|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 7 класса ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯЗаключениеТри века европейской истории — XVI, XVII, XVIII раннее Новое время. Вы увидели, что главным содержанием этой эпохи стало постепенное разрушение традиционного общества и зарождение черт будущего индустриального, время которого придёт в XIX в. Какие же изменения происходили в духовной жизни людей? Деятели Возрождения и гуманизма уделяют большое внимание человеку и его земной жизни. Гуманисты пишут о достоинстве человека, верят в его прирождённую доброту, развивают идею о его свободе. Это находит своё отражение и в науках. Постепенно теология уступает господствующее место наукам о природе и человеке.
В XVII в. в Европе началась научная революция: решающими средствами оценки истинности знаний стали разум и эксперимент. Образованные люди начали рассматривать мир как действующую без постоянного вмешательства Бога или нечистой силы машину, научились искать объяснение причин и закономерностей явлений и процессов с помощью математики и законов механики. Эпоха Просвещения продолжила процесс, начатый Возрождением и гуманизмом. Идеи Просвещения охватили все сферы жизни общества, а идеи верховенства народа и прирождённых прав человека подготовили сознание людей к борьбе против абсолютизма. Рождение нового европейского общества совпало с реформой церкви, которую учёные иногда называют религиозной революцией. У многих верующих обмирщение сознания и осознание своего достоинства привело к отрицанию роли церкви и священников как посредников между Богом и человеком. Верующие выступают за реформу церкви, за право самим общаться с Богом, молиться и читать Библию на родном языке. Так возникло движение протестантов за реформу церкви. Европа оказалась расколотой религиозными войнами. Но рядом с религиозным фанатизмом постепенно зарождалась идея веротерпимости. Открытие европейцами Нового Света и Мирового океана привело к встрече различных культур. Великие географические открытия, как вы знаете, диктовались как экономическими, так и научными целями: люди хотели узнать Землю, на которой они жили. Испанцы, португальцы, англичане, голландцы и французы прокладывают новые торговые морские пути, развивается мировая торговля, начинает складываться мировой рынок. Происходит колонизация Нового Света, и хотя первое поселение англичан было основано ещё в XVI в., по-настоящему обосновываться на новых землях европейцы стали в XVII в. Открытие Нового Света и первые кругосветные путешествия повлияли и на экономическое развитие европейских стран: привели к перемещению главных торговых путей из Средиземноморья в Атлантический океан. Ведущими торговыми центрами становятся Амстердам и Лондон. Ввоз в Европу большого количества драгоценных металлов и других товаров привёл к революции цен. Количество денег в обращении резко выросло, и это вызвало рост цен на сельскохозяйственные продукты. В результате понизился жизненный уровень части европейского населения, что привело к движениям протеста. Но тот же приток денег (прибыль от торговли) позволил купцам-предпринимателям увеличить вложения капиталов в торговлю и создание мануфактур. Усиливается дух предпринимательства, традиционные методы ведения хозяйства соседствуют с укрепляющимся капиталистическим укладом. Под влиянием изменений в экономической жизни меняется и состав общества: растёт численно и усиливает своё влияние на политическую жизнь государства слой предпринимателей-капиталистов, начинается упадок земельной аристократии, становится слабее крестьянство, появляются наёмные рабочие. Начало капитализма совпадает с появлением современных государств. Именно в это время в Европе складываются прочные абсолютистские государства, имеющие чёткие границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. В границах своего государства абсолютизм мог сдерживать разрушительные войны «всех против всех». Менялась повседневная жизнь людей: изменялись жильё, одежда, питание. В XVIII в. Европа не переживала таких страшных войн с огромным количеством жертв, как в XVII в., и это привело к росту численности населения, оно увеличилось на 50%. Аграрная революция заставляет крестьян переселяться в города, и количество бедняков, которые не имеют работы, возрастает. Промышленный переворот приводит к быстрому росту фабричного производства. Общество, где соседствуют огромные богатства и ужасающая нищета, опасно, оно не может быть прочным, в нём вспыхивают движения протеста. Читая учебник, вы познакомились с историей освободительных движений и революций, которые сотрясали общество в эпоху раннего Нового времени. Причины революций были различны: несовпадение интересов разных слоёв населения, столкновение различных мировоззрений, часто в ту пору принимавших форму религиозных учений, стремление к национальной и государственной независимости. Так было в Нидерландах, в Англии, в английских колониях в Северной Америке и во Франции. Революции начинались тогда, когда правительства запаздывали с реформами. И в этом заключается трагедия эпохи абсолютизма: монархи не могли согласиться с ограничением своей власти, хотя этого требовала сама жизнь. Так уж случилось, что именно в ходе революций в XVII-XVIII вв. в Европе и Северной Америке, пытавшихся утвердить право человека на жизнь, свободу и собственность, закладывались первые камни в будущий фундамент правовых государств, где права личности регламентировались не традициями, а законом.
Вы закончили изучать историю раннего Нового времени и увидели, как изменился человек, его духовная и материальная жизнь. Человек всё больше освобождается из плена традиций, всё самостоятельнее принимает жизненно важные решения и берёт на себя ответственность. Впереди у него XIX век. Итоговые вопросы и задания
|
|
|