Учебное пособие

Ювелирное дело

       

Гравирование

Издавна гравирование считалось одним из распространенных методов декоративной обработки ювелирных украшений. Сущность процесса заключается в вырезании на заготовке (изделии) определенных рисунков, орнаментов, изображений (рис. 9.2, а).

Вырезание производят специальным инструментом — штихелями. Различают ручное и механизированное гравирование.

При изготовлении ювелирных украшений применяется, как правило, ручное плоскостное (двухмерное) гравирование. Гравирование вручную осуществляется с помощью штихелей и граверных приспособлений.

Рис. 9.2. Гравирование

Чтобы быть мастером своего дела, следует много и упорно тренироваться. Эта непреложная истина особенно уместна, когда речь идет о гравировании. Обучение гравированию начинают с самого малого — с умения наносить хотя бы одним (определенного назначения) штихелем прямые одинаковой толщины линии.

Вслед за освоением нарезания прямых линий можно приступить к гравированию штриховых, пересекающихся, ломаных, волнистых линий (рис. 9.2,б), прорезанию букв, цифр, простых фигурок и т. д. Упражнения эти надо проводить на медных или латунных пластинках толщиной 1,5—2 мм, размерами 40х40 мм.

Процесс гравирования состоит как бы из двух этапов: подготовительного и непосредственной гравировки. Подготовительный этап включает в себя главным образом нанесение на изделие рисунка и предусматривает покрытие поверхности изделия тонким слоем белой акварельной краски или гуаши. Рисунок наносит сам гравер. Несложный — от руки остро заточенным карандашом по высохшей краске. Сложный — сначала прорисовывается в натуральную величину на бумаге, а затем приемом обычной копировки переносится на окрашенную поверхность изделия. Очень сложный рисунок для сохранения покрывают нитролаком. Нередко рисунок на изделие наносят обычным карандашом, а чтобы он не стерся (не потерялся) его затем прорезают разметочной чертилкой.

Когда рисунок готов, приступают к гравированию. В правую руку берут штихель так, чтобы ручка тыльной стороной упиралась в ладонь (рис. 9.2, в), в левой руке держат приспособление с закрепленным в нем изделием (рис. 9.2, г). На поверхности изделия штихель удерживается большим и указательным пальцами (рис. 9.2,(д). Сила давления штихеля на металл регулируется большим пальцем правой руки, который может упираться в большой или средний палец левой руки. Прорезание линий начинают от вершины угла при легком нажатии наштихель равномерными движениями взад-вперед (рис. 9.2, е). Пальцы левой руки регулируют направление гравирования, меняя, когда необходимо, положение изделия.

Гравирование бывает под глянец, под чернение и под эмаль. Гравирование под глянец выполняют в основном с применением фассетенштихеля. При этом весь рисунок должен быть сделан особенно четко, иметь безукоризненное штриховое оформление. Линии для исключения образования ступеней прорезают одним движением, без отрыва штихеля от металла. Срез должен быть зеркальным. Подрезку (опускание) фона выполняют шпицштихелем, штриховую фоновую обработку — мессерштихелем. Гравирование под чернение и эмаль требует сохранения некоторой повышенной шероховатости выгравированной поверхности, так как это в дальнейшем облегчает процесс нанесения черни и эмали. Гравирование ведут шпицштихелем малыми штрихами, постепенно углубляя и выравнивая места среза.

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru