Учебник для 9 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

§ 1—2. Индустриальное общество в начале XX в.

  • Что такое промышленная революция XVIII—XIX вв.? Назовите главные черты индустриального общества.

Новая индустриальная эпоха

Промышленная революция XVIII—XIX вв. открыла новую страницу в истории. Началось формирование индустриального общества в странах Европы и Северной Америки. В конце XIX — начале XX в. всё новые и новые трубы заводов продолжали подниматься в небо, всё более крупные торговые корабли спускались на воду, гудки паровозов были слышны уже в самых отдалённых провинциях.

В конце XIX — начале XX в. завершается создание системы мировой торговли и почтовой связи благодаря бурному строительству железных дорог и пароходов. Тяжёлая промышленность, производство угля и стали определяли особенности индустриализации второй половины XIX в. В начале XX в. были построены трансконтинентальные железные дороги в США, Канаде, России. В плавание вышли гигантские океанские лайнеры, в том числе печально известный «Титаник», затонувший в 1912 г. Но это были последние аккорды «эпохи угля и стали».

Мир паровозов и пароходов отступал в прошлое. Наступал новый этап индустриальной эпохи. Быстрота изменений поражала современников. Они заметили характерную черту развития XX в., проявившуюся уже в начале века, — ускорение перемен. В 1903 г. на несколько мгновений в воздух поднялся первый самолёт, а уже в 1919 г. был совершён перелёт через Атлантический океан.

Начался век электричества, электрических и дизельных моторов, автомобиля и самолёта, телефона и телеграфа, радио. В чём причина столь кардинальных перемен?

В конце XIX — начале XX в. в ведущих странах Европы и США произошёл быстрый и радикальный перелом в технологическом и экономическом развитии.

Рис. Строительство «Титаника» и «Олимпика» на судоверфи в Белфасте. 1910 г.

В это время развёртывается вторая промышленно-технологическая революция. Сущность таких революций состоит в ускоренном развитии новых отраслей промышленного производства, новой техники и технологии. Новыми бурно растущими отраслями стали машиностроение, включая автомобильную промышленность, электротехническая и нефтехимическая промышленность.

Востребованность новых технологий, их стремительное и массовое внедрение были обусловлены обострившейся конкуренцией не только между предприятиями за массового покупателя новых товаров, но и между странами, которые стремились ответить на новые вызовы времени.

К началу Первой мировой войны для нескольких ведущих индустриальных стран ускоренное развитие тяжёлой промышленности как основы индустриализации завершилось. Технологической зрелости в начале XX в. достигли несколько передовых стран — Великобритания, Германия, Франция, США, Бельгия. «Эпоха угля и стали» в этих странах закончилась. На путь ускоренной индустриализации стали в конце XIX — начале XX в. Россия, Швеция, Италия, часть Австро-Венгрии, Канада, Япония.

В то же время развитие тяжёлой промышленности оставалось важным для многих государств мира вплоть до второй половины XX в. В некоторых странах индустриализация в XIX в. ещё не начиналась. Они осуществляли «догоняющее развитие» уже в XX в. Модернизация в них проходила в условиях, когда в ряде ведущих стран уже сложилось индустриальное общество.

В начале века в передовых странах промышленное производство уже преобладало над сельскохозяйственным. Сельское хозяйство также постепенно становилось одной из отраслей индустриального производства благодаря применению новой техники, тракторов, удобрений. В начале века из села шёл огромный отток населения в города. Выходцы из деревни пополняли прежде всего ряды рабочих.

Главным вектором исторического развития индустриального общества стало увеличение числа занятых в промышленности и сокращение работников в сельскохозяйственном производстве.

Число занятых в промышленности в Великобритании, а затем в США и Германии уже в начале XX в. превысило численность работающих в сельском хозяйстве. Великобритания была впереди всех - 9 % населения было занято в сельском хозяйстве в 1911 г. Этот важнейший показатель степени индустриализации страны был иным для Франции и Италии, где большая часть населения продолжала работать в сельском хозяйстве (43 % населения во Франции). Около 80 % населения России жило сельскохозяйственным трудом.

Бурный рост городов и городского населения (урбанизация) был характерен для всех стран, в которых происходило формирование индустриального общества в начале XX в. В 1880 г. в Европе насчитывалось 8 городов с населением свыше 1,5 млн человек, а в 1914 г. их число увеличилось до 29. Быстрый рост городов происходил и в США. Именно городские жители составляли основную массу покупателей товаров индустриального общества.

Начало массового производства промышленных товаров, концентрация производства и капитала, усиление регулирующей роли государства в экономике и особенно расширение социальных функций государства стали в начале века наиболее важными чертами развития индустриального общества.

В начале XX в. начинается массовое производство промышленных товаров. Это были лишь первые шаги на пути к массовому производству в XX в. Раньше было массовым только производство продуктов питания и одежды. В начале века появляется поточное производство и первые конвейерные линии.

Первый конвейер по выпуску автомобилей был запущен Генри Фордом в 1914 г. Он внедрил предложенный Тейлором принцип разделения трудового процесса на ряд простых операций и использовал гибкие системы оплаты труда в целях интенсификации производства. Изменился сам характер труда: он становится монотонным, изнуряющим. Значительная часть промышленного рабочего класса была уже сконцентрирована на крупных предприятиях.

Рис. Автомобили модели Т в конце поточной линии. 1913 г.

Массовое промышленное производство меняло быт и условия жизни людей. В домах рабочих в Англии появляются газовые плиты, в многоэтажных домах — лифты, массовым становится производство швейных и пишущих машинок. Телефоны появляются не только в конторах, но и в квартирах, в США их уже миллионы. Америка была охвачена бумом строительства небоскрёбов. В Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне, Париже, Будапеште и других крупных городах массовым видом транспорта становится метрополитен. Миллионными тиражами издаются газеты. На улицах, уже освещаемых электрическими фонарями, появляется всё больше трамваев и автомобилей. В годы Первой мировой войны ежегодное производство автомобилей уже измеряется миллионами штук.

В начале XX в. усилились процессы концентрации производства и капитала. Концентрация шла неодинаковыми темпами в разных странах и приобретала различные формы. В США это были корпорации, тресты, контролировавшие значительную часть добычи угля, нефти, производства стали. В рамках треста объединялись отдельные предприятия, которые становились держателями части акций единого треста. Так происходила концентрация промышленного капитала. В европейских странах, и прежде всего в Германии, концентрация в экономике проходила в форме создания координирующих структур, определявших общие правила поведения на рынке, — синдикатов и картелей. Синдикаты обеспечивали возможности прежде всего сбыта однотипной продукции большого числа различных предприятий.

Координация усилий промышленных предприятий, вплоть до их слияния и централизованного управления, отвечала задачам массового производства стандартизированной унифицированной продукции.

Концентрация производства и капитала не означала ликвидации малого бизнеса. Доля индивидуальных предприятий в производстве продукции падала в начале века во всех индустриальных странах. Мелкие фирмы разорялись. Но на их месте появлялось ещё большее число новых фирм, поэтому количество мелких фирм (прежде всего в сфере услуг) в целом неуклонно увеличивалось.

В начале XX в. усилились процессы концентрации банковского капитала. Появились гигантские акционерные банки, способные обслуживать крупнейшие предприятия, которые требовали больших инвестиций — вложений в производство.

Начался настоящий бум создания крупных акционерных обществ. Около трети всех предприятий в США были акционерными обществами. Фондовая биржа, где продавались и покупались акции предприятий, стала регулятором экономического развития.

Стоимость акций зависела от эффективности работы предприятия и других показателей. Механизм свободной купли-продажи акций создавал возможность перелива капитала от одного предприятия к другому, из одной отрасли в другую и придавал особый динамизм развитию экономики. Этот процесс был характерен для США, а в европейских странах перелив капитала осуществлялся преимущественно через банки и инвестиционные компании.

Слияние промышленного и банковского капитала привело к формированию финансового капитала. Банки уже не просто предоставляли ссуду предприятию, но и становились держателями пакетов акций предприятий и участвовали в управлении производством. Так формировался финансовый капитал.

Антимонопольная (антитрестовская) политика

Европейские государства поощряли создание синдикатов и картелей, видя в них механизмы регулирования сложных экономических процессов.

В США процессы концентрации в экономике сопровождались попытками со стороны корпораций и трестов установить цены по сговору, ограничить конкуренцию и получить дополнительные доходы. Началось с железнодорожных компаний, которые стали произвольно повышать цены на перевозки. В стране рос протест против засилья монополий, требовалось вмешательство государства. В США были приняты антитрестовские законы. В результате ряд трестов был расформирован, в том числе и гигантский нефтяной трест Рокфеллера — «Стандарт ойл компани» — в 1911 г. Железнодорожные тарифы не могли быть подняты выше того предела, который отныне устанавливало правительство. Антимонопольное законодательство США имело целью регулирование конкуренции, создание возможностей для состязания между крупными корпорациями, а также обеспечение доступа на рынок новых поставщиков.

Усиление роли государства в экономической жизни

К началу XX столетия исчерпал себя частнохозяйственный вариант рыночного саморегулирования. Идеи классического либерализма о невмешательстве государства в экономику пришлось оставить прошлой эпохе. Постепенно (с конца XIX в.) стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика.

При содействии или активном участии государства формировалась инфраструктура индустриального общества, т. е. те базовые системы, которые обеспечивают все отрасли экономики и сами условия жизни общества: транспортная система — дороги, финансовая система — стабильная национальная валюта, энергетическая система — производство электроэнергии, социальная система — социальное страхование, образование, медицина и т. д. Важной сферой государственного регулирования становится антимонопольное законодательство и охрана природы. Так, в США первые законы об охране (консервации) природных ресурсов были приняты уже в 1906—1908 гг.

Государство путём принятия законов и создания специальных органов государственного управления стало активно регулировать экономические отношения, устанавливая правила поведения на рынке для коммерческих банков и корпораций, мелкого бизнеса и индивидуальных предприятий, поставщиков и потребителей. Государство начинает активно участвовать в разрешении конкретных трудовых конфликтов между бастующими рабочими и капиталистами. Таким образом, государственное регулирование становится одним из важнейших факторов развития капиталистической экономики.

В начале XX в. усилилась роль государства в сфере финансов. Для динамичного развития нужна была стабильная валюта и контролируемая финансовая система.

В европейских государствах утвердилась система центральных банков. Во Франции Центральный банк подчинялся правительству, во многих других европейских странах находился под контролем парламента. В США в 1914 г. была создана гибкая финансовая система из 12 региональных банков - Федеральная резервная система (ФРС) во главе с Федеральным управлением в Вашингтоне, которое обеспечивало, как и центральные банки европейских стран, контроль над денежным обращением, коммерческими банками и выпуск бумажных денег.

Формы и методы государственного вмешательства в экономическую жизнь были различными. Если в США государство ограничивалось часто регулированием, то для ряда европейских стран было характерно прямое участие государства в экономической жизни: действовали государственные компании, например в электроэнергетике, на транспорте и т. д.

Усиление роли государства в экономике сопровождалось ростом государственных расходов. Это, в свою очередь, требовало повышения налогов. Во многих странах началась борьба за налоговую реформу. В центре внимания был налог на крупные состояния и высокие доходы. Противники такой реформы вели ожесточённую борьбу.

Социальный реформизм в начале века

Инициатором социальных реформ стала Германия. В 1880-е гг. правительство Бисмарка начало осуществлять план социального страхования. К 1914 г. во всех европейских странах были приняты законы о компенсации за производственный травматизм, различные системы страхования и вспомоществования (по случаю болезни, инвалидности и др.). Начала складываться система помощи малоимущим. Был введён 8-часовой рабочий день для отдельных категорий рабочих (в Великобритании — для горняков, работающих в ночную смену). Во многих европейских государствах в начале века был запрещён детский труд, были приняты законы о пенсиях по старости для рабочих. Однако возраст для получения пенсий был установлен высокий — с 70 лет, во Франции — с 65 лет. Пенсионное страхование для всего населения страны было введено в 1913 г. только в Швеции. В США реформы, предусматривающие ограничение труда женщин и детей, установление 8-часового рабочего дня, действовали лишь в некоторых штатах.

Важным направлением в социальной политике индустриальных стран стало развитие образования, науки, здравоохранения. В странах с католическими традициями, прежде всего во Франции, Италии, Испании, в начале века был ликвидирован контроль церкви над школьным образованием. Государственная обязательная светская школа с бесплатными завтраками стала общим явлением для развитых стран Европы. К началу Первой мировой войны грамотными в индустриальных странах Запада были 9/10 взрослого населения, а срок обучения в школах в среднем составлял 8 лет.

Для развития социальной сферы в начале XX в. индустриальные страны уже имели значительные средства.

В начале XX в. определились два пути реализации накопленного экономического потенциала. Один путь — социальные реформы, перераспределение части производимого богатства на социальные цели для преодоления негативных последствий урбанизации, ликвидации контрастов богатства и нищеты, оздоровления окружающей среды и т. д. Другой путь — военная и внешнеэкономическая экспансия, милитаризация. Такой путь избрали Германия, Япония. В канун войны все ведущие индустриальные страны (кроме Швеции, США и др.) были вовлечены в гонку вооружений.

Проверьте себя

  1. Какие страны достигли технологической зрелости к началу XX в., а какие встали в это же время на путь ускоренной индустриализации?
  2. Как процессы увеличения занятости в промышленности проходили в различных странах?
  3. Почему в начале XX в. быстро росли города?
  4. Как массовое промышленное производство меняло быт и условия жизни людей в начале XX в.?
  5. Каковы причины процессов концентрации в экономике? Как они протекали в различных странах?
  6. Чем была вызвана к жизни антимонопольная (антитрестовская) политика? Каковы её цели?

Подумайте

  1. Каким вызовам времени отвечали серьёзные перемены в экономическом развитии в начале XX в.?
  2. Выясните основные черты индустриального общества. Обсудите, какие из них были главными и как они были связаны между собой.
  3. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте доклад «Признаки индустриального общества» на примере США, выделив и обосновав главные и второстепенные, с вашей точки зрения, признаки.
  4. Почему усилилась роль государства в экономике в начале XX в.? Каковы главные направления госу да равен ного регулирования?

Дополнительные материалы

Единство мира и экономика великих
держав в начале XX в.

Индустриализм и единство мира. В начале XX в. сложилось единое мировое хозяйство. Определяющую роль в этом процессе сыграли индустриальные страны. Темпы их экономического роста были почти в три раза выше показателей всего остального мира. Таким образом, разрыв между промышленными странами и всем остальным миром быстро увеличивался. Не надо думать, что новые явления коснулись лишь незначительной части мира. В индустриальных и ставших на путь индустриализации странах жило в первые десятилетия XX в. около трети населения земного шара.

Индустриальные страны вовлекли в международный обмен весь мир. Самые удалённые уголки планеты подключились к системе мировой торговли. Капиталу становилось тесно в национальных рамках. Развитие предпринимательской инициативы было связано с появлением новых средств коммуникаций — телеграфа и телефона, автомобиля и самолёта. Невиданные размеры в начале века приобрёл вывоз капитала. Он состоял из двух потоков — международного движения предпринимательского капитала и расширения практики правительственных займов иностранным государствам. Ушла в прошлое экономическая обособленность многих стран. По всему миру начали создаваться первые филиалы крупнейших заводов, а также филиалы и отделения страховых компаний и банков. Железные дороги, автомобильные трассы, порты строились везде, где имелись рынки сбыта, возможности добычи сырья и производства аграрной продукции.

Стабильность международной валюты в начале XX в. способствовала расширению мировой торговли. Вплоть до Первой мировой войны действовал «золотой стандарт»: в любой момент можно было обменять валюту на золото. Фунт стерлингов, являвшийся мировой валютой, был равен 1/4 унции золота.

Невиданной на рубеже веков и в начале XX в. была массовая миграция населения. За период с 1870 по 1914 г. из Европы выехало около 26 млн человек. Уезжали главным образом из Италии, Австро-Венгрии, Балканских земель и Российской империи. Люди бежали от нищеты и национальных притеснений.

Неравномерность экономического развития. Бурное экономическое развитие породило новое соотношение сил между великими державами.

Прорыв в экономическом развитии в конце XIX — начале XX в. совершили США. Перед Первой мировой войной Соединённые Штаты уже производили почти треть всей мировой промышленной продукции. Объём промышленного производства с 1900 по 1914 г. удвоился. США вышли также на первое место в мире по объёму сельскохозяйственной продукции и её экспорту.

Бурное экономическое развитие США в начале века объясняется многими причинами. Прежде всего эта страна имела большой и растущий внутренний рынок, который создавал условия для постоянного увеличения производства промышленных и сельскохозяйственных товаров. Этому способствовали и бум рождаемости, и огромный приток людей из-за океана. В первые полтора десятилетия XX в. в США переселилось около 15 млн человек. В Америку прибывали люди в большинстве своём энергичные, самостоятельные, которые рассчитывали прежде всего на самих себя. Главный фактор динамичного развития американской экономики — отсутствие традиций всевластия чиновников и жёсткой регламентации экономической и общественной жизни, характерной для многих европейских стран.

В Америке сформировалась другая традиция — традиция причастности населения ко всему, что происходит, — от строительства дорог и жилья до формирования структур местной власти и распределения между ними полномочий. Главную роль в этом сыграли различные независимые от власти организации и сообщества людей, формировавшиеся исключительно снизу, — гражданское общество как совокупность таких структур, которые обеспечивают возможность реализации частных и общих интересов, вовлеченность граждан в решение различных общественных задач.

Накануне Первой мировой войны Германия вышла на второе место в мире пэсле США по объёму промышленного производства, опередив Великобританию.

В основе бурного подъёма Германии лежало несколько важных причин. После объединения страны появился значительный внутренний рынок. В отличие от Великобритании и Франции, население Германии росло быстрыми темпами После присоединения Эльзаса и Лотарингии с запасами железорудных месторождений германская тяжёлая промышленность получила благоприятные условия для ускоренного развития.

Если в США важным фактором экономического развития была экономическая свобода, то в Германии важную роль в индустриальном рывке страны сыграло государство. Государственные заказы на производство вооружений и курс на милитаризацию страны стимулировали развитие промышленности, и прежде всего тяжёлой. Отсутствие большой колониальной империи также заставляло концентрироваться преимущественно на внутреннем развитии.

Патриотический подъём после объединения страны, а также известное немецкое трудолюбие, дисциплинированность, педантичность были не последними факторами, обеспечившими динамизм экономического развития Германии в начале XX в.

Несмотря на снижение доли в общемировом промышленном производстве, Великобритания в начале XX в. оставалась ведущей финансовой и крупнейшей колониальной державой мира. Британский фунт стерлингов был главной мировой валютой, и страна обеспечивала около половины мировых капиталовложений (44 % в 1914 г.).

Более четверти земной поверхности (территория Британской империи) гордо закрашивалось в британских атласах красным цветом. Британская экономика была построена на широких взаимосвязях с заморскими рынками. Недостижимой для других европейцев была морская мощь Великобритании. По тоннажу британский торговый флот превосходил флоты всех других европейских государств, вместе взятых.

Силу и слабость Великобритании составляла её империя — она обеспечивала её мощь, и она же истощала страну. Вызов британскому могуществу бросила Германия.

Растущая мощь Германии вызывала опасения со стороны Франции. Франция несколько отставала от темпов индустриализации, характерных для Германии. Доля Франции в мировом промышленном производстве снизилась до 6 % к 1914 г. Нельзя не вспомнить, что Франция после поражения в 1871 г. выплатила огромные репарации и потеряла Эльзас и Лотарингию.

Рис. Спуск на воду в Портсмуте (Великобритания) первого броненосца «Дредноут». 1906 г. Это событие открыло «эру дредноутов» и положило начало гонке морских вооружений

Главные причины отставания Франции были вызваны спецификой её экономического развития. Франция в начале XX в. была страной мелких собственников в городе и деревне. Преобладание аграрного населения и медленные темпы формирования широкого слоя покупателей массовых товаров — жителей городов — сказывались на экономическом развитии. Налицо была узость внутреннего рынка. В то же время крупный банковский капитал, имевший давнюю традицию во Франции, был оторван от капитала промышленного. Промышленники руководствовались лозунгом «Производить мало, но дорого». А банкиры предпочитали вкладывать деньги за рубежом в виде займов правительствам различных стран, среди которых была и Россия. Такие вложения считались более надёжными по сравнению с вложениями капитала в производство. Именно это было необходимо тем людям, которые жили исключительно на доходы от ценных бумаг. Таких людей называли рантье. Их во Франции было около 2 млн человек. При этом Франция пыталась использовать размещение французских капиталов в политических целях, в частности привлекая на свою сторону Россию и Италию.

Франция занимала почётное четвёртое-пятое место по многим экономическим показателям, оставаясь второй колониальной державой мира и вторым финансовым центром (после Великобритании) формирующейся мировой экономики.

Австро-Венгрия. В начале века Австро-Венгрия по территории и населению была одним из крупнейших государств Европы. По уровню промышленного развития страна значительно опережала Италию, но уступала Франции. Австро-Венгрию называли «лоскутная империя». В отличие от других ведущих стран Европы, она была многонациональным государством. Нарастание межнациональных противоречий ослабляло австро-венгерскую монархию. В австрийских, чешских и отчасти венгерских землях начались процессы ускоренной индустриализации. В то же время в сельскохозяйственных районах украинских, словацких, хорватских, румынских земель царили застой и нищета. В отдельных сельских регионах сохранялись полуфеодальные отношения. Миллионы людей покидали империю из-за бедности и неустроенности, национальных притеснений.

Италия. Встав на путь ускоренной индустриализации позднее, чем ведущие европейские государства, Италия производила к началу войны лишь 2,4 % мировой промышленной продукции. В начале XX в. страна стала важным объектом вложения иностранного капитала. Слабость итальянской экономики выражалась в том, что Италия в огромном количестве ввозила промышленные товары и сырьё. Исторически сложились два региона: быстро развивающийся промышленный Север и бедные сельские районы Юга страны. Именно из Южной Италии люди устремлялись на поиски лучшей доли за океан. За 15 лет до Первой мировой войны из страны выехало 7,7 млн человек — пятая часть населения.

  1. Как менялось соотношение сил между ведущими индустриальными державами?
  2. Какие страны вышли на первые места в индустриальном развитии в начале XX в.?
  3. Составьте список стран в соответствии с местом, которое они заняли накануне Первой мировой войны по уровню экономической мощи (в порядке убывания).
  4. Какие страны стали отставать в своём развитии?

Проверьте себя

  1. Какие причины обусловили рывок в экономическом развитии США в начале XX в.?
  2. Выделите главные факторы, которые способствовали бурному экономическому росту в Германии.
  3. Почему Великобритания стала отставать от растущей мощи Германии в начале XX в.? Что мешало, а что помогало развитию британской экономики?
  4. Назовите причины отсутствия динамизма во французской экономике в начале XX в. Обсудите, какие из них были главными.
  5. В чём отличия экономического развития Австро-,Венгрии и Италии от других великих держав?
  6. Почему из Италии и Австро-Венгрии в начале XX в. выезжали миллионы людей?

Подумайте

  1. Определите, что привело к формированию единой мировой экономики и мировой торговли в начале XX в.
  2. Почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, приступили к широкому вывозу капитала? Свой ответ аргументируйте.
  3. Используя материалы из курса отечественной истории, дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте презентацию на тему «Страны - лидеры индустриального развития».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru