Правоцентристская партия «Союз за народное движение» (СНД), наследница партии де Голля (ОПР) и её лидер Николя Саркози выдвинули лозунг «Работать больше, чтобы добиваться большего». Предложения о снижении налогов, о сокращении выплат в социальные фонды для высвобождения частной инициативы, о сокращении госрасходов были соединены с требованиями патриотизма и солидарности, свободы и ответственности граждан за себя и за судьбу своих соотечественников. Эту программу социалисты назвали неоконсерватизмом в духе Р. Рейгана. Но именно её поддержали французы. Саркози был избран президентом, а его партия в июне 2007 г. получила большинство мест в парламенте. В июле 2008 г. Н. Саркози провёл важную конституционную реформу. Пребывание на посту президента ограничивается теперь двумя пятилетними сроками. Назначения на высшие посты осуществляются отныне президентом только после консультаций с парламентом. Чрезвычайное положение президент может ввести лишь при согласии Конституционного совета. Глава государства наделяется правом ежегодно выступать перед парламентом (впервые с 1875 г.); вводится общенациональная должность защитника прав человека; каждый гражданин может обратиться с просьбой о проверке конституционности любого закона. Таким образом, реформа расширила полномочия парламента, ограничила чрезмерную власть президента и обеспечила права граждан в контроле над властью. В 2008 г. по инициативе Н. Саркози была осуществлена реформа социального обеспечения, отменена обязательность 35-часовой рабочей недели. В целях минимизации государственных расходов начала действовать программа сокращения госслужащих. Сокращения коснулись также медсестёр, судей, учителей и военных. Марши протеста сотрясали страну. Наибольшее сопротивление (общенациональные забастовки) вызвала пенсионная реформа, лишившая льгот по досрочному выходу на пенсию транспортников, энергетиков, служащих Банка Франции, рыбаков. Н. Саркози сдержал предвыборное обещание — отменил налог на наследство для 95 % французов, оставив его лишь для владельцев особо крупных состояний. Президентство Н. Саркози пришлось на время мирового финансового кризиса. Кризисные явления во французской экономике (безработица достигла почти 10 %, дефицит бюджета — 5 %) привели к росту недовольства политикой Саркози. Под лозунгом обеспечения справедливости — введения новых налогов на богатых и создания рабочих мест для молодёжи — на президентских выборах в мае 2012 г. победу одержал соперник Н. Саркози лидер социалистов Франсуа Олланд. После 17-летнего перерыва социалист вновь оказался президентом Франции. В период президентства Ф. Олланда некоторые реформы Саркози были отменены, возвращено право получения пенсии с 60 лет для тех, кто начал работать с 18. Был принят закон о 75-процентном налоге на доходы свыше 1 млн евро в год. Началось бегство капиталов из Франции, несколько тысяч богатых французов поменяли гражданство, для того чтобы не платить данный налог. В феврале 2015 г. решением конституционного суда Франции этот налог был отменён. Непоследовательность политики Ф. Олланда привела к тому, что он стал самым непопулярным президентом послевоенной Франции. На президентских выборах в 2017 г. победу одержал центрист Э. Макрон. Внешняя политикаНаученная горьким опытом двух мировых войн, Франция особое внимание уделяла вопросам обеспечения безопасности. В период голлизма страна создала собственную триаду ядерных сил (ракеты наземного базирования, подлодки с ядерными ракетами, авиация, способная нести ядерное оружие), французские войска были выведены из-под военного командования НАТО. Главным приоритетом стало развитие стратегического партнёрства с Западной Германией (Елисейский договор 1963 г.) и активизация европейской интеграции в рамках Европейского сообщества (Римский договор 1957 г.). Де Голль препятствовал вхождению Великобритании в ЕС, рассматривая Лондон в качестве троянского коня США в Европе. Франция не пела на сближение с США и развивала отношения с СССР, это стало характерной чертой политики страны. Цель такого балансирования — обеспечение самостоятельной роли Франции в мире, или «величия Франции», как говорил де Голль. После де Голля Франция пошла на сближение с США и НАТО. Париж стал главным инициатором углубления интеграции и создания Европейского союза. В марте 2009 г. по инициативе Н. Саркози Франция вернулась в военную систему НАТО, войдя в состав военных командований. Проверьте себя
Подумайте
Дополнительные материалыВ. Жискар д'Эстен о французской политической истории В ряду великих держав Франция стоит среди тех, кто хуже всего управлял своим общественным развитием: французское общество эволюционировало хаотически, преодолевая многочисленные препятствия и ограничения революционными рывками. Отсюда и постоянная смена режимов, конституций, отсюда и пять республик за то время, что у Соединённых Штатов была лишь одна.
|
|
Узнать стоимость написания
|