Учебное пособие

Современный велосипед

       

Манетки (шифтеры)

Передним и задним переключателями передач надо управлять, и для этого служат специальные устройства, которые носят название манетки или шифтеры. Когда-то, в давние времена, все манетки работали по одному принципу и назывались «фрикционными манетками». Выглядели они как два рычажка с зажимными гайками и располагались чаще всего на нижней трубе рамы около рулевого стакана. Иногда их крепили к верхней горизонтальной трубе.

Рычажки двигали вперед, и они тащили за собой трос, который перемещал рамку переключателя для того, чтобы перекинуть цепь с одной звезды на другую. Когда рычажки сдригали назад, то в работу вступали возвратные пружины на переключателях. Зажимными гайками рычажки фиксировали в определенном положении, чтобы от тряски они не сдвигались. SHIMANO и сейчас выпускает такие шифтеры для нижних шоссейных групп. Главный их недостаток — недостаточно четкое и быстрое переключение передач. Несомненное достоинство - простота конструкции, малый вес и низкая цена. «Царство фрикционных манеток» продолжалось до тех пор, пока фирма SHIMANO не разработала систему SIS - индексную систему переключения передач. Случилось это в 1974 году, и называлась она Positron System Теперь фрикционные манетки можно встретить только изредка.

Рис. Однорычажная манетка
1 - рычаг, 2 - индикатор, 3 - оплетка с тросом, 4 - руль, 5 - хомут, 6 - корпус, 7 - грипсы, 8 - тормозная ручка, 9 - полый болт (барабан), регулирующий натяжение троса переключения передач

Простейшим вариантом системы SIS являются индексные однорычажные манетки THUMB SHIFTER. К ним относятся, например, манетки SL-TZ220, SL-TX30 или SL-TX50 группы Tourney от SHIMANO, которые выпускаются и сейчас. Такого типа манетки устанавливаются на сравнительно недорогие горные, гибридные и комфортные байки. В последние годы они активно вытесняются шифтерами других, более удобных и надежных в работе типов. В THUMB SHIFTER положение рычажка фиксируется в нескольких положениях с помощью простого стопорного устройства. Соответственно ступенчатому перемещению рычажка, шагами перемещался и трос, выставляя переключатель около звезд на кассете или системе. Если правильно и точно настроить крайние положения переключателей и натяжение троса, то работают однорычажные манетки достаточно четко. Но при переключении передач руку приходится отрывать от руля, а если надо одновременно перекинуть цепь и впереди, и сзади, то приходится ехать совсем «без рук», что не есть хорошо. Манетки с рычажками торчат на руле вертикально вверх и легко могут быть повреждены при падении.

Рис. Вращающаяся манетка TWIST SHIFTERS (грипшифт) устройство и установка
1 - кольцевая канавка для троса, 2 - внутренний виток троса, 3 - вращающаяся ручка (grip), 4 - зубцы трещотки, 5 - внешний стакан, 6 - фаска, 7 - внутренний стакан, 8 - пружина трещотки, 9 - направляющая троса, 10 - зажимной болт, 11 - тормозная ручка, 12 - шайба, 13 - ручка руля, 14 - кожух троса, 15 - гайка регулировки натяжения троса

Однорычажные устройства сменили шифтеры с храповым механизмом (в народе их называли «полуавтоматы»), которые появились в 1985 году. Приводятся они в действие двумя рычагами или кнопками (клавишами), или рычагом и кнопкой, как у группы Nexave от Shimano. Одним рычагом или кнопкой трос перемещается в сторону больших звезд кассеты, а другим рычагом - рычагом сброса, возвращается в исходное положение, на малые звезды. Переключать можно одним пальцем, не отрывая руку от руля, что удобно и безопасно, и позволяет сохранить контроль над байком в сложных условиях. Наиболее известны шифтеры Shimano - Rapid-fire plus и EZ-Fire plus. Манетки среднего и высокого уровня позволяют переводить цепь сразу на 2-3 звезды на кассете вверх и вниз - так называемая система «Мультисброс». В последние годы появилась функция «Двунаправленный сброс». Теперь рычаг сброса можно нажимать большим пальцем, как и рычаг перевода цепи на большие звезды. То есть рычагом сброса можно манипулировать двумя пальцами и с двух сторон. Применяется в группах: XTR, SAINT, XT, SLX, DEORE LX, DEORE. Функция «Мгновенный сброс» заменила переключение щелчками. Теперь переключение с мгновенным сбросом освобождает трос, как только приводится в движение рычаг сброса, давая максимально быструю смену передачи. Применяется в группах: XTR, SAINT, DEORE XT.

Манетки Grip-Shift. По конструкции эти манетки очень напоминают мотоциклетные ручки газа. Впервые их разработала для велосипедов фирма SRAM, с тех пор они получили большое распространение, и выпускается многими производителями. Фирма Shimano делает шифтеры типа Grip-Shift только для нижних групп - они называются Revoshift. Есть две разновидности Grip-Shift: с короткой ручкой, за которую можно ухватиться двумя пальцами, и с длинной - под ладонь. Манетки очень просты по конструкции, их идея лежит на поверхности, это вращающийся рычаг круглой формы, как колесо, насаженный на руль. Они надежны и удобны, для переключения передач не требуется даже отрывать пальцы от руля. Их можно переключать сразу на несколько позиций, вверх и вниз. Кроме того, передачи удобно переключать в холодное время года, зимой, в толстых рукавицах. Отсутствие торчащих рычажков уменьшает риск повреждения или поломки при неудачном падении с фатальным задеванием манетки коленом.

Иногда, для переключения передач приходится довольно сильно давить на рычаг манетки. Для уменьшения усилия Shimano разработала систему SPSM3 (Shimano Power Change Mechanism) с шифтером Тар Fire. При нажатии на клавишу шифтера механизм, установленный на кареточном узле, переводит передний переключатель на другую звезду, используя усилия ног велосипедиста, вращающего шатуны. А ноги, как известно, гораздо сильнее рук, и тем более, пальцев. Когда шатуны вращаются быстро, то для переключения с избытком хватает сил инерции. По сведениям фирмы Shimano, усилие на рычаге шифтера уменьшается на 70%-80%. Аналогичную систему выпускает SR SUNTOUR, которая называется NRX DRIVE TRAIN (Power Flo System).

Фирма SRAM в противовес шифтерам Rapid-fire plus, разработала и производит свои манетки с храповым механизмом Trigger, а сама система переключения передач называется IMPULSE Technology. Манетки Trigger имеют два рычага и индикатор переключения передач. Они пользуются большим успехом в Америке, а у нас пока известны гораздо меньше, чем шифтеры Rapid-fire или Grip-Shift. В нынешнем сезоне появились «триггеры начального уровня» - 4.0 с передаточным отношением 1:1 и Shimano-совместимые TRX с соотношением 2:1. Они имеют конструкцию UNI-LEVER с одним рычагом, которым двигают в разные стороны, переключая передачи, нажимая то большим, то указательным пальцем.

Фирма SR SUNTOUR выпускает комбинированный шифтер, который объединяет в одном узле Grip-Shift и триггерную манетку. Для управления передним и задним переключателями достаточно одной правой руки, у которой задействованы ладонь и два пальца для нажатия на рычаги триггера. Левая рука свободна. Она может держать руль, тормозить, чесать репу или настраивать на ходу амортизаторы байка. Данный способ переключения передач носит название ICE (Integrated Control Equipment), или, в вольном переводе, «системная интеграция».

Манетки двойного действия

Шоссейные гонщики издавна хотели иметь манетки рядом с тормозными ручками, но разместить на изогнутом в двух плоскостях руле два устройства управления было трудно. В середине 90-х фирмы SHIMANO и CAMPAGNOLO разработали манетки, совмещенные с тормозными ручками - Dual Control и Ergopower, соответственно. По конструкции они сложнее, чем триггерные манетки горных байков. Имеются две ручки в одном блоке: рычаг (ручка) набора передач, совмещенный с тормозной рукояткой, и рычаг сброса передач. В 2003 году фирма SHIMANO пошла дальше и использовала тот же принцип для МТВ. Причем на манетках МТВ обычно используется один рычаг, служащий как для переключения передач, так и для торможения, и рычаг сброса передач (под большой палец), который может быть снят при необходимости (кроме группы DEORE). Манетки Dual Control групп XTR, DEORE XT поддерживают функции «Мультисброс» и «Мгновенный сброс». Манетками Dual Control оснащены группы XTR, SAINT, XT, SLX, DEORE.

Все шифтеры, кроме фрикционных, однорычажных, ICE (SR SUNTOUR) и, само собой Dual Control, выпускаются в двух модификациях: вместе с тормозной ручкой и без тормозной ручки. Последний вариант встречается все чаще, так как если необходимо поставить гидравлический тормоз, а тормозная ручка для V-брейка, то приходится менять сразу весь блок.

Обслуживание, настройка, уход

Чаще всего манетки в настройке не нуждаются, их надо только правильно установить и заправить трос (троса). Смазывать изредка надо только манетки Grip-Shift, для них продается специальная смазка. Триггерные манетки имеют внутри конститентную смазку. Перебирать их и набивать новую смазку надо только в случае отказа, поломки или попадания внутрь воды или песка. Делать это лучше всего в хорошей мастерской. В уходе нуждается только полый болт (барабан), служащий для регулировки натяжения троса переключения.

Индикаторы

Большая часть шифтеров оснащена индикаторами переключения передач. Это красивая игрушка, пользы от которой довольно мало, особенно для новичков. Переключать передачи надо по ощущениям и усилиям, возникающим при вращении педалей, и в зависимости от рельефа и грунта (грязи, песка и снега), по которому приходится катить. Если слишком пристально разглядывать индикаторы, пытаясь вспомнить, а какие передачи стояли в прошлый раз, то легко можно потерять контроль над байком и упасть. Особенно это стоит учитывать тем, кто только недавно сел на велосипед или давно на нем не ездил.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru