>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 7 класса ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ§ 29—30. Государства Востока. Начало европейской колонизации
Вы уже знаете, что после Великих географических открытий на Восток стали проникать европейские купцы и торговые компании. Так началась эпоха колониальных завоеваний, длившаяся в течение нескольких веков.
Государства Востока постепенно или утрачивали независимость, или сохраняли свободу, но ценой «закрытия» своих стран для европейцев, что приводило к их изоляции от мира. К XVIII в. страны Востока всё ещё продолжали жить в рамках традиционного общества, и это приводило их к техническому отставанию от Европы. В XVI—XVIII вв. Восток ещё не вступил в эпоху Нового времени. Империя Великих Моголов в Индии. Политическая раздробленность и усобицы в начале XVI в. в Индии облегчили правителю Кабула (Афганистан) Бабуру завоевание огромных территорий от Кабула на западе до границ Бенгалии на востоке. В 1526 г. Бабур вторгся с 20-тысячным войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Могольской* империи. Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной, закалённой в боях армии, отличной артиллерии и новым приёмам ведения боя (например, прикрытие своей пехоты и артиллерии заграждением из повозок, соединённых цепями). Став императором (в империи Великих Моголов император назывался «падишах»), Бабур положил конец распрям, оказывал покровительство торговле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи. При преемниках Бабура империя Моголов непрерывно расширяла свои владения. К концу XVII в. она включала почти всю Индию, кроме самой южной оконечности полуострова, и восточный Афганистан. Религией пришедших в Индию завоевателей был ислам, но основная масса населения исповедовала индуизм. Ислам стал государственной религией империи Великих Моголов, религией большинства знати. Мусульманские правители могли в течение веков править Индией, оставаясь представителями численного меньшинства населения, потому что проводимая ими политика не отличалась от политики индусских князей. Они также охраняли закон и порядок, взимали налоги, позволяли «неверным» в обмен на соблюдение ими законов жить по своим обычаям. «Мир для всех». Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556—1605). Он вошёл в историю как строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего государства. Акбар понимал, что империя будет сильной только в том случае, если центральную власть станут поддерживать различные слои населения. Какие же реформы провёл император с целью усиления государства? Акбар провёл реформу управления. Он считал, что праздность монарху не к лицу, и, опираясь на министров и чиновников, сам вникал во все дела. Правитель привлёк на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремёсел и торговли. В первые же годы своего правления он провёл налоговую реформу, установив для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив должности откупщиков. Теперь крестьяне отдавали налог прямо государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. В центральной части страны Акбар перевёл крестьян с натурального налога на денежный, но это ухудшило их положение, так как цены на продовольствие были низкие и крестьянам всё равно пришлось обращаться к ростовщикам. Правитель заботился о хорошем состоянии оросительной системы, запретил обращать в рабство военнопленных. Являясь просвещённым и веротерпимым правителем, он стремился к взаимопониманию между индусами и мусульманами, и в значительной степени это объяснялось его дальновидностью как политика. Акбар отменил налоги, взимавшиеся с подданных немусульманского происхождения, поощрял изучение индуизма, разрешал строить индусские храмы и проводить праздники.
Рис. Акбар среди иезуитов. Миниатюра 1605 г. Акбар провозгласил равноправие всех религий. А ведь он был современником кровавых религиозных войн во Франции и гонителя «неверных» в Испании Филиппа II. Акбар прославился и как покровитель искусства. По его приказу учёные и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского эпоса. В императорской мастерской художники создавали прекрасные образцы могольской миниатюры, копировали европейские гравюры, привезённые в страну католиками-миссионерами. В этой мастерской создавались портреты и жанровые сцены, иллюстрировались книги. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих Моголов. В годы его правления возникло общество, где в относительной гармонии сосуществовали различные религии. Кризис и распад империи. Преемникам Акбара не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Индийское общество было слишком разобщено: кастовый строй, индуистская и мусульманская религии, разные народы, находившиеся на неодинаковых уровнях экономического и культурного развития. Ослабляло империю и то, что она вела бесконечные завоевательные войны, вызванные необходимостью жаловать всё новые и новые земли всегда готовой к мятежам знати. Получив же земельное владение на время службы, его временные владельцы выколачивали из крестьян столько налогов, сколько могли. Это приводило к оскудению целых областей и обнищанию крестьян. Казна получала налогов всё меньше и меньше, и моголы вновь развязывали захватнические войны. Но чем больше становилась территория империи Великих Моголов, тем слабее — центральная власть. С начала XVIII в. власть падишахов становится символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато её приобрели князья. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надир-шаха разграбила Дели и уничтожила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы. В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Проникновение европейских колонизаторов в Индию началось ещё с XVI в. Открыв морской путь в Индию, португальцы захватили несколько баз на Малабарском побережье. Однако они не располагали достаточными силами для того, чтобы продвигаться в глубь страны. На смену португальцам явились голландцы, которые стали в большом количестве вывозить из Индии пряности и занимались исключительно торговлей, совершенно не вмешиваясь в жизнь индийцев. Следующими были французы. И наконец, в Индию прибыли англичане, оттеснившие всех других европейцев. В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, укреплённый город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор. Для их охраны строились крепости и создавались войска. Воинские части состояли из наёмных солдат-индийцев (сипаев), вооружённых и обученных на европейский лад. Эти войска находились под командованием английских офицеров. В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны войсками Ост-Индской компании, её владения превратились в настоящую колониальную империю. Главным соперником Англии в Индии была Франция, но она лишилась своих крепостей на территории Индии и вела лишь незначительную торговлю. Маньчжурское завоевание Китая. В конце XVI — начале XVII в. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. Управлявшие государством приближённые императора разворовывали государственную казну. Расходы на содержание огромного числа чиновников и императорского двора требовали введения всё новых налогов. С конца XVI в. на территории современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там своё государство. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племён и Корею. Вслед за тем они начали войну с Китаем. В то же время в Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин. Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим китайские феодалы сговорились с маньчжурскими правителями и открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г. В отличие от прежних завоевателей, маньчжуры не растворились среди местного населения (были даже запрещены браки между маньчжурами и китайцами), а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение. По форме правления цинский Китай в XVII—XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император — богдыхан, наделённый неограниченной властью. Цинская династия вела бесконечные захватнические войны. К середине XVIII в. она завоевала всю Монголию, затем присоединила к Китаю государство уйгуров, расположенное к югу от Тянь-Шаня, восточную часть Тибета. Неоднократно предпринимались завоевательные походы во Вьетнам и Бирму. «Закрытие» Китая. Получить свободный доступ в Китай европейские купцы пытались ещё задолго до образования Цинской империи. Первыми, как и везде на Востоке, здесь оказались португальцы. В эпоху Великих географических открытий, в 1537 г., они основали на южном побережье Китая колонию Макао. В XVII—XVIII вв. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Вначале китайцы со страхом и уважением смотрели на приплывающих к их берегам чужеземцев, видя их превосходство над собой в военном деле и предпринимательстве. Но вскоре маньчжурские власти взяли курс на ограничение торговли с иностранцами. В 1757 г. указом цинского императора все порты, кроме Гуанчжоу, были объявлены закрытыми для внешней торговли. Так было положено начало изоляции Китая. Даже в Гуанчжоу — в этом «открытом» городе — иностранцам не позволяли селиться в пределах городской черты и учиться китайскому языку. Причины проводившейся политики «закрытия» Китая состояли в том, что до маньчжурского двора дошли сведения о колонизаторской политике европейцев в соседних странах. Кроме того, контакты китайских торговцев с иностранцами представлялись властям опасными, подрывающими традиционные устои общества. Правление сегунов в Японии. Сёгунат Токугава. В борьбе за власть между феодальными группировками в Японии в конце XVI — в начале XVII в. победу одержал Иэясу Токугава, подчинивший затем своей власти всех удельных князей Японии и принявший титул сёгуна. С этого времени сегуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии в последующие 250 лет. Императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом. Перемещая князей (даймё) на новые земли и конфискуя земли непокорных, сёгуны укрепляли свою власть. Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в собственности землю, а на её содержание выделялся небольшой рисовый паёк. При императорском дворе постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но при этом подчёркивалось, что божественному императору не к лицу «снисходить» до какого-либо общения с подданными. «По той же причине, по которой Солнце и Луна совершают свой путь, — утверждал Токугава, — император обязан сохранять своё сердце нетронутым. Поэтому он обитает во дворце, как на небе... Сёгун указывает все государственные повинности и не нуждается при отправлении правительственных дел в разрешении императора. Когда Земля среди четырёх морей неспокойна, это вина сёгуна». Сёгуны династии Токугава добивались укрепления центрального правительства прежде всего в интересах своего дома. Они были очень богаты, так как получали от 13 до 25% доходов государства. Для укрепления центральной власти Токугава установили свой контроль над крупными городами, рудниками, внешней торговлей и т. д. Чтобы подчинить себе князей и держать их под контролем, Токугава ввёл систему заложничества. Он построил новую столицу — город Эдо — и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год — в своём княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника — кого-нибудь из близких родственников. В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной религией и каждую семью приписали к определенному храму. Учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство. Успехи книгопечатания в XVII в. способствовали развитию грамотности. Среди городского населения популярны были рассказы развлекательного и поучительного характера. Но правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика сёгуна. В 1648 г., когда в типографии осакского книжного магазина напечатали книгу, содержащую непочтительные высказывания по адресу предков сёгуна, владельца магазина казнили. Боясь распространения свободомыслия, правительство преследовало возникший в XVII в. народный театр кабуки (песни и танца), оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют только мужчины. Самураям не разрешалось посещать кабуки. Профессию актёра относили к разряду презренных: им запрещалось выходить за пределы театрального квартала, полагалось носить одежду установленного образца. «Закрытие» Японии. Ещё до установления сёгуната Токугавы, в 1542 г., португальские корабли бросили якоря у одного из японских островов. Вслед за этим в Японию прибыл миссионер — католик Франсиск Ксавье. Так произошла встреча Запада с Японией. С этого времени в течение почти 100 лет у «южных варваров» (как в Японии называли португальцев) японцы покупали оружие (аркебузы и мушкеты). Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны.
Рис. Нидерландское торговое представительство в Нагасаки. 1690 г. Японские порты были закрыты для всех иностранных кораблей, из европейцев право торговать было предоставлено только нидерландским купцам Миссионеры проповедовали в стране христианское учение, и оно имело успех среди крестьян. Это вызвало неудовольствие центральной власти и знати, усмотревшей в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций. В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Иэмицу Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Указ сёгуна гласил: «На будущие времена, доколе солнце освещает мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы даже был послом, и этот закон никогда не может быть отменён под страхом смерти». Когда в 1640 г. к сёгуну прибыла португальская миссия, пытавшаяся убедить его пересмотреть запрет, большинство её участников было казнено, а с уцелевшими отправили письмо, гласившее: португальцы «больше не должны думать о нас, как будто бы нас нет больше на свете». Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж — смерти. Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми традиции и порядок жизни.
Проверьте себя
Подумайте
Дополнительные материалыСвященный сын Неба В Китае считалось, что богдыхан является сыном Неба и управляет Вселенной по его велению. Особа богдыхана была священной: при выездах императора из Пекина в загородный летний дворец все двери и окна домов, выходящих на улицу, по которой должен был проследовать императорский кортеж, наглухо закрывались, чтобы жители столицы не могли увидеть «божественного лика». Настоящее имя императора запрещалось произносить вслух и писать. Народ знал своего государя только по девизу правления, который император избирал, вступая на трон. Богдыхан носил жёлтые одежды — символ солнца. Остальным (кроме родственников) это запрещалось. Император почти безвыездно пребывал за стенами Запретного города в Пекине, окружённый роднёй и свитой: наследниками, принцами, князьями. При династии Цин продолжалось строительство императорских дворцов, загородных парков, храмов. Образцом архитектуры того периода являлся Пекин и в особенности императорский город и загородный дворец — парк Ихэюнь. Эдо - город сёгунов Когда-то на месте Эдо была рыбацкая деревушка. По-настоящему история Эдо началась в 1590 г., когда Иэясу Токугава сделал его своей столицей и захотел превратить в самый красивый город в стране. Именно тогда началась застройка города и превращение его в административный центр, где вершились судьбы людей и страны. Указ о строительных работах предусматривал участие в них всех провинций в порядке принудительной повинности. Работы начались с центра города и потребовали большое количество камня и леса. Для облицовки рвов и крепостных валов из провинций доставлялись огромные камни, каждый из которых могли поднять только 100 человек, а на их перевозку потребовалось 3 тыс. судов, так как больше двух камней на одно судно грузить было нельзя. Множество людей, перевозивших лес и камни морем, погибли во время бурь и других бедствий.
Рис. Вечер на мосту: сцена из японской жизни. Первая половина XVIII в.
К середине XVII в. в Эдо проживало 430 тыс. человек, а спустя столетие — уже 1 млн. Самураи составляли примерно 50% населения города, а 60% городской площади занимали их усадьбы. Сёгуны управляли страной из своего величественного замка в Эдо. Их окружали самые преданные вассалы и надёжная охрана. Украшением двора являлись придворные дамы, почётной привилегией которых было несение службы во внутренних покоях сёгуна. Дамы умели прекрасно обращаться с алебардами и в случае необходимости могли постоять за своего господина и за себя. Из мужчин в покои сёгуна имели доступ только некоторые высшие советники, врачи и священнослужители. Служба у сёгунов считалась большой честью и обычно продолжалась всю жизнь. Чтобы обеспечить потребности жителей, в город Эдо завозилось огромное количество продовольствия и товаров — рис, мясо, масло, соя, соль, рыба, уголь, дрова, очищенный хлопок, хлопчатобумажные ткани и пр. Большинство товаров везли из Осаки. Взаимные экономические связи между этими двумя городами были очень оживлёнными. Путь между Эдо и Осакой вдоль Тихоокеанского побережья в эпоху Токугава был главной экономической артерией Японии. Подведём итогиВ эпоху империи Великих Моголов в Индии была сделана попытка укрепить государство и устранить внутренние противоречия. С этой целью проводились реформы в области государственного управления, сбора налогов, религиозных отношений. Однако бесконечные завоевательные войны, религиозные и национальные различия ослабили империю, и она вернулась к состоянию раздробленности. Стремление к сохранению традиций оказалось сильнее реформ. Слабость центральной власти позволила европейцам успешно вести колониальные захваты в этой стране. В Китае и Японии в XVI—XVIII вв. существовала сильная центральная власть. Особенно ярко проявились черты восточной деспотии в Японии в период правления сегунов из семьи Токугава, а в Китае — во время правления династии Цин. Сильная власть этих правителей преградила путь европейской колонизации и позволила Китаю и Японии сохранить независимость. Несмотря на активное вмешательство правительств этих стран в экономическую жизнь, в Японии началось зарождение новых капиталистических отношений. Вопросы и задания к главе IV
Творческие работы и проектыИсследовательский проект «Восточное общество: традиции и современность». Исследовательский вопрос: какие старинные традиции и почему сохранились в современном восточном обществе? Выделите черты, характеризующие общество Индии, Китая, Японии в XVI—XVIII вв. Соберите информацию о жизни людей в современных Индии, Китае, Японии. Сохранились ли элементы прошлого в современной жизни? Определите причины сохранения или исчезновения исторических традиций. Оформите проект в форме таблицы, реферата или презентации. * Искажённое на индийский лад слово «могол» (т. о. монгол) стало в Индии названием части мусульманской военно-феодальной знати, а за пределами Индии — названием утвердившейся на делийском троне династии потомков Бабура. Сами эти государи себя моголами не называли.
|