Учебное пособие

Ювелирное дело

       

Техника эмалирования

Процесс нанесения эмали на ювелирные украшения включает в себя следующие этапы: подготовку эмали, подготовку изделий, наложение эмали, обжиг.

Подготовка эмали. Эмаль с завода-изготовителя поступает в виде плиток или гранул. Дальнейшая ее подготовка, как и весь процесс эмалирования, требует соблюдения особой чистоты. Плитку (куски), гранулы эмали с посторонними включениями выбраковывают, оставляя лишь те, прозрачность и цвет которых одинаковые.

Проверенные и отобранные куски эмали промывают, просушивают, затем дробят в стальной ступке до образования очень мелкой крошки. Крошку тщательно промагничивают и растирают в ступках из поделочных камней при малых объемах эмалей или в мельницах (бедрашницах) при больших. Полученный порошок отделяют (путем отсеивания) от более крупных частиц, эмали маркируют и в таком виде хранят. Перед нанесением на изделие эмаль (размолотую, порошкообразную) подвергают многократной промывке растворению в воде, получая таким образом устойчивую однородного состава суспензию-шликер. В таком виде эмаль хранится под слоем воды, перед самым наложением вода сливается.

Подготовка изделий к наложению эмали. Эта операция заключается в обогащении поверхностного слоя, его обезжиривании и создании микрошероховатостей поверхности. И золотые, и серебряные украшения подвергают отжигу, а затем отбелу. Если необходимо, изделия крацуют жесткими капроновыми или латунными щетками. После этого изделия промывают в воде и просушивают.

Наложение эмали. Эмаль на изделие наносят кисточкой или шпателем — миниатюрной деревянной лопаткой (рис. 9.3, г). Добиваясь получения ровного и плотного покрытия, изделие слегка встряхивают, постукивая по нему пальцем или шпателем.

Эмаль выемчатая прокладывается толстым слоем, выше уровня металла. При глубине выемок не более 0,2 мм эмаль наносится за один прием, а при глубине выемок более 0,2 мм — многократным заполнением. После заполнения углубления эмалью предмет подвергают обжигу.

Эмаль перегородчатая прокладывается тонким слоем ниже уровня металла. Наложение перегородчатой эмали со сканными и филигранными перегородками производят за один прием, причем поверхность обожженной эмали будет иметь вогнутую форму. Если изделие имеет гладкие и прямые ячеистые перегородки, производят многократное наложение эмали. Шликер раскладывают вровень со стенками перегородок, при обжиге эмаль оседает. Прием наложение — обжиг повторяют до тех пор, пока уровень эмали (в обожженном состоянии) не сравняется по высоте с верхней кромкой перемычек ячеек. После этого покрытую поверхность изделия шлифуют до матовой, затем обжигают до появления блеска и полируют. Нередко перегородчатые эмали покрывают бесцветной эмалью (фондоном) при двух- или трехкратном наложении.

Эмаль витражная прокладывается так, чтобы сквозное отверстие было затянуто эмалевым шликером. Заполнение всех отверстий и получение требуемого слоя эмалирования достигается, как правило, за несколько приемов наложение — обжиг, причем для первого наложения используется фондон, а для второго и последующих — цветные эмали. После прокладки эмали лишнюю влагу из нее удаляют фильтровальной бумагой или тканью х/б, а изделие просушивают. Эмаль, попавшую на участки, не подлежащие эмалированию, удаляют.

При нанесении расписных эмалей сначала прокладывают белой эмалью фон, т. е. грунтуют. Но прежде основу (из меди, нейзильбера, серебра, золота) отжигают, протравливают, промывают и сушат. Чтобы основу не коробило, ее покрывают эмалью (из остатков), а обратную сторону — контрэмалью, но уже более тонким слоем. За два-три приема нанесение — обжиг добиваются прокладки покровного слоя эмали цвета особой чистоты. Роспись рисунка осуществляется заранее подготовленными живописными (надглазурными) красками или эмалями с помощью кисточки или чертежного пера. Последовательность выполнения эмалевого рисунка (отдельных его фрагментов) строго зависит от температуры плавления используемых красок (эмалей). первую очередь прорисовывают участки красками (эмалями), имеющими самую высокую температуру плавления, и производят обжиг, затем повтЬряют в порядке убывания температур плавления красок (эмалей).

Обжиг эмалей. Осуществляется в муфельных печах при температурах, соответствующих температурам плавления эмалей. Изделия на предварительно проваленной подставке из листового железа или на нихромовой сетке помещают в печь. Время обжига определяется размером и количеством изделий. В некоторых случаях эмаль обжигают до зеркального блеска (перегородчатые, выемчатые эмали), иногда эмаль спекают, т. е. подвергают промежуточному обжигу (при витражном эмалировании).

Пример нанесения эмалевой основы и надглазурных (три цвета) красок на изделия из нейзильбера

  1. Произвести контроль внешнего вида — на заготовке не должно быть рисок, вмятин, пор и отслоения металла
  2. Уложить заготовку изделия на подставку, поместить в электротечь, отжечь
  3. Вынуть заготовку из печи, охладить до комнатной температуры
  4. Произвести химическое травление
  5. Промыть холодной водой
  6. » горячей »
  7. » холодной »
  8. Просушить заготовку
  9. Охладить заготовку до комнатной температуры, разместить ее обратной (вогнутой) стороной вверх, нанести контрэмаль. Уложить заготовку на поддон, поместить в электропечь, произвести обжиг контрэмали (до неполной расфлюсовки). Вынуть заготовку из печи, охладить до комнатной температуры
  10. Произвести химическое травление
  11. Промыть холодной водой
  12. » горячей »
  13. » холодной »
  14. Произвести сушку
  15. Вынуть заготовку из термостата, охладить до комнатной температуры
  16. Протереть заготовку спиртом
  17. Нанести (обмазать) на контур заготовки водно-эмалевую смесь, уложить заготовку на поддон, поместить в термостат, произвести сушку, а затем охладить до комнатной температуры
  18. Уложить заготовку выпуклой поверхностью вверх, нанести контрэмаль, уложить заготовку на поддон, поместить в электропечь, произвести обжиг, не допуская осыпания эмали
  19. Вынуть заготовку из электропечи, поместить в термостат, охладить до комнатной температуры
  20. Зачистить контур заготовки
  21. Нанести на контур заготовки водно-эмалевую смесь, уложить заготовку на поддон, поместить в термостат, произвести сушку, а затем охладить до комнатной температуры
  22. Уложить заготовку выпуклой поверхностью вверх, нанести контрэмаль, уложить заготовку на поддон, поместить в электропечь, произвести обжиг (до образования гладкого блестящего покрытия)
  23. Вынуть заготовку из электропечи, поместить в термостат, охладить до комнатной температуры
  24. Зачистить контур заготовки; произвести контроль внешнего вида
  25. Протереть заготовку спиртом
  26. Разместить заготовку на подставке, нанести надглазурные краски (порошок, перемешанный с маслом) в порядке убывания температур плавления на заданную часть рисунка (согласно образцу), уложить заготовку на поддон, поместить в муфельную печь, произвести выпаривание масла (до исчезновения дыма) при открытой дверце
  27. Поместить заготовку в электропечь, произвести обжиг (до полного флюсования надглазурной краски)

  1. Вынуть заготовку из электропечи, поместить в термостат, охладить до комнатной температуры, вынуть из термостата
  2. Протереть заготовку спиртом
  3. Разместить заготовку на подставке, нанести надглазурные краски в порядке убывания температур плавления на заданную часть рисунка (согласно образцу), уложить заготовку на поддон, поместить в муфельную печь, произвести выпаривание масла (до исчезновения дыма) при открытой дверце
  4. Поместить заготовку в электропечь, произвести обжиг (до полного флюсования надглазурной краски)
  5. Вынуть заготовку из электропечи, поместить в термостат, охладить до комнатной температуры, вынуть из термостата
  6. Протереть заготовку спиртом
  7. Как в пункте 26 и 30
  8. Как в пункте 27 и 31
  9. Как в пункте 28 и 32
  10. Произвести контроль внешнего вида

Примечание. В целях увеличения срока сохранности рисунка и придания ему особого блеска полностью законченный рисунок покрывают фондоном. Температура обжига фондона 700—760 °С, а время выдержки в пределах 3—5 мин.

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru