Учебник для 9 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

§ 11. Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция

  • Почему Великобритания и Франция продолжали развиваться, в отличие от других стран Европы, по либерально-демократическому пути?

Великобритания: Национальное правительство

Правящие круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования для предотвращения раскола в обществе. Этим целям служила испытанная тактика формирования коалиционных правительств.

В результате выборов 1929 г., на которых лейбористы по числу голосов опередили консерваторов, лидер Лейбористской партии Р. Макдональд сформировал второе лейбористское правительство. Правительство просуществовало до 1931 г. Когда премьер-министр обратился к парижским и нью-йоркским банкирам за кредитом, те потребовали сокращения социальных расходов. Лейбористы на это не могли пойти, зная, что за их спиной миллионы членов профсоюзов. Макдональд и все члены правительства подали в отставку.

Король предложил Макдональду вновь сформировать правительство, но руководство Лейбористской партии запретило ему вступать в коалицию с консерваторами и либералами и исключило его из партии. Макдональд, будучи свободен от партийной дисциплины, уже как частное лицо принял предложение возглавить коалиционное правительство, которое получило наименование Национальное правительство (1931—1935). В Лейбористской партии назрел раскол. Этим воспользовались консерваторы. Они заняли в правительстве большинство постов. Политика правящего кабинета была консервативной. Тем не менее проявленная правительством гибкость помогла чисто по-британски выйти из политического кризиса, сохранив возможность национального согласия.

В Великобритании, так же как и в других европейских странах, образовалась фашистская партия, но её влияние было ничтожным. Экстремизм и насилие противоречили менталитету англичан и британской политической культуре.

Парламент, избранный в ноябре 1935 г., с началом Второй мировой войны продлил свои полномочия и просуществовал до июля 1945 г. Утверждённое в 1935 г. правительство продолжало считаться коалиционным и «национальным». Возглавлял его консерватор Н. Чемберлен, но 10 мая 1940 г. после тяжёлых поражений во Второй мировой войне Чемберлена на посту премьер-министра сменил У. Черчилль.

Экономическая политика

Поскольку темпы промышленного развития Великобритании в 1920-е гг. были низкими, в стране не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьёзным, чтобы в стране сформировалась массовая безработица.

Протекционизм и государственная поддержка сельского хозяйства (субсидии отраслям сельского хозяйства) были главными и постоянными направлениями в экономической политике. Народ надо было кормить. Другая важная линия экономической политики — это продолжение прежнего курса на расширение и поощрение экспорта. Была поддержана судостроительная промышленность. В это время был построен роскошный океанский лайнер «Куин Мэри». Был отменён «золотой стандарт».

В отличие от США, в Англии не проводилось программ большого дешёвого строительства и общественных работ, но были приняты важные меры по расширению социального страхования и помощи безработным. Этого требовали масштабы безработицы. Своего пика она достигла в 1932 г. — 2 млн 136 тыс. человек, в 1937 г. снизилась наполовину, а в 1938 г. вновь возросла.

Великобритания была мощной колониальной державой. Она попыталась решить свои экономические проблемы в рамках Британского Содружества и сплотить империю, расширяя взаимную торговлю. По этим вопросам в 1932 г. в Оттаве состоялась имперская экономическая конференция. В 1938 г. половина британского экспорта направлялась в имперскую зону.

Для стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятий была понижена ставка банковского процента. Государственные социальные расходы, субсидии и капиталовложения в экономику представляли собой попытку ослабить кризис в духе кейнсианства.

Внешняя политика Великобритании

Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он известен как Вестминстерский статут.

Доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР — получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться в законотворчество доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении самоуправления в Индии.

Отношения с Ирландским свободным государством, созданным в результате подписания договора 1921 г., в 1930-е гг. существенно изменились. Де Валера, избранный президентом в 1932 г., ликвидировал институт генерал-губернатора как представительство монарха.

Немало беспокойства доставила Великобритании ситуация на Ближнем Востоке после распада Османской империи, где на подмандатных территориях (Палестина, Ирак, Трансиордания) нарастало националистическое движение за независимость. В 1932 г. Ираку была предоставлена независимость, он вступил в Лигу Наций. Трансиордании было позволено расширить самоуправление. Великобритании пришлось в 1936 г. гарантировать договором независимость Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом.

В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус-кво, т. е. существующего положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.

Провал конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой под напором требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора. Так, например, в связи с перевооружением Германии вместо протеста Англия предпочла вступить в переговоры, позволив Германии строить подводные лодки и довести свой флот до 35 % тоннажа британского флота.

Великобритания к концу 1930-х гг. втягивалась в гонку вооружений. За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны доля военных расходов увеличилась с 10 до 20 %. В 1936—1937 гг. в Великобритании были заложены 37 боевых кораблей. В испанском кризисе, вызванном фашистским мятежом Франко против республиканского правительства, Великобритания придерживалась политики невмешательства, что было на руку испанским и германским фашистам. В 1938 г. Чемберлен был участником Мюнхенского сговора, позволившего нацистской Германии без единого выстрела присоединить Судетскую область Чехословакии.

Британия традиционно воздерживалась от участия в коалициях со странами Восточной Европы. Однако после аннексии Австрии в марте 1938 г. и захвата Чехословакии

15 марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу, Чемберлен оказался перед необходимостью объявить Германии войну.

Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость. Народный фронт

Экономический кризис во Франции начался в 1930 г., т. е. несколько позже, чем в других европейских странах, и продолжался до 1935 г.

На парламентских выборах 1932 г. победу одержали левые: партия радикал-социалистов леволиберальной направленности (160 депутатских мест), социалистическая партия (131), коммунистическая партия (10) и др. Появилась возможность возрождения Левого блока. Однако социалисты отказались войти в правительство. В период 1932—1936 гг. правительства формировались на основе коалиции разнородных партий и групп и потому были весьма неустойчивы. Смена кабинетов происходила в среднем через 3—4 месяца.

Особенно острые разногласия вызывала экономическая политика. В этот период правительства старались сократить расходы и сбалансировать государственный бюджет, сохранить «золотой франк». Эти меры привели к росту безработицы и обнищанию населения. Углублению кризиса способствовало также прекращение с 1931 г. поступлений репарационных платежей. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики — лёгкой промышленности, парфюмерии, виноделию, сельскому хозяйству и пр.

Парламентский кризис и угроза фашизма

Политика правительств подвергалась критике как слева, так и справа. Особенно агрессивными были нападки со стороны крайне левых и фашистских организаций. Повторяя лозунги итальянских и германских фашистов, французские экстремисты требовали ликвидации прогнившего парламента, уничтожения коммунизма и установления диктатуры. В идеологии французского фашизма важнейшее место занимал антипарламентаризм. Однако фашизм во Франции имел свои особенности. У него не было массовой базы, не сложилось единой партии. В движении соперничали около десятка организаций. Среди них основными были «Французское действие» и «Боевые кресты» под руководством честолюбивого потомка угасшего аристократического рода полковника графа Казимира де ля Рока.

6 февраля 1934 г. около 40 тыс. фашистов начали штурм Бурбонского дворца, где заседал парламент. Поводом для выступления под лозунгами «Долой парламент!», «Долой воров!» послужило дело авантюриста и мошенника А. Ставиского, распространившего фальшивые облигации под несуществующие драгоценности. В финансовом скандале оказались замешаны многие депутаты и министры. Бурбонский дворец захватить не удалось, но фашисты добились отставки правительства радикала Э. Даладье. Политический маятник качнулся вправо. В новое правительство вошли лидеры главным образом правых партий.

Формирование антифашистского фронта

Попытка фашистского переворота всколыхнула страну. Развернулось мощное антифашистское движение.

27 июля 1934 г. по предложению социалистов был подписан Пакт о единстве действий коммунистов и социалистов. Партии отказывались от взаимной критики. Это было началом создания единого антифашистского фронта. Во многом это произошло под влиянием событий начала 1930-х гг. в Германии, где коммунисты, руководствуясь рекомендациями Коминтерна, вели борьбу с социал-демократами, которая завершилась уничтожением фашистами как коммунистов, так и социал-демократов.

Следующим шагом стало присоединение к совместным антифашистским действиям партии радикалов. Именно тогда появился лозунг Народного фронта, который символизировал новое общественно-политическое движение.

Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации создали Национальный комитет Народного фронта и решили совместно участвовать в парламентских выборах с общей программой. В апреле—мае 1936 г. состоялись парламентские выборы, на которых партии и организации Народного фронта завоевали почти две трети мест в Национальном собрании и могли сформировать правительство.

Деятельность правительства Народного фронта

Впервые в истории Франции ответственность за руководство правительством с одобрения партии взял на себя социалист Леон Блюм. Коммунисты поддержали правительство, но войти в его состав отказались.

Сразу после майских выборов по Франции прокатилась волна забастовок. Дело доходило до захвата фабрик и заводов рабочими. Во главе этого движения стояли анархо-синдикалисты, призывавшие заменить государственную власть самоуправлением трудящихся, объединённых в профсоюзы. Блюм отказался применить силу и побудил Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ) и Всеобщую конфедерацию предпринимателей подписать Матиньонское соглашение (от названия резиденции правительства), которое получило наименование «французский новый курс». По соглашению рабочие получили права на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров с предпринимателями, повышение заработной платы в среднем на 12 % и др. и в свою очередь обязались прекратить стачки.

Правительство Блюма приняло ещё ряд законов — о рабочих советах в промышленности, минимальном двухнедельном отпуске, 40-часовой рабочей неделе, разрешении трудовых конфликтов через обязательное посредничество и арбитраж.

Одной из самых популярных мер было сокращение на 40 % железнодорожных тарифов для всех рабочих, отправляющихся в отпуск. Летом сотни тысяч рабочих впервые в жизни смогли отдохнуть на пляжах Лазурного берега. 20 млрд франков было выделено на общественные работы для безработных. Подобно Рузвельту, Блюм использовал предлагаемый Кейнсом метод «накачки спроса» путём увеличения государственных расходов.

В области сельского хозяйства была введена отсрочка на уплату процентов и возврат кредита, было создано, как и в США, Зерновое бюро по скупке продовольствия по льготным ценам, поощрялась выпечка хлеба из французских сортов пшеницы.

Кроме того, была проведена частичная национализация военной промышленности, реорганизована работа Французского банка.

В течение лета 1936 г. парламент принял свыше сотни законов в соответствии с программой Народного фронта. Важнейшими из них были закон о роспуске военизированных фашистских организаций и прогрессивное законодательство в социальной области.

Во Франции проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм) и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую сферу социальных услуг.

Угроза фашизма во Франции была пресечена. Политика реформ сняла социальное напряжение в стране, помогла выйти из экономического кризиса.

В апреле 1938 г. правительство возглавил правый радикал Э. Даладье. В ноябре 1938 г. радикалы выпели из Народного фронта. Коалиция Народного фронта распалась.

Сдвиг правительства вправо и разрыв радикалов с Народным фронтом резко изменили ситуацию во Франции. Ухудшилось также положение Франции в сфере национальной безопасности. После установления в марте 1939 г. франкистского режима в Испании Франция оказалась в окружении трёх фашистских государств.

Проверьте себя

  1. Почему в Великобритании экономический кризис начала 1930-х гг. был не столь глубоким, как в континентальных европейских странах?
  2. Какими методами Национальное правительство в Великобритании добивалось национального согласия?
  3. Какова роль имперской политики Великобритании в преодолении экономических трудностей и сплочении Содружества?
  4. Какие изменения политики Англии в Британском Содружестве произошли в 1930-е гг.?
  5. Какую роль сыграло вступление коммунистической партии в союз с социалистами для достижения общенационального единства и пресечения фашистской опасности?

Подумайте

  1. Какие факторы и действия политических сил не позволили фашистскому движению прорваться к власти во Франции?
  2. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, аргументируйте необходимость формирования коалиционного правительства (Национального правительства в Великобритании и Народного фронта во Франции) от имени разных политических партий.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru