Учебник для 8 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

§ 30. Африка: континент в эпоху перемен

  • Какие государства существовали в Африке в Средние века?
  • Когда и в связи с чем возникла работорговля?

Таинственный Чёрный континент

К началу XIX в. Африканский континент населяли различные народности, продолжалось переселение целых народов и их формирование. В Северной, Восточной и Северо-Западной Африке в основном проживали арабы. В восточной и южной частях континента проживала многочисленная народность банту (в том числе племена зулусов и кафров), принадлежащая к негроидной расе.

Народы негроидной расы населяли также Западную Африку, готтентоты и бушмены — юго-запад, мальгаши (потомки индонезийских переселенцев) — остров Мадагаскар.

Все эти народы находились на различных уровнях культурного, общественного и экономического развития. У одних (Эфиопия, Египет, Тунис, Марокко, Судан и остров Мадагаскар) уже сложились крупные государственные или национальные образования, у других ещё сохранялись родовые отношения. Государства, образовывавшиеся в Тропической и Южной Африке, возникали при отсутствии частной собственности на землю, так как считалось, что земля не может кому-то принадлежать.

Пигмеи, жившие небольшими группами в лесах по течению реки Конго, принадлежали в XIX в. к числу наиболее отсталых народов мира. Они ещё не знали оседлого образа жизни и занимались охотой и собирательством в пределах строго определённой охотничьей территории. Бушмены (из Анголы) вели жизнь людей каменного века, хотя у них существовали государственные образования в ряде районов реки Конго. К числу древнейших государств Западной Африки относятся Гана и Мали.

У многих африканских народов высокого развития достигла культура земледелия, особенно выращивание кофе, арахиса, какао-бобов. Основными статьями африканского экспорта были слоновая кость, золотой песок и чёрные рабы.

Некоторые африканские народы знали письменность и имели свою литературу.

Культы и религии Африки

У африканских народов не существовало единой религии. Местные верования представляли собой множество родоплеменных культов: культ предков, культ природы и стихий и т. д. Все верования были проникнуты колдовством и магией — приёмами и действиями, которым воображение приписывало способность оказывать воздействие на мир.

Вера в богов соединялась с обожествлением живых и мёртвых правителей — царей или королей. Существовал культ царей — жрецов, личность которых окружалась множеством табу (запретов), а их воцарение и смерть сопровождались специальными обрядами.

Так, в государстве Лоанго (район Нижнего Конго) никто из жителей под страхом смерти не мог видеть, как ест король. В случае смерти короля по всей стране гасили очаги, запрещалась всякая деятельность: охота, рыболовство, торговля и т. п. Люди не должны были менять одежды, стричь волосы. Так продолжалось вплоть до дня вступления на трон нового короля, и этот же день был днём похорон предшественника. Умершего сжигали в пламени священного огня, который зажигали юноша и девушка.

В государстве Бакуба (внутренние районы Конго) король, олицетворявший силу и благополучие всего народа, не мог умереть своей смертью — от старости или болезни: по традиции его душили, не дожидаясь естественного конца.

В традиционных обществах Африки наряду с колдунами уже появились и жрецы, группировавшиеся вокруг храмов отдельных божеств. Храмы обычно представляли собой простые сооружения из дерева и пальмовых листьев, но при этом они владели землями и рабами, громадными богатствами, которыми распоряжались жрецы.

В то же время в Африке распространялись мировые религии — христианство и ислам. Ислам распространялся из Северной Африки, где жило арабское население. Католические и протестантские миссии ещё до колонизации обращали население в христианскую веру.

Раздел Африки

Начавшиеся ещё в конце XV в. колониальные захваты тяжело отразились на жизни африканских народов. Нарушались традиционные торговые связи, колониальные войны приводили к разрушению местных промыслов, а иногда и к гибели целых государств. Кровавым кошмаром называли работорговлю, продолжавшуюся до середины XIX в. Она стоила народам Африки потери не менее 100 млн человек. Крупнейшими базами работорговли стали первые колонии Португалии — Анголя и Мозамбик. В XVIII в. в Африке были государства, правители которых занимались охотой за людьми. На первых порах, в XVII—XVIII вв., европейцы в глубь континента не продвигались. Этому мешали отсутствие дорог и тяжёлый климат. Всё необходимое — чёрных рабов, золотой песок, слоновую кость — на побережье доставляли посредники, связывавшие европейских купцов с правителями африканских государств, поставлявших «живой товар». Поэтому европейских колоний в Африке долго не было. Исключением стала колонизация европейцами Южной Африки.

Ещё в начале XVII в. началась колонизация европейцами Южной Африки. Сначала служащие Нидерландской Ост-Индской компании основали поселение недалеко от мыса Доброй Надежды. Оно получило название Капстад — современный Кейптаун. На эти земли стали стекаться бежавшие из Европы от религиозных преследований кальвинисты. Новая колония расширялась за счёт захвата земель у коренного населения (племён готтентотов и бушменов).

Переселенцы из Нидерландов называли себя бурами (бур — крестьянин, мужик). К голландским поселенцам добавились выходцы из Франции и Германии. Религия была у всех одна, все принадлежали к реформаторской церкви и считали себя избранным народом. Постепенно на основе единой религии и исторической судьбы, общего языка — африкаанс (возник в результате смешения голландского, немецкого, английского и местных языков) сформировалась особая национальная общность, народ, который называл себя бурами.

В XIX в. Африка переживает большие потрясения — торговый колониализм перерастает в промышленный. На смену работорговцам пришли европейские капиталисты, заинтересованные в сбыте фабричных товаров и добыче богатых природных ресурсов Африки. Европейские страны, используя преимущества, которые им дала индустриальная революция, делят континент на сферы влияния и создают свои колонии.

Колонизация особенно активизируется в последней трети XIX в., когда усилился процесс завоевания глубинных территорий Африки. Каждая европейская страна стремится присвоить себе как можно больше территорий, продвигаясь от побережья в глубь континента. Колонии становятся рынками сбыта и предметом национальной гордости колонизаторов, создающих колониальные империи.

Борьба за полный её раздел европейскими державами привела к появлению французской, британской, германской Африки и т. д.

Правительства стран-колонизаторов пытались оправдать перед общественным мнением свои территориальные захваты желанием самих африканцев встать под их защиту. В подтверждение этого политики часто показывали договоры о протекторате, подписанные путешественниками или купцами их стран с каким-либо африканским королём или вождём племени. Но, как показывали дальнейшие события, стороны по-разному понимали, что означает само понятие «протекторат». Для африканцев это значило не более чем установление дружеских отношений; землю, полученную от предков, по их представлениям, никто не мог у них отнять. Государственный флаг, который им оставлялся после подписания договора, коренные жители воспринимали просто как красивый подарок, а не знак принадлежности к другой стране. И если приходили новые «гости» — заключался новый договор о протекторате и вывешивался новый флаг.

К 1900 г. территориальный раздел завершился, в руках колонизаторов находилось более 90% территории Африканского континента. Независимость удалось сохранить лишь Либерии и Эфиопии. Однако первая стала сферой влияния США, а вторая — Англии, Франции и Италии.

Свободная республика

Создание Либерии связано с борьбой против рабства в США. В 1816 г. в Соединённых Штатах Америки было организовано Американское общество колонизации, поставившее целью переселение в Африку освобождённых в США рабов-негров. В 20-х гг. XIX в. это общество приобрело у местных вождей прибрежную территорию на Гвинейском берегу за 6 ружей, ящик бус, 2 бочки табака и другие товары общей стоимостью 50 долларов. Здесь было основано поселение Монровия, названное в честь американского президента Дж. Монро. Негры-переселенцы, свысока смотревшие на африканских собратьев, расширяли свои владения, используя силу и межплеменную рознь. В 1847 г. здесь была провозглашена Республика Либерия (от лат. libertas — свободный).

Взаимоотношения переселенцев с местным населением складывались не гладко, и всё же можно говорить о первой негритянской конституционной республике, ориентирующейся на передовой для своего времени американский конституционный стандарт. Либерия, небольшой островок, окружённый враждебной стихией, сумела отстоять свой суверенитет. Постепенно увеличивалось количество имеющих право голоса аборигенов. Росло число образованных людей, в том числе и интеллигенции. Руководители страны умело использовали противоречия между Англией и Францией. В результате Либерия избежала прямого порабощения. Но от экономического закабаления ей спастись не удалось. Страна специализировалась на добыче железной руды и производстве каучука и зависела от превратностей мирового рынка и от деятельности иностранного капитала.

Эфиопия — страна, оставшаяся независимой

История этой страны, где существовала христианская религия, началась в глубокой древности. В XIX в. Эфиопии удалось избежать печальной участи стать колонией европейских стран, тем не менее это была слаборазвитая страна, которая состояла из достаточно самостоятельных феодальных княжеств, имевших свои войска и собственное управление. Феодальной раздробленностью и междоусобицами неоднократно пытались воспользоваться европейские державы. Угроза порабощения европейскими колонизаторами нависла над страной.

В этих условиях в 50-е гг. XIX в. к власти пришёл негус (верховный властитель) Теодорос II (1855—1868), которому удалось объединить эфиопские земли и покончить с междоусобицами. Он провёл ряд реформ, направленных на ограничение власти феодалов и усиление центральной власти, на поддержку церкви с одновременным подчинением её государству, уменьшил налоги, запретил работорговлю. Целый ряд реформ, проведённых в области хозяйственной жизни, способствовал развитию торговли. В страну приглашались европейские специалисты.

В годы феодальных междоусобиц многие крестьяне, ремесленники совершенно забросили своё хозяйство. Поэтому Теодорос II в первые же дни своего правления обратился к населению Эфиопии с призывом, чтобы «каждый вернулся к профессии своих отцов: торговец — к лавке, крестьянин — к плугу».

Строительство Суэцкого канала сделало Эфиопию важным стратегическим объектом для европейских держав. В конце 1860-х гг. в Эфиопию вторглись английские войска. Армия Теодороса II была разбита, а он сам, не желая сдаваться в плен, застрелился.

После смерти Теодороса II в стране снова вспыхнули распри. Однако победа не принесла Англии желаемых результатов: ей не удалось укрепиться в Эфиопии. В 1895 г., как вы знаете, безуспешную попытку завоевать Эфиопию предприняла Италия.

В период империалистического раздела Африканского континента Эфиопии удалось сохранить политическую самостоятельность.

Втягивание экономики Африки в мировой рынок

Захватив Африку, европейские державы приступили к её «освоению». Уже с середины XIX в. каждый африканский регион специализировался на поставках одного или нескольких видов продукции. Производились идущие на экспорт культуры, например хлопок, арахис, какао, пальмовое масло, фрукты.

В конце XIX в. резко усилился приток капиталов в колонии. В Южной Африке крупные капиталовложения делались в добывающую промышленность, созданную на базе месторождений золота и алмазов. Строились железные дороги, шоссе, морские порты, города. Появилась потребность в квалифицированной рабочей силе, местных кадрах для колониальной администрации, а это привело к открытию школ, где изучались европейские языки. На континенте образовался слой местных чиновников, служащих, составивших вместе с традиционной верхушкой общества африканскую элиту. Но подавляющая масса африканцев с трудом воспринимала новшества, не понимала основ нового государственного устройства. Даже переселяясь в города, африканцы сохраняли общину, свои традиции и обычаи.

Однако специализация оборачивалась для континента неравноправной торговлей. Низкие цены на африканские экспортные товары определялись мировым рынком, а на приобретаемые промышленные европейские товары цены устанавливались достаточно высокие.

Этот неравный обмен и составляет одну из причин экономической зависимости Африканского континента.

Вовлечение Африки в мировой капиталистический рынок, развитие средств транспорта и связи, создание зачатков современной промышленности и т. д. — всё это осуществлялось на основе хищнического отношения к людям и природным богатствам континента.

Колониальный гнёт вызывал растущее сопротивление африканцев. Наряду с крестьянскими восстаниями в конце XIX — начале XX в. происходили движения протеста горожан, зарождавшейся интеллигенции.

Традиционные общества Африканского континента были слабо организованы и не обладали той силой, которую можно было бы противопоставить европейским колонизаторам. Это облегчило раздел Африки индустриальными странами.

Процесс колонизации всё активнее втягивал Африку в мировой рынок. Для экспорта сырья на континенте строились железные и грунтовые дороги, гавани, и создавалось это руками местного населения. Колонизаторы не щадили ни людских, ни природных ресурсов.

Проверьте себя

  1. Какие народы населяли Африканский континент? Покажите на карте места их расселения.
  2. Назовите особенности соци-тщ альной организации народов Африканского континента. Составьте перечень общих черт и различий между ними.
  3. Укажите причины усиления европейской колонизации в Африке во второй половине XIX в. и её отличия от колонизации XVI— XVIII вв.

Подумайте

  1. Дайте оценку реформаторской деятельности императора Эфиопии Теодороса II.
  2. Составьте в тетради план по теме «Социально-экономические и политические последствия колониального раздела Африки».
  3. Согласны ли вы с теорией о бескорыстии европейцев, завоёвывавших Африку только для того, чтобы ликвидировать её «отсталость» и принести африканцам культуру индустриального общества? Свою точку зрения аргументируйте.

Дополнительные материалы

Как создавалась карта Африки

Одним из первооткрывателей Чёрного континента был шотландский врач и священник Дэвид Ливингстон (1813— 1873).

Ливингстона послала в Африку миссионерская община Лондона для проповеди христианской религии коренному населению. В 1840 г. он прибыл в Южную Африку, но позднее принял решение вести миссионерскую деятельность в неисследованных районах континента. Затем доктор Ливингстон расторг свой договор с Лондонской миссионерской общиной и стал британским консулом и путешественником.

Первое своё путешествие он совершает от Замбези до Анголы и выходит к Индийскому океану, открыв водопад, названный в честь английской королевы Виктории.

В 1850 г. путешественник посетил Англию, где его встречали как национального героя. Ливингстона награждали медалями и премиями, на устраиваемых в его честь приёмах присутствовали члены правительства и королевской семьи.

В самой Великобритании рабство негров было запрещено с 1833 г., и Ливингстон ярко описывал ужасы рабства, призывая другие страны последовать примеру британцев. В его книгах, статьях и докладах высказывалась мысль, что миссионерская деятельность должна идти рука об руку с коммерцией, только так можно избавить африканцев от рабства. Выступая перед предпринимателями, он призывал их организовывать в Африке производство, рассказывая о неисчислимых запасах сырья на этом континенте. Так он надеялся изменить и улучшить жизнь африканского населения.

О Ливингстоне написано много книг и статей, и всюду подчёркивались его бескорыстие, религиозность, личная скромность, невзыскательность. Он никогда не думал о славе или собственной выгоде. Как врач, он помогал слабым и больным, отучал туземцев от алкоголя, учил их мыться, пользоваться одеждой.

После возвращения в Африку, с 1858 по 1864 г., Ливингстон исследует бассейн реки Замбези. В 1866 г. он снова едет в Восточную Африку и там исчезает.

В 1871 г. в маленьком городке на берегу озера Танганьика его находит исследователь Африки Генри Стэнли, но доктор Ливингстон отказывается вернуться в Европу. Однако Ливингстону не удалось добраться до истоков Нила, и он умер в Северной Замбии в 1873 г. от истощения и потери крови.

Известна храбрость доктора Ливингстона — он не отступал ни перед враждебно настроенными африканцами, ни перед рычащим львом. Его открытия помогли в создании карты Африки.

Подведём итоги

Вы познакомились с историей ряда стран Азии и Африки и смогли убедиться в том, что в XIX в. они оказались перед сложной проблемой: нужно было приспособиться к изменившимся обстоятельствам — усилению колониализма, мощному давлению Запада во всех сферах жизни и при этом постараться сохранить древние традиции, старый уклад жизни, обычаи и ценности, передававшиеся тысячелетиями из поколения в поколение.

Жизнь показала, что традиционное общество не имело достаточно сил для того, чтобы противостоять напору индустриально развитых государств. Только модернизация политической, экономической, общественной жизни могла помочь преодолеть сложившееся неравенство. ' Встать на путь модернизации смогла только Япония, развитие которой шло под девизом «Восточная мораль — западная техника». Политика последовательных государственных реформ, уничтоживших феодализм, готовность к заимствованию всего полезного для страны помогли ей не только сохранить свою независимость, но и превратиться в одно из наиболее сильных государств, которое встало на путь колониальных войн.

Непоследовательность и неудача реформаторской политики в Китае привели к потере политической самостоятельности страны.

Сопротивлялась колониальному капитализму и Индия, где часто происходили крестьянские восстания, некоторые из них носили религиозный характер.

На примере истории Индии мы видим, как происходило насильственное разрушение традиционного общества. Крестьяне, составлявшие большинство населения страны, жили ещё традиционными ценностями, и это мешало им приспособиться к менявшимся обстоятельствам. Современные методы ведения хозяйства, новый стиль жизни воспринимались медленно.

Находившиеся на первобытном и полупервобытном уровне развития народы Африки уже по одной только этой причине не могли оказать серьёзного сопротивления колонизаторам.

Народы Африки не имели государств, а те государства, которые уже сложились, были слабы и недолговечны и враждовали между собой.

В силу этих причин в XIX в. страны Востока стали добычей колониальных империй, в то же время они оказались втянутыми в мировой рынок, в них стало развиваться капиталистическое хозяйство.

Вопросы и задания к главе V

  1. Прокомментируйте принцип Японии: «Восточная мораль — западная техника».
  2. Подумайте, в каких событиях истории Китая XIX в. вы сталкивались с проявлениями националистической идеологии, и дайте им оценку.
  3. Индийский политический деятель Джавахарлал Неру писал: «Возник новый тип империй, испытывающих ненасытную потребность в сырье и рынках... Говорили, что „торговля следует за флагом", но довольно часто флаг следовал за Библией. Религия, наука, любовь к Родине — всё использовалось ради одной цели, ради эксплуатации более слабых и отсталых в промышленном отношении народов Земли... Христианский миссионер, отправлявшийся в путь ради истины и любви, часто оказывался аванпостом империи... Капитализм вёл к усилению националистических чувств, так что это столетие можно назвать веком национализма. Этот национализм выражался не только в любви к своей родной стране, но также и в ненависти ко всем другим странам. Следствием этого прославления своего клочка земли и презрительного отношения к чужим землям, безусловно, должны были явиться трения и осложнения между различными странами». Как вы думаете, в чём отличие колониализма XIX в. от колониализма XVI— XVIII вв.?
  4. Расскажите о действиях европейцев в Африке с точки зрения её коренных жителей.
  5. Сгруппируйте черты хозяйственной, общественной и политической жизни, общие для всех традиционных обществ в XIX в.
  6. Проведите презентацию материалов, собранных вами по теме главы при использовании художественной литературы, исторических энциклопедий, аудио-и видеофильмов.
  7. Составьте свой вариант контрольных вопросов к данной главе.

Творческие работы и проекты

Информационный проект «Традиционное общество Азии и Африки». Цель проекта — подготовить презентацию материалов по данной теме. Разделитесь на группы. Каждая группа изучает историю одной из стран. Используйте произведения художественной литературы, статьи учёных, интернет-ресурсы. Объедините собранную информацию и подготовьте общую презентацию.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru