>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 10 класса ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ§ 8. Искусство и литература Западной Европы в V—XIII вв.Христианство и культура раннего СредневековьяХристианство, пережившее гибель Западной Римской империи, сыграло большую роль в развитии культуры раннего Средневековья. Мировоззрение средневекового человека было религиозным. Христианская церковь — единственная организованная сила в Западной Европе в этот период — внушала верующим единые правила поведения, представления о добре и зле. Религия предлагала людям стройную картину мироздания, основанную на противопоставлении Божественного и материального мира, неба и земли, души и тела. Земное существование воспринималось как предыстория, подготовка к истинной, загробной жизни, к спасению.
Церковь проповедовала основы христианской морали, следование которым позволяло человеку надеяться на спасение. Основной целью средневекового искусства и литературы считалось прославление деяний Бога, напоминание людям об их земном долге, о воздаянии праведникам и наказании грешников. В раннее Средневековье грамотных людей в Европе было мало, далеко не все короли умели читать и писать. Простым мирянам не полагалось знать грамоту, им запрещалось читать и толковать тексты Библии (написанные к тому же на незнакомой им латыни), поскольку церковь считала их слишком сложными и недоступными для разума простолюдинов. Только священники могли объяснить людям смысл слов Священного Писания. Христианские монастыри долгое время оставались единственными очагами культуры в Европе. Монахи не только предавались ежедневным молитвам, но и устраивали приюты для детей и стариков, открывали больницы, гостиницы, школы. В монастырях переписывались книги, создавались библиотеки, велись записи событий — хроники. Однако и среди священников встречались плохо образованные и полуграмотные люди.
Рис. Карл Великий приказывает построить церковь. Средневековая миниатюра В некоторых монастырях и при дворах образованных королей собирались учёные мужи. Одним из таких центров науки и образования был двор основателя Франкской империи — Карла Великого, стремившегося возродить не только Римскую империю, но и её высокую культуру. Поэтому период его правления называют «каролингским возрождением». Для воссоздания достижений римлян франкский король собрат при дворе знаменитых учёных — знатоков латинской литературы, истории и богословия из разных стран Европы. Кружок, по примеру античных времён, получил громкое название «Академия», в её занятиях принимал участие сам император. Для подготовки образованных священников по приказу Карла при монастырях открывались школы, в которых могли обучаться все желающие. Однако расцвет культуры и образования в эпоху Карла Великого был недолгим. Наследники монарха не испытывали интереса к наукам и образованию, и кружок учёных распался. Романский стиль в архитектуре и скульптуреС христианской религией оказалось тесно связано и искусство. Храм являлся центром всей культурной жизни средневековой Европы, местом синтеза различных искусств. Обычно он сооружался на главной площади города. Лучшие художники и скульпторы создавали для него свои произведения. Храмы возводились не только в городах и в сельской местности, но и на дорогах, ведущих к святым для христиан местам. Здания, построенные в Европе в XI—XII вв., относятся к романскому стилю. Своё название этот стиль получил от подражания римской архитектуре. Для него характерны суровые сооружения с массивными стенами, узкими окнами, ступенчатыми углублёнными входами, высокими башнями. В романском стиле построены многие замки феодалов, подчёркивающие могущество их владельцев. Внушительными каменными стенами были обнесены и города. Романский храм состоял из широкого центрального нефа (от греч. — корабль) и двух более узких боковых. Поперечный неф — трансепт — образовывал в плане прямой крест, над которым возводилась башня собора. Отличительной чертой западного фасада стало наличие фланкирующих башен. Восточная, алтарная, часть храма завершалась апсидой. Внутри храм украшался живописными произведениями, скульптурой и рельефами. Главное место в изображениях занимала картина Страшного суда и фигура грозного судьи — Иисуса Христа. Рельефы на стенах представляли сцены распятия, смерти и воскресения Христа, которые должны были рассказать верующим, в большинстве своём не умеюшим читать, о содержании Библии. Эти изображения называли «Библией для неграмотных». В романских храмах Европы часто можно увидеть фрески, а в Италии сохранились традиции мозаичного искусства. К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Св. Петра и Св. Павла в монастыре Клюни, церковь Сен-Лазар в Отене; в Германии — церковь Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме; в Италии — церковь Сант-Амброджо в Милане, соборы в Модене, Кремоне, Пьяченце, Парме. Готическая архитектураВ XIII в. европейцы научились создавать стрельчатые своды зданий и прочные каркасы, позволявшие возводить грандиозные по высоте храмы. Стена как конструктивная часть здания становилась лишней — она либо превращалась в лёгкий простенок, либо заполнялась громадными окнами. Стиль, в котором создавались подобные здания, получил название готического. Огромные здания выглядели лёгкими и ажурными, устремлёнными ввысь — к Богу. Снаружи готический собор был оплетён каменным кружевом рельефов, а над главным входом располагалось большое узорное круглое окно — «роза». Замена глухих стен в храмах огромными окнами привела к исчезновению фресок и возникновению витражей — изображений на окнах, составленных из кусочков разноцветного стекла. Благодаря им солнечный свет, струящийся в окна, заливает всё внутреннее пространство храма. Готический собор был «населён» сотнями статуй, скульптурных композиций и украшений на порталах, карнизах, водостоках, капителях храма и внутри него. Искусство готики, особенно архитектура, отличается стилистическим единством. Готические соборы строили артели каменщиков, переезжавшие из одной страны в другую. Самыми известными готическими храмами являются собор Парижской Богоматери, соборы в городах Реймс, Шартр, Кёльн. Средневековая литератураЛитература Средневековья пропитана христианским духом. Героями многих произведений становились священники, монахи, святые. Однако со временем в литературе всё большее место стали занимать светские темы. В рыцарских замках формировалась особая сословная культура. Рыцарь должен был не только в совершенстве владеть оружием и уметь обращаться с конём, но и играть на лютне, в шахматы, уметь складывать стихи и галантно обходиться с дамами. Три заповеди были святыми для рыцарей: зашита христианской церкви, служение Прекрасной Даме и верность сеньору. Героями рыцарской литературы становились воины, посвящавшие свои подвиги Прекрасной Даме. Её воспевали поэты и певцы, которых на юге Франции называли трубадурами. Зачастую трубадуры имели рыцарское происхождение, но встречались среди них и люди незнатные.
Рис. Ворота Лоршского монастыря. VIII в. В основе героического эпоса лежали исторические события, однако, передаваясь из уст в уста в течение длительного времени, они обрастали множеством вымышленных деталей. Самыми знаменитыми в Средние века были «Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола», «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде» и др. Особой популярностью пользовался жанр куртуазной повести и романа. Наиболее яркий пример такой литературы — роман «Тристан и Изольда». Свои произведения с описаниями повседневной жизни создавали горожане и крестьяне. Героями выступали хитроватые простолюдины, обводившие вокруг пальца священников и феодалов. Любимым персонажем английских народных песен был предводитель разбойников — благородный Робин Гуд, защищавший бедняков и наказывавший богачей.
Рис. Иллюстрации к романам «Тристан и Изольда» и «Легенда о короле Артуре». Средневековая миниатюра В народной, особенно крестьянской, культуре длительное время сохранялись остатки древних верований. Дань языческим традициям средневековые люди отдавали во время народных праздников, слабо связанных с церковным календарём и осуждавшихся церковью. Средневековое образованиеГрамотность в эпоху раннего Средневековья была распространена в основном в среде священников и монахов. В монастырских школах обучали письму и счёту. Следующим этапом было изучение «семи свободных искусств», или наук. Сначала ученики осваивали первые три (по-латински — тривиум) — грамматику, риторику и диалектику, а затем успешно овладевший тривиумом и ищущий знаний приступал к изучению четырёх более сложных наук — квадривиума: арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Обучение велось на латыни, без знания которой в Средние века невозможно было представить себе образованного человека.
Рис. Средневековый университет. Гравюра. XVв. Складывание централизованных государств в Европе требовало всё большего количества образованных людей: чиновников, юристов, богословов, врачей. Однако школы, действовавшие при церквях и монастырях, не могли дать необходимых для этих профессий знаний. Это привело к тому, что в XI—XII вв. начали открываться школы для всех желающих, вне зависимости от их национальности и происхождения, где преподавали «семь свободных искусств» и какую-либо специальную дисциплину — медицину, богословие, право. Одну из таких школ в окрестностях Парижа возглавлял учёный и философ Пьер Абеляр (1079-1142).
В XII-XIII вв. в некоторых городах средневековой Европы возникло сразу несколько школ, преподаватели и студенты которых получили от римского папы разрешение создавать объединения — университеты. Самые знаменитые из них возникли в Болонье, Париже, Оксфорде. К концу XV в. в Европе насчитывалось уже 86 университетов. Они не подчинялись местным властям, самостоятельно избирали главу — ректора, определяли состав преподавателей и имели право судить своих членов. Университеты обычно состояли из четырёх факультетов. Низшим — подготовительным — был факультет «искусств», или «артистический» (от лат. — искусство), на котором изучали «семь свободных искусств». Проучившись пять—семь лет и окончив его, можно было поступить на старшие факультеты — богословский, юридический и медицинский. Обучение в университетах также велось на латыни. Изучив за два-три года тривиум, школяр получал степень бакалавра, а ещё через несколько лет, после постижения квадривиума, — степень магистра. Высшей была степень доктора. Для получения степени необходимо было выдержать сложный экзамен. Степень, присуждённая в одном университете, признавалась и в других, поэтому преподаватели могли свободно выбирать университет. Внутренней организацией университеты напоминали ремесленные цехи. Средневековая наукаНаука в Средние века также находилась под сильным влиянием церкви. Главным способом достижения истины считалась схоластика, или «школьная наука», возникшая и получившая развитие в университетах. Учёные-схоласты не признавали роль опыта, всецело полагаясь на мнение авторитетов прошлого и в первую очередь на тексты Священного Писания. Они пытались логическими рассуждениями доказать правоту веры. Самыми знаменитыми схоластами были Пьер Абеляр и Фома Аквинский (1225—1274). Последний особенно почитался католической церковью, поскольку ему удалось осуществить синтез философии Аристотеля и христианской доктрины, добиться гармонии разума и веры. Фому Аквинского называли «ангельским доктором», после смерти его причислили к лику святых и признали «учителем церкви». Ещё одним известным учёным был Роджер Бэкон (1214—1292), в своих работах высказывавший предположения о создании в будущем лодок без гребцов, летательных аппаратов, самодвижущихся повозок. Именно его считают изобретателем телескопа и очков. Бэкон полагал, что только математика как наука наиболее достоверна и несомненна и с её помошью можно проверять данные всех остальных наук. Большое место в трудах Бэкона отводится опыту, который учёный разделял на реальный, жизненный и опыт-доказательство, полученный посредством чувств. Высший опыт, по Бэкону, — духовный, его возможно познать только избранным людям через мистическое состояние, внутреннее озарение.
Рис. Роджер Бэкон. Скульптура. XIX в. Первой и главной среди средневековых наук было богословие. Опираясь на положения христианской религии, богословы пытались понять устройство мира. Большим уважением пользовалась юридическая наука. Медицина была развита слабо: в университетах изучались труды врачей Античности и арабского Востока, однако средневековым медикам часто не хватало опыта. Главными средствами от всех болезней в Средние века считались кровопускание и очищение желудка; также использовались различные лекарственные растения. Даже самые серьёзные учёные Средневековья увлекались алхимией, целью которой были поиски «философского камня», якобы превращающего любой недрагоценный металл в золото и продлевающего жизнь. Несмотря на то что на изыскания алхимиков не жалели средств богатые короли и князья, успеха добиться так и не удалось. Но, смешивая различные вещества и ставя многочисленные опыты, алхимики попутно совершали открытия: создавали новые красящие вещества, лекарства, сплавы. Вопросы и задания
|