>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

       

Слежка

«Макс скосил глаза в зеркало. «Форд» и мотоцикл
отстали. Но их обогнал стремительный каплевидный
«Мицубиси». Расстояние сокращалось».

Д. Корецкий, «Подставная фигура»

Преступники очень часто применяют слежку на автотранспорте. При этом обычно преследуются одна из следующих целей:

  1. Получение какой-либо информации. Наблюдение за передвижением человека на автомобиле может дать очень многое. Некоторые сведения получить без использования слежки вообще невозможно или очень сложно. Иногда выяснять ничего не нужно, но необходимо просто держать определенного человека под контролем, чтобы не потерялся ненароком. Естественно, что для наблюдателя очень важна скрытность.

  1. Нападение. В этом случае преступники «ведут» жертву до определенного места, в котором нападение для них наиболее благоприятно. Это место может быть определено заранее, но чаще всего оптимальный момент выбирается по ходу движения. В этом случае также необходимо сохранять скрытность до самого нападения.
  2. Оказание психологического давления. Зачем? Это уже вопрос другой темы. В таком случае слежка ведется демонстративно. Впрочем, для этих целей преследование используется очень редко. Тем более в отношении охраняемой особы.

Слежка на практике применяется очень часто. Некоторые покушения можно предотвратить, только своевременно обнаружив «хвост». Зачастую это самый простой, а, порой, и единственный способ выявить вражеский замысел.

Каким образом производится слежка? Ее примитивный вариант знают даже женщины и дети. Одна машина повсюду ездит за другой. Более сложные методы требуют соответствующей подготовки водителей, наличия нескольких машин, средств связи и, по возможности, информационного обеспечения.

Водительские навыки нужны для выполнения сложной и противоречивой задачи: удержаться за объектом и при этом не «засветиться». Несколько машин нужны для периодической замены, чтобы, опять же, не быть обнаруженными. Связь нужна для координации, если машин несколько. С информацией бывает и сложно, и просто. Если маршрут движения объекта известен, задача упрощается. Если же нет — выполнение задачи, особенно на длинных отрезках и при сложной дорожной обстановке, может оказаться под большой угрозой. Естественно, я говорю о скрытой слежке. При демонстративном «психическом давлении» машина преследования (или несколько) «прилипает» к заднему бамперу объекта и не отступает ни на шаг.

Вот некоторые характерные шаги, которые делают преследователи во время слежки. «Хвост» держится с вами примерно в одном скоростном режиме. Чтобы не быть обнаруженным, он прячется за несколькими машинами, которые едут между вами. Чем интенсивней движение, тем меньше автомобилей он пропустит вперед себя. Для сохранения визуального контроля преследователю периодически необходимо «высовываться» со своей полосы в сторону.

Грамотное преследование со всеми вышеперечисленными атрибутами может себе позволить только государственная структура, либо очень мощная организация. В таком случае вычислить преследователей почти невозможно. Их машины могут ехать позади вашей, а могут и впереди. А могут по параллельным улицам.

Как же обнаруживается слежка? Все зависит от того, хотите ли вы показать противнику, что распознали его или нет. Если вы приняли решение дать понять преследователем, что они обнаружены, или просто грубо уйти от наблюдения — задача упрощается. Но тогда вы лишаетесь некоторых козырей. Так может не стоит этого делать? Может быть лучше продолжать изображать из себя беспечного или слепого? Момент принятия решения очень важен, и однозначного ответа дать нельзя. Если за вами просто следят, лучше убедиться, что это действительно преследователи, а не случайное совпадение. Но, если на вас хотят напасть, ваши игры могут стоить очень дорого. Проявляя свою осведомленность, вы с одной стороны спугиваете преследователей, с другой — заставляете их действовать еще изощренней. Вот и балансируйте перед выбором.

Многие способы выявления и сбрасывания «хвоста» описаны в детективной литературе. Там у героев все получается легко и просто. Хотя не все из описанных приемов хорошо срабатывают, некоторые из них действительно не так уж и сложны. Да и преследователи же не все поголовно оканчивали ВШ КГБ СССР.

Один из самых верных способов выявить подозрительную машину — обращать особое внимание на окружающие транспортные средства при отъезде и при подъезде к какой-либо точке остановки. Отъезжающие и подъезжающие одновременно с вами (или с малым опозданием) автомобили автоматически заносятся в список подозрительных и к ним следует проявлять повышенный интерес. В крупных городах в многополосном потоке машин преследователям удержаться очень сложно. Чтобы не пропустить поворот, вам необходимо заранее перестраиваться. Вот и следите при перестроении за теми, кто повторяет ваши маневры. А также за теми, кто поворачивает за вами с нарушением правил.

Можно, конечно, включить правый поворот, а повернуть налево. Но такой маневр не только выявляет вашу осведомленность, но и может создать аварийную ситуацию. Если вам необходимо быть уверенным, что «хвоста» нет, а в потоке выявить его наличие или отсутствие невозможно, проверьтесь, повернув на улицу, где движение практически отсутствует. Таким же образом проверяются и подозрительные машины. Естественно, что для выявления преследования необходимо обладать хорошей памятью.

Долгое бессмысленное кружение по городу может натолкнуть преследователей на мысль, что они разоблачены. Поэтому вам необходимо не только хорошо знать город, по которому вы постоянно передвигаетесь, но и определить для себя места, которые можно будете использовать для проверок. Эти места должны быть в разных районах города. Что это за места? Это проездные дворы, сквозные переулки, различные открытые базы с двумя выездами, тихие улочки.

Ночью повышается риск подвергнуться нападению. Поэтому при появлении подозрительных преследователей пытайтесь оторваться. В темноте хорошо заметна по фарам сама машина. По форме фар можно даже определить марку отечественного автомобиля. Но номерные знаки, цвет автомобиля или модель иномарки увидеть трудно. Поэтому избегайте движения по неосвещенным улицам и не позволяйте преследователям приближаться слишком близко.

Не самый плохой из способов — обратиться за помощью к инспекторам ДПС. Лучше это делать на стационарном посту. Просто остановитесь и сообщите о своих подозрениях. Скорей всего подозрительную машину остановят и проверят. Даже, если ничего криминального выявлено не будет, вы, по крайней мере, увидите, кто за вами ехал. В случае недоразумения никакие последствия вам все равно не угрожают.

Расскажу пример из жизни. Мои коллеги на одной автомашине поехали перевезти крупную денежную сумму (свыше $ 500 ООО) из банка в определенное место. При отъезде от здания банка им «на хвост села» «Нива». «Срисовали» ее сразу при отъезде. Поскольку такие деньги не располагают к оперативным играм, старший экипажа принял решение отрываться. Он по мобильному телефону сразу доложил в офис обстоятельства и приметы автомобиля преследователей. Началась гонка. Наши едут на желтый сигнал светофора, «Нива» — на красный. Наши меняют полосы движения, преследователи делают то же самое. Сразу отмечу, что старший группы (мой близкий друг) действовал абсолютно правильно. Он не стал «тащить хвост» в пункт назначения. Но и не стал рисковать, петляя по городу. В удобном месте (к слову, прямо перед зданием краевого УВД) он дал команду водителю резко развернуться через сплошную полосу таким образом, чтобы встречный поток не дал «Ниве» возможность повторить маневр. Ко времени прибытия наших на базу, мы уже имели сведения о том, что госномер «Нивы» принадлежит ВАЗу 21011, который зарегистрирован на некоего азербайджанца (читай гл. «Контакты с правоохранительными органами»). Интересно, что на этого гражданина было зарегистрировано еще около одиннадцати различных автомобилей. Не буду раскрывать всех секретов, но после двух дней повышенных мер безопасности проблема была снята.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru