Учебник для 7 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

§ 8—9. Мир художественной культуры Возрождения

    Выскажите своё мнение: какие идеи гуманистов найдут отражение в творчестве их современников — писателей, поэтов, художников, скульпторов?

Творцы искусства Высокого Возрождения создали образ прекрасного гармоничного человека, сочетавшего физическую красоту и духовное совершенство. Идеалы итальянских гуманистов нашли немало сторонников и последователей среди европейских мыслителей, также пытавшихся отстаивать его право на счастье, утверждавших ценность и уникальность любой личности.

«Какое чудо природы человек!»

В далёкой Англии гуманистические традиции Возрождения ярко проявились в творчестве Уильяма Шекспира (1564—1616). Поэт и драматург провёл юность в маленьком провинциальном городке, сонной и размеренной жизни которого он предпочёл шумный Лондон. Шекспир был влюблён в театр, выступал как актёр, сочинял пьесы. Окружающий мир он воспринимал как сцену, а людей — как актёров. Он свято верил в то, что театр должен стать для современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости.

В шекспировских произведениях много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за своё счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают. Погибает несчастная Офелия, преданная самыми близкими людьми; поверив клевете, Отелло убивает Дездемону; отравленный клинок поражает Гамлета; короля Лира лишают крова и обрекают на скитания и нищету собственные дочери. Каждый ищет свой ответ на вопрос, как поступить, столкнувшись со злом:

        ...покориться
        Пращам и стрелам яростной судьбы
        Иль, ополчась на море смут, сразить их
        Противоборством ?

Против юных Ромео и Джульетты — весь свет. Их попытка противостоять семейной вражде, трагическому стечению обстоятельств приводит влюблённых к гибели. Но ничто не заставит отказаться от высокого и светлого чувства, сделавшего героев свободными и счастливыми. Так вопреки поражениям и смерти утверждается мысль Шекспира: «Какое чудо природы человек!»

Такой же силой духа и мужеством обладают странствующий рыцарь Дон Кихот и его верный слуга Санчо Нанса, путешествующие по дорогам Испании и помогающие всем, кто слаб и несчастен. Эти замечательные персонажи были придуманы испанским писателем Мигелем Сервантесом (1547—1616), чья судьба похожа на приключенческий роман.

Сервантес происходил из семьи обедневшего дворянина, получил университетское образование и поступил на военную службу. В морском сражении он теряет руку, а по дороге домой попадает к разбойникам и 5 лет томится в плену в Алжире. За огромную сумму семье удаётся выкупить его и вернуть на родину. Здесь начинается самый важный период в жизни Сервантеса: он становится писателем. «Дон Кихот» был задуман автором как пародия на средневековые рыцарские романы.

Высоченный, тощий Рыцарь Печального Образа, взгромоздившись на полуживую клячу, надев старые помятые доспехи и шлем с картонным забралом, отправляется странствовать. Всякая несправедливость вокруг: жадный хозяин, который не платит жалованье батраку, страдания каторжников, осуждённых жестоким судом, — вызывает его благородное негодование. Как истинный рыцарь, Дон Кихот обнажает оружие и защищает обиженных, потому что «ради свободы... как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью».

Часто он попадает в нелепые ситуации. Однажды, приняв ветряные мельницы за злых великанов, бросается на них с копьём, в другой раз вступает в битву с вражеским войском, оказавшимся лишь стадом баранов.

Однако внимательный читатель не спешит посмеяться над героем Сервантеса. За внешне смешными поступками безумного Дон Кихота он видит мудрость, благородство и человечность. Так и бродит по дорогам в сопровождении своего оруженосца последний рыцарь добра в мире несправедливости, помогая людям стать немного лучше.

Эпоха титанов.

Возрождение часто называют эпохой титанов. В самом деле, трудно найти другое время, отмеченное творчеством такого числа гениев, каждого из которых природа щедро наделила универсальными талантами.

Одним из них был Леонардо да Винчи (1452—1519). Его необыкновенная одарённость поражала современников. Леонардо был художником, поэтом, архитектором, скульптором, музыкантом, божественно пел, увлекался физикой, математикой, астрономией, историей, философией, разбирался в механике и военном деле. Его всеобъемлющий многогранный ум не имел себе равных даже среди разносторонних гениев Возрождения.

Рис. Леонардо да Винчи. Рисунки голов воинов. Наброски для «Битвы при Ангьяри». 1504 г.

Люди, знавшие Леонардо да Винчи, отмечали, что он своей наружностью являл высшую красоту: высок ростом и хорошо сложён, очень силён (правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец), всегда щегольски одет, его беседа была обворожительна.

После смерти Леонардо осталось около семи тысяч страниц записей, черновиков, рукописей. А вот картин сохранилось совсем немного, хотя именно живописи он отдавал предпочтение, считал её царицей искусств. В трактате о живописи Леонардо говорит о художнике как о человеке, наделённом божественным могуществом, способном охватить разнообразие природы и воссоздать его сначала в уме, а потом на бумаге или холсте.

Леонардо был не только гениальным живописцем, но одновременно и проницательным исследователем. Математические расчёты помогали ему показать в картинах глубину пространства, перспективу. Длительные опыты научили изображать объём тончайшими оттенками, игрой света.

Героями произведений Леонардо делал не богов и святых, а обычных людей. Такова юная «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»). В мягких переливах света и тени — мать, прижавшая к груди дитя. Нежное объятие её рук, лёгкая полуулыбка передают бесконечную любовь земной женщины к своему ребёнку. За спиной Мадонны два окна, в которых виден прекрасный пейзаж. И, как бы оставляя в наследство будущим поколениям загадку, Леонардо изобразил землю с огромной высоты. Только истинный гений, живший в эпоху, когда люди и мечтать не могли о том, чтобы подняться в воздух, смог показать мир, недоступный фантазии простого смертного.

Не меньше загадок таится и в портрете Моны Лизы («Джоконда») — жены богатого флорентийца. Спокойно и величественно восседает она в кресле, глаза пристально смотрят на зрителя, на губах едва уловимая улыбка, «столь приятная, что, глядя на этот портрет, испытываешь более божественное, чем человеческое, удовольствие...» — писал биограф художника. Неуловимая дымка окутывает лицо и фигуру Моны Лизы, смягчает контуры. Кажется, эта женщина владеет какой-то тайной, волнующей и наших современников.

Кроме живописных произведений, сохранилось несколько грандиозных фресок Леонардо. Изображение «Тайной вечери» украсило стену богатого миланского монастыря. Евангельская легенда повествует о том, как Христос незадолго до смерти в последний раз собрал учеников. Только что произнесено пророчество: «Один из вас предаст меня». Ученики поражены страшными словами. Реакция каждого неповторима: удивление, страх, гнев, недоверие, отчаяние. Иисус спокоен и печален, и только его руки, бессильно лежащие на столе вверх ладонями, выражают покорность судьбе, ожидание неизбежной гибели.

Конец жизни Леонардо провёл вдали от родины, во Франции, где ему было предложено место придворного живописца. Гений художника вызывал всеобщее восхищение и поклонение, смерть его опечалила всех, ибо, как пишет современник, «никогда не было человека, который принёс бы столько чести... живописи».

Почти на полвека пережил Леонардо да Винчи его постоянный соперник в искусстве Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Надгробие великого Микеланджело, сделавшего так много для украшения Флоренции и прославления рода Медичи, украшают три аллегорические фигуры: Живопись, Скульптура и Архитектура. Но сам он считал себя мастером скульптуры, в ней видел «первое из искусств», лучше всего прославляющее человека, его красоту.

Рис. Микеланджело. Давид. 1501-1504 гг.

Микеланджело считал, что в глыбе мрамора природой уже заложено произведение, автору нужно только отсечь всё лишнее. В одном из сонетов он писал:

        И высочайший гений не прибавит

      • Единой мысли к тем, что мрамор сам
      • Таит в избытке, — и лишь это нам
      • Рука, послушная рассудку, явит.

Ещё при жизни Микеланджело приобрёл славу искуснейшего творца. Однажды ему сообщили о прекрасном мраморе, лежащем во дворе одного из флорентийских соборов. Над этим камнем уже поработало несколько скульпторов, основательно его испортив. Церковные власти махнули на всё рукой, и глыба продолжала стоять в таком виде долгие годы. Микеланджело загорелся желанием выполнить скульптуру необычайной высоты — 5,5 м. Заново обмерив весь кусок мрамора, он приступил к задуманному.

Законченное произведение ошеломило современников. Микеланджело изваял обнажённую фигуру прекрасного юноши. По библейской легенде, юный пастух Давид отважился на бой со страшным великаном Голиафом и сразил его камнем, выпущенным из пращи. Скульптор изобразил Давида перед поединком. Лицо его полно гнева, сильная рука сжимает пращу. Соразмерностью и красотой произведение превзошло все известные шедевры, затмило даже греческие и римские статуи. Так писал о «Давиде» современник.

Открытие монумента превратилось в народное торжество. Флорентийцы установили памятник на площади перед зданием городского самоуправления, чтобы власти справедливо управляли городом и мужественно его защищали.

Мало кто из современников знал, что Микеланджело посвящал себя служению ещё одной музе — Поэзии.

Его стихи поражают невероятной силой, сходством с изваянными из камня величественными фигурами, ведь пером водила рука, привыкшая держать резец скульптора. Наброски стихов можно увидеть на листках с рисунками. В них чувствуется мощь каменотёса, привыкшего подчинять себе неподатливый материал. Кажущаяся «неотшлифованность» придаёт поэзии неповторимое своеобразие.

Подобно многим гуманистам, Микеланджело отдал дань любовной лирике. Цикл сонетов повествует о прекрасной возлюбленной поэта. И хоть его любовь безответна, автор видит в своей избраннице самое лучшее творение природы:

        Кто создал всё, кто сотворил и части —
        И после выбрал лучшую из них,
        Чтоб здесь явить нам чудо дел своих,
        Достойное его высокой власти...

Но не только земная красота волнует и вдохновляет поэта. Стихи полны раздумий о совершенной красоте искусства, которое переживёт своих создателей:

        Удел искусства более велик,
        Чем естество! В ваяньи мир постиг,
        Что смерть, что время здесь не побеждает.

Последние годы жизни творца прошли в трудах и одиночестве. Он умирает в возрасте 89 лет, достигнув вершины славы. В день похорон множество поэтов Флоренции приходили поклониться гробу великого старца и прикрепляли к дверям усыпальницы латинские и итальянские стихи.

Итальянское Возрождение невозможно представить без живописи Рафаэля Санти (1483—1520). Всего 37 лет прожил этот гений. Он покинул мир в расцвете сил и славы, оплакиваемый многочисленными друзьями и учениками. Природа наделила Рафаэля трудолюбием, скромностью и добрым нравом. Доброжелательность сочеталась с замечательным умом и редким живописным даром. Может быть, поэтому мир на картинах Рафаэля выглядит совершенным и прекрасным, гармоничным и спокойным.

Рафаэль выполнял разные работы. По приказу пап расписывал в Ватикане покои и залы для торжественных церемоний, проектировал римский собор Святого Петра, украшал интерьеры церквей и дворцы вельмож. Исключительное место в искусстве мастера занимали женские образы. «Мадонна Конестабиле» — воплощение женственности и материнской любви. Рафаэль расположил её фигуру на фоне мягких очертаний невысоких холмов вокруг озера. Тонкие деревца, прозрачный воздух создают ощущение мечтательности, лёгкой грусти. Едва заметный наклон головы Мадонны, округлые линии тела подчёркивают трогательную любовь к сыну. И только нимбы над головами Мадонны и Младенца напоминают о божественности.

Для монастыря Святого Сикста Рафаэль написал главный образ алтаря — «Сикстинскую Мадонну». «Единственной в своём роде» считали картину знатоки живописи. Медленно, как будто не ступает босыми ногами по облакам, а легко парит над ними, Мария движется навстречу судьбе. Недетски серьёзен взгляд Младенца Христа. Он словно предчувствует грядущие мучения и гибель. Печален и тревожен взгляд матери, она знает о том, что предстоит, и всё же идёт вперёд, чтобы отдать людям ребёнка, ценою жизни которого откроется им путь к спасению.

Северное Возрождение. «Мужицкий живописец».

Гуманистические идеалы итальянского Возрождения повлияли на искусство стран Западной и Центральной Европы.

Экономический расцвет, который переживают в XVI в. Нидерланды, приводит к тому, что растут и становятся торговыми центрами мирового значения города, бурно развивается общественная жизнь. Вслед за торговыми устанавливаются прочные культурные связи с Италией, что открыло пути для широкого распространения идей гуманизма. Этому в немалой степени способствовало прекрасно развитое издательское дело. На севере страны возникала новая демократическая культура, ярче всего проявившаяся в изобразительном искусстве.

Нидерландские живописцы изображали на своих полотнах вполне реальных персонажей: купцов, кораблестроителей, крестьян, членов городского магистрата, нищих. Они создавали картины, героями которых были торговцы в лавках, менялы в конторах, крестьяне, занятые повседневными делами. Именно за свою любовь к изображению простолюдинов и народных сцен Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530—1569) был прозван Мужицким.

Брейгель был образованным человеком, членом гильдии живописцев, хорошо знал итальянское и французское искусство. Он жил в Антверпене и Брюсселе, однако часто посещал окрестные сёла. Биографы рассказывают, что Брейгель любил переодеться в крестьянскую одежду и смешаться с толпой, чтобы беспрепятственно наблюдать за сельской свадьбой, деревенским карнавалом, театральным представлением на ярмарке или событиями в таверне, подмечая характерные движения, выразительные жесты и позы персонажей своих будущих картин.

Полотно «Крестьянский танец» переносит нас на праздничную деревенскую улицу. Художник любуется грубоватым весельем крестьянского праздника, шумным гомоном многолюдной толпы. Пространство картины буквально переполнено народом. Автор соединяет фигуры так, чтобы дать возмолшость зрителю рассмотреть отдельные сценки. В неловких движениях и неуклюжих фигурах танцоров, простоватых лицах участников бесшабашного веселья угадывается сила и мощь народа.

Художник изображал не только сельские праздники, но и полные тяжёлого труда крестьянские будни. В середине 1560-х гг. им была создана серия картин «Времена года», посвящённая отдельным месяцам (в Средние века так иллюстрировали календари). Они позволяют «заглянуть» в мирную жизнь жителей Нидерландов, представить обыденные сезонные заботы, незатейливый быт, простые радости. Главный герой произведений — вечный труженик — крестьянин, которому природа диктует ритм жизни и цикл повседневных работ.

«Жатва» — одна из пяти сохранившихся картин серии. На фоне бескрайнего пейзажа художник запечатлел уборку хлеба. Жаркое лето, воздух насыщен благоуханием цветущей природы — полей созревшей пшеницы, зеленеющих лугов, деревьев, согретых солнцем. Крестьяне убирают урожай, возят сено, вяжут снопы, несколько человек присели передохнуть, истомлённые зноем. Всё в картине буквально пронизано ощущением тишины и покоя, царящих вокруг. Мы не увидим резких движений, ненужной суеты или раздражения. Люди ощущают себя частью великого и прекрасного мира, находятся в гармонии с ним. Это впечатление становится особенно отчётливым, если рассмотреть группу отдыхающих крестьян, к которой автор даёт возможность приглядеться, расположив их на переднем плане. Мужчины и женщины разворачивают нехитрую еду, неторопливо беседуют, кого-то сморила мягкая дремота. Позы некоторых работников неловки, даже неуклюжи, лица простоваты, но во всём угадывается очень доброе отношение автора к своим персонажам.

Совсем иным настроением проникнута картина «Возвращение охотников», символизирующая зиму. В этой картине царит холод, морозный воздух прозрачен и чист, много белого снега, на котором чётко выделяются тёмные силуэты деревьев. Повсюду глубокие сугробы, по которым бредут усталые охотники. Их путь лежит в долину, там виднеются чистенькие и приветливые домики, церковная колокольня, гружёная телега, медленно двигающаяся по заснеженной дороге. А ещё мы видим крохотные фигурки рыболовов и весёлых конькобежцев на покрытых льдом прудах, придающих этому холодному зимнему дню живую радость человеческого тепла. Эти мирные сценки, так же как и ясные и простые пейзажи сменяющих друг друга времён года, дороги Брейгелю, и за их кажущейся простотой угадывается величественный круговорот вечного обновления.

Леонардо да Винчи из Германии.

Благотворным оказалось воздействие итальянского искусства на культуру Германии. Не случайно немецкого живописца, гравёра и учёного Альбрехта Дюрера (1471—1528) сравнивали с Леонардо да Винчи. Подобно великому итальянцу, Дюрер занимался математикой и механикой, был сведущ в архитектуре, писал стихи, но главным делом жизни считал искусство. Сильное влияние на творчество Дюрера оказали поездки в Италию. Во время одной из них он знакомится с Рафаэлем и дарит ему автопортрет, вызвавший восхищение прославленного мастера. Но главным учителем Дюрера была природа: он рисовал прекрасные пейзажи, натюрморты. После возвращения на родину художник открыл в Нюрнберге свою мастерскую. В портретах и автопортретах он утверждал гуманистическое понимание личности.

Автопортреты донесли и до нас образ живописца. В наиболее прославленном (1498) Дюрер изобразил себя в виде нарядно одетого кавалера-дворянина. Спокойная поза, уверепный взгляд свидетельствуют о чувстве собственного достоинства, стремлении автора видеть в художниках не ремесленников, а мыслителей.

С юности художник увлёкся гравюрой. Появившиеся в XV в. «летучие листки» (так называли гравюру) были очень популярны — в местах паломничества можно было получить гравюры с изображением святых. Технику гравирования Дюрер довёл до совершенства.

С замечательным мастерством молодой художник выполняет серию гравюр к последней книге Нового Завета — Апокалипсису, в которой рассказывается о грядущей гибели мира. Самый известный лист серии — «Четыре всадника». Всадникам, олицетворяющим страшные бедствия людей: Мор, Войну, Голод и Смерть, дана власть истребить часть человечества. Под копытами их коней гибнут грешники, среди которых король и священник.

Рис. Альбрехт Дюрер. Четыре всадника. Из серии «Апокалипсис». 1498 г.

Большое влияние на Дюрера оказала встреча с Эразмом Роттердамским. Два выдающихся современника высоко оценили друг друга: Дюрер сделал набросок углём, позднее превратил его в знаменитую гравюру, на которой изобразил Эразма за стойкой для письма, с пером и чернильницей в руке, а великий философ восторженно отзывался о мастерстве художника.

На пути к бессмертию.

До позднего Возрождения музыкальное искусство Западной Европы оставалось связанным с церковью. Музыка была главной частью религиозной службы; воздействуя на прихожан сильнее, чем слово, она подчиняла их молитвенному настроению.

На протяжении столетий церковь бдительно следила за исполнением музыкальных произведений в храме, не допуская малейших отклонений от правил. Но в конце XVI в. под влиянием изменений в жизни общества характер церковной музыки постепенно меняется. Как в живописи и скульптуре, где религиозный сюжет рассматривался гуманистами с позиций человека, так и в музыке духовные произведения стали обращаться к человеческим чувствам.

Широкое развитие и распространение получают светские (нецерковные) произведения. Простой люд распевал песни, которые были подспорьем в тяжёлой трудовой жизни, в быту. В дни праздничных карнавалов во время уличных шествий звучали весёлые танцевальные мелодии. Немало их сочинил специально для народных празднеств Лоренцо Великолепный.

Светскую музыкальную культуру пропагандируют многочисленные гуманистические музыкальные кружки. Теперь музыкальное творчество — часть жизни не только придворных, но и образованных горожан. Правила хорошего тона предписывали молодёжи из состоятельных семей уметь играть на музыкальных инструментах. Итальянский художник Караваджо изобразил юношу, который предаётся мечтательному настроению, тихонько перебирая струны лютни. На картинах художников Возрождения можно часто увидеть сцены домашнего музицирования. На полотне неизвестного автора три музыкантши старательно играют по нотам. Причём нотные знаки так отчётливо выписаны автором, что мы при желании можем повторить мелодию.

Высоко ценилось искусство сочинять и петь мадригалы — лирические вокальные произведения, многие из которых написаны на стихи знаменитых поэтов своего времени. Мадригалы исполнялись для широкой аудитории и были предшественниками оперы.

Музыка Возрождения вышла из узких рамок церковных правил, заняла полноправное место в ряду других светских искусств, проложив путь бессмертным музыкальным творениям XVII—XVIII вв.

Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, оставив в наследство человечеству произведения, которые, в свою очередь, стали неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений творцов искусства.

Проверьте себя

  1. Сопоставьте смысл высказываний: «Я ставлю тебя в центре мира» и «Какое чудо природы человек!».
  2. Как вы думаете, согласился бы гражданин античных Афин с мнением У. Шекспира о значении театрального искусства? Свой ответ обоснуйте.
  3. Назовите литературные произведения раннего Нового времени, в которых действуют сильные духом и мужественные литературные герои. Как вы думаете, почему авторы произведений показывают своих персонажей в сложных, трагических, необычных ситуациях?
  4. Расскажите, чем прославились У. Шекспир, М. Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль, П. Брейгель Старший, А. Дюрер.

Подумайте

  1. Шекспиру приписывают слова: «Весь мир - театр, а люди в нём актёры». Попробуйте прокомментировать их. Как вам кажется, есть ли нечто общее у театра и жизни?
  2. Многие герои литературных произведений Возрождения путешествуют. Как вы считаете, почему и зачем авторы используют этот приём?
  3. Укажите общее в библейских образах, созданных художниками и скульпторами Возрождения. Чем это можно объяснить?
  4. Как вы думаете, почему именно портрет стал для художников эпохи Возрождения излюбленным жанром?
  5. Герои картин Брейгеля внешне мало похожи на персонажей произведений итальянских живописцев Возрождения. Как вы считаете, можно ли, несмотря на различия, говорить о нидерландском мастере как художнике-гуманисте?
  6. Выберите и опишите живописное или скульптурное произведение одного из авторов, упомянутых в учебнике. Выскажите своё мнение: свидетельствует ли это произведение о гуманистическом мировоззрении автора?

Живописцы истины

Велико было влияние Эразма Роттердамского на немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего (1497—1543). Гольбейн не раз писал портреты выдающегося гуманиста, иллюстрировал его «Похвалу Глупости». За свою жизнь ему удалось создать целую галерею портретов современников. Спокойны и невозмутимы люди, запечатлённые художником, но за непроницаемостью и уравновешенностью отчётливо проступает индивидуальность, сложность и противоречивость человеческой натуры.

Генриха VIII Гольбейн писал много раз, но настоящим шедевром является портрет короля почти в полный рост, созданный в 1540 г. Зритель видит перед собой фигуру могучего мужчины, которая занимает почти всё пространство картины, мужественное лицо, взгляд тёмных глаз, устремлённый поверх зрителя. Уверенный жест холёных рук, подчёркнутая торжественная неподвижность позы, надменное выражение — всё свидетельствует о непомерной гордости и упрямстве, безжалостном, не знающем колебаний властолюбии. Впечатление парадности, недоступности усиливает роскошь одежды и обилие драгоценностей, тщательно выписанных автором.

Но не только внешний блеск привлекает художника. Гольбейн явно симпатизирует своему герою, увлечён незаурядностью его натуры. В портрете нет никаких «говорящих» деталей, свидетельствующих о высоком статусе изображённого. Художник предлагает зрителю сосредоточиться на самом герое, увидеть и понять его душу и характер, отметить гибкий ум, чувство собственного достоинства, суровость и энергию короля, переданные автором картины с истинным вдохновением.

Чем дольше вглядываешься в портрет, тем очевиднее становится замысел Гольбейна — создать образ абсолютной силы и уверенности, заставить поверить в почти божественный характер королевской власти, воплощением которой является Генрих VIII.

Наивысшего расцвета искусство Голландии достигло в творчестве Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669).

Художник родился в семье мельника, недалеко от притока реки Рейн, поэтому к фамилии семьи стали добавлять «ван Рейн». Рембрандт получил хорошее образование, и родители прочили ему благополучную карьеру чиновника. Но юноша избрал для себя непростой путь живописца. Он никогда не был в Италии, но неустанно изучал искусство титанов Возрождения по копиям и гравюрам. Великому голландцу были близки их жизнелюбие, уважение к человеку, стремление освободить творчество от средневековых ограничений.

Художнику всегда был интересен человек, его внутренний мир. Пристально наблюдает Рембрандт за людьми, старается постичь и передать на полотне их мысли, душевное состояние.

Рембрандт становится модным портретистом. Влиятельные бюргеры, врачи, чиновники наперебой добиваются чести позировать художнику. Заказчики ценили не только превосходно переданный на холсте шёлк и бархат, лёгкость дорогого кружева или блеск драгоценностей, но и то, что мастер умел подметить особенности людей, их характерные жесты и позы.

С годами Рембрандту удаётся глубже проникнуть в тайны человеческой души. Это не всегда нравилось состоятельным людям, и тогда Рембрандт начинает писать простых горожан, бедных ремесленников.

«Портрет старика в красном» — трагическая повесть о нелегко прожитой жизни. Поток света выхватывает из темноты фигуру старика. Чуть согнутые плечи, натруженные руки с узловатыми венами, седая борода, нахмуренный лоб и взгляд тёмных глаз придают герою картины облик библейского мудреца.

Художник и сам прожил жизнь, полную поисков и разочарований. Судьба не пощадила Рембрандта: короткий период славы и благополучия сменился непризнанием и полным забвением. Умирает любимая жена, растут долги, распродаются дом, мебель, работы самого Рембрандта и тщательно собранная коллекция. Но чем тяжелее приходилось в повседневной жизни, тем больше сил отдавалось живописи. Последнее произведение, «Возвращение блудного сына», написано в самый горький период — после смерти сына.

В Евангелии есть рассказ о человеке, который покинул семью, долго скитался, а через много лет, растратив богатства, вернулся назад, был прощён и принят в отчий дом. Рембрандт изобразил момент встречи. Блудный сын стоит на коленях у порога дома. Рваная одежда и бритая голова говорят о перенесённых страданиях. Чуткие пальцы слепого старика-отца касаются спины юноши. В жесте рук мы угадываем просветлённую радость почти потерявшего надежду человека и безмерную любовь. Картина наполнена сияющим светом, мягким мерцанием, золотистые блики играют даже на лохмотьях одежды сына, подчёркивая духовное преображение героя.

В отличие от Голландии, Испания и к XVII в. продолжала оставаться страной средневековых пережитков и инквизиции. Здесь с трудом пробивались ростки новой, гуманистической культуры. Завоевательные войны обрекали народ на голод и нищету, ещё более разительную в сравнении с блестящей жизнью аристократии. Этот контраст воплотило искусство Диего Веласкеса (1599—1660), придворного живописца короля.

Веласкес писал портреты испанских дворян и самого короля Филиппа IV. Раскрывая внутренний мир своих героев, художник никогда не угождал заказчикам. Живопись Веласкеса запечатлела надменные лица, холодные взгляды, величественные позы придворной знати. Таков и сам повелитель испанцев: некрасивое лицо с тяжёлой челюстью и крупным носом, глаза смотрят равнодушно и мрачно.

Всесильного фаворита короля, графа Оливареса, художник написал в тёмной одежде. Над белым отложным воротником — массивная голова. В его облике — жестокость, надменность, самоуверенность в сочетании с проницательностью и умом.

Совсем иное настроение владело Веласкесом, когда он делал небольшие зарисовки из жизни крестьян, ремесленников и солдат. На полотне «Завтрак» — весёлая сценка в кабачке. Двое юношей приглашают старика-нищего разделить с ними скромную трапезу. Художник подмечает выразительные жесты, простодушные и приветливые улыбки молодых людей. Умудрённый жизнью старик прислушивается к их речам.

Одним из наиболее значительных произведений Веласкеса стало написанное в конце жизни полотно «Пряхи». На картине — мастерская гобеленов. Здесь руками тка-чих-тружениц создаются эти великолепные тканые ковры. Красивы и полны достоинства женщины, выполняющие тяжёлую работу, проворны их руки, изящны движения. Перед их мастерством и трудолюбием преклоняется автор, подчёркивая благородство и привлекательность простых работниц.

Лучшему творению природы — человеку — Веласкес отводил в своих произведениях главное место. На пьедестале его памятника — два слова: «Живописцу истины».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru