Энциклопедический словарь
юного историка

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

Гуситские войны

Гуситские войны — революционная борьба народных масс Чехии против феодальной эксплуатации, католической церкви и иноземной агрессии. Чешское крестьянство и трудящиеся слои города в конце 14 — начале 15 в. оказались в очень тяжелом экономическом положении.

Часть крестьян полностью разорилась, зато в деревне появилась богатая верхушка; городская беднота (плебс) ощущала растущее бесправие, нищету, голод. Все эти явления усиливались серьезной внешней опасностью. Начиная с 10 в. Чехия подвергалась агрессии со стороны феодальной Германии. Путем вооруженных вторжений и постепенной колонизации немецкие и другие иноземцы заняли видное место среди феодалов и городской верхушки (патрициата). Фактически возникла угроза самостоятельному национальному развитию Чехии.

Назревший взрыв, как и все революционные движения средневековья, приобрел религиозную форму. Чувства и мысли людей на протяжении тысячелетней средневековой истории были пронизаны идеями учения католической церкви. К 15 в. многое в ее организации, образе жизни ее служителей стало вызывать массовое недовольство. Огромные богатства церкви не соответствовали христианской проповеди бедности, выгодная торговля «святынями» и индульгенциями (грамотами об отпущении грехов) приносила огромные барыши, большая часть которых поступала в Рим, к папе римскому — главе католической церкви (см. Папство, Религия).

Острое массовое недовольство положением в стране выразил в своем учении представитель ранней чешской Реформации (см. Реформация) Ян Гус (1371—1415). Выходец из крестьянской среды, мыслитель и проповедник, ректор Карлова университета в Праге, Гус выступал с критикой католической церкви, защищал права чешского народа, боролся против бесправия простых людей.

Ян Гус.

За свою деятельность Гус был осужден церковным собором в Констанце и сожжен. Казнь Гуса 6 июля 1415 г. послужила толчком к началу массового революционного движения в Чехии. В течение 1415—1419 гг. десятки народных проповедников — последователей Яна Гуса — призывали народ к открытой борьбе с социальной несправедливостью, немецким засильем и католической церковью, за сохранение независимости Чехии.

Восстание 30 июля 1419 г. в Праге стало началом событий, которые вошли в историю под названием гуситских войн (1419—1437). Наиболее революционную часть сторонников учения Гуса составляли городские низы и крестьянство. Их целью было установление полного равенства людей, вплоть до уравнения имущества. Их называли таборитами (от названия города Табор — укрепленного центра в Южной Чехии). Табориты (революционное крыло гуситов) верили, что вооруженным путем они смогут добиться уничтожения несправедливости и спасти независимость страны. Среди участников гуситского движения были и более осторожные и умеренные, в основном из числа мелких дворян и зажиточной части городского населения, так называемые чашники. Свои задачи они ограничивали реформой католической церкви и ослаблением немецкого засилья.

В апреле 1420 г. римский папа Мартин V и германский император Сигизмунд — непосредственный организатор осуждения и казни Гуса — объявили крестовый поход против Чехии. Крестоносцы со всей Европы осадили Прагу. В борьбе с ними проявился выдающийся полководческий талант Яна Жижки (ок. 1360—1424). В сражении у Витковой горы (июль 1420 г.) войско Жижки наголову разбило крестоносцев.

Ян Жижка.

Судьба Жижки — удивительный пример беззаветного служения восставшему народу, хотя сам он был выходцем из мелкого дворянства и принадлежал к привилегированному сословию. Маленький деревянный замок семьи Жижки в Тронцове располагался по соседству с владениями одного из богатейших родов Чехии — Рожмберков. В 1408 г. друг германского императора Индржих Рожмберк задумал присоединить землю и замок обедневшей дворянской семьи к своим обширным владениям. Доказав путем подлога и лжесвидетельств свои права на замок Жижки, Рожмберк неожиданно столкнулся с сопротивлением строптивого рыцаря, который вместе с горсткой крестьян ушел в лес и фактически объявил Рожмберку партизанскую войну. В ней впервые проявился незаурядный воинский талант Яна Жижки. Солдаты и слуги Рожмберка так и не смогли победить маленький отряд. А спустя некоторое время за неукротимого рыцаря вступился чешский король Вацлав.

В 1410 г. Жижка участвовал в знаменитой Грюнвальдской битве объединенного польско-литовского войска против Тевтонского ордена. Он сражался в рядах чешских и моравских рыцарей, добровольно пришедших на помощь польско-литовскому войску под командованием князя Витовта. В этом сражении Жижка был тяжело ранен и потерял один глаз. В 1421 г., уже будучи известным полководцем, отражая очередной натиск крестоносцев (2-й крестовый поход на Чехию), Жижка в результате ранения лишился второго глаза. Слепота не помешала ему вывести свое войско из тяжелейшего окружения возле Кутна-Горы и в январе 1422 г. нанести крестоносцам сокрушительное поражение у Немецки-Брода. 2-й крестовый поход закончился полным провалом агрессоров. Папы и императоры организовали еще три крестовых похода против гуситов — в 1422 (3-й), 1427 и 1431 гг., но потерпели поражение. Основной боевой силой гуситского движения стало созданное под руководством Яна Жижки войско таборитов. Народный характер, горячая вера воинов в возможность установления всеобщего равенства и социальной справедливости сделали его непобедимым.

Вековую мечту народа об обществе без угнетения и насилия табориты пытались воплотить в Таборе, где каждый человек отдавал деньги и ценные вещи на общие нужды, где было запрещено использование чужого труда, отрицались праздность и роскошь. Табориты создали на основе боевого устава Яна Жижки подлинно народную армию, которая применяла передовую для своего времени тактику. Их войско было маневренным и быстрым на марше. Традиционной рыцарской коннице оно противопоставило боевые возы, с помощью которых табориты сооружали «крепости на колесах». Табориты широко применяли артиллерию, новые приемы боя и необычные виды оружия (в их основу были положены орудия крестьянского труда — цепы, молоты, косы, серпы).

Несмотря на одержанные войском таборитов победы над крестоносцами и несколько удачных военных походов за пределы Чехии, силы были неравными: народ небольшой страны противостоял феодально-католической Европе. Кроме того, на судьбе движения все более тяжело сказывался раскол в рядах гуситов.

В 1421 г. умеренные табориты расправились с левыми — пикартами. Чашники, которые выражали интересы рыцарства и зажиточной части города и деревни, начали отходить от революционного движения, боясь его размаха. Они открыто перешли на сторону феодального-католического лагеря и 30 мая 1434 г. в бою под Липанами помогли разбить таборитов. Отдельные отряды революционно настроенных таборитов продолжали борьбу до 1437 г.

Гуситское революционное движение сыграло большую роль в судьбе Чехии и всей Европы. Это был один из первых серьезных ударов по феодализму и католической церкви. Идеи гуситов оказали большое влияние на развитие идей Реформации, под знаменем которой зарождавшаяся буржуазия развернула в 16 в. активную борьбу против отживавшей феодальной системы. Национально-освободительная борьба Чехии стала воодушевляющим примером для народов, страдавших от иноземной власти и агрессии.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru