Учебное пособие

ТОКАРНОЕ ДЕЛО

       

Натяги и зазоры

Выше мы установили, что характер посадки зависит от соотношения действительных размеров сопрягаемых деталей, или, как говорят, от наличия натяга (рис. 79, а) или зазора (рис. 79, б) между данными деталями.

Натягом называется отрицательная разность между диаметром отверстия и диаметром вала до сборки, создающая после сборки неподвижное соединение.

При различных соотношениях предельных размеров вала и отверстия натяг называется наибольшим или наименьшим (рис. 79,а)

Зазором называется положительная разность между диаметрами отверстия и вала, создающая свободу их относительного движения.

В зависимости от соотношения предельных размеров отверстия и вала определяются наибольший и наименьший зазоры (рис. 79, б).

Рис. 79. Натяги (а) и зазоры(б)

Системы допусков. Стандартами допусков и посадок в нашей промышленности установлены две системы допусков — система отверстия и система вала.

Система отверстия характеризуется тем, что в ней для всех посадок одной и той же степени точности (одного класса), отнесенных к одному и тому же номинальному диаметру, предельные размеры отверстия остаются постоянными. Осуществление различных посадок достигается за счет соответствующего изменения предельных размеров вала

Схематическое изображение системы отверстия дано на рис. 80,а. Из этого рисунка видно, что при одном и том же номинальном размере (диаметре) и постоянном допуске основного отверстия могут быть получены разные посадки за счет изменения предельных размеров вала.

Рис. 80. Схематическое изображение систем отверстия (а) и вала (б)

В самом деле, вал 1 даже наибольшего предельного диаметра свободно войдет в наименьшее отверстие. Соединив вал 2 при наибольшем предельном его размере с наименьшим отверстием, мы получим зазор, равный нулю, но при других соотношениях диаметров отверстия и вала в этом сопряжении получается подвижная посадка. Посадки валов 3 и 4 относятся к группе переходных, так как при одних значениях действительных размеров отверстий и валов 3 и 4 будет иметь место зазор, а при других натяг. Вал 5 при всех условиях войдет в отверстие с натягом, что всегда обеспечит неподвижную посадку.

Основное отверстие в системе отверстия обозначается сокращенно буквой А в отличие от обозначения второй (не основной) детали, входящей в сопряжение. Эта деталь, как отмечено выше, обозначается буквами соответствующей посадки.

Система вала характеризуется тем, что в ней для всех посадок одной и той же степени точности (одного класса), отнесенных к одному и тому же номинальному диаметру, предельные размеры вала остаются постоянными. Осуществление различных посадок достигается за счет соответствующего изменения предельных размеров отверстия.

Схематическое изображение системы вала дано на рис. 80,б, из которого видно, что при одном и том же номинальном размере (диаметре) и постоянном допуске основного вала могут быть получены различные посадки за счет изменения предельных размеров отверстия. Действительно, соединяя с данным валом отверстие 1, мы при всех условиях будем получать подвижную посадку. Подобную же посадку, но с возможным получением зазора, равного нулю, мы получим при сопряжении с данным валом отверстия 2. Соединения вала с отверстиями 3 и 4 относятся к группе переходных посадок, а с отверстием 5 — к неподвижной посадке.

Основной вал в системе вала обозначается сокращенно буквой В.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru