>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

       

Осмотр отдельных объектов

«Помните о том, что короткий путь не всегда
самый простой и безопасный, берясь за любое
дело, а не только во время странствий и путешествий».

Дайдодзи Юдзан Сигесуки, «Кодекс самурая»

Квартира

Квартира или иное место постоянного или временного проживания клиента — объект особый. Это чья-то личная собственность и ее хозяин рядом. Возможно, что это сам клиент. Учтите это и будьте деликатней. В отличие, например, от гостиничного номера, вам не придется выбирать клиенту квартиру. Будете работать с тем, что есть. В исключительных случаях (когда клиент сам об этом просит или вероятность покушении очень высока) вы можете настаивать на выборе комнаты, места для сна или нахождения вашего клиента. Например, если он приехал в гости и есть возможность выбора.

Помимо умышленных покушений важно уберечь клиента от несчастного случая. Поэтому необходимо проверить квартиру на предмет потенциальной опасности, которую таят в себе блага цивилизации. На клиента может упасть люстра или шкаф, его может ударить током или засосать в унитаз. Проверьте все досконально, даже, если вероятность несчастного случая невысока. Особое внимание следует обратить на противопожарную безопасность. Это касается не только квартиры, но и других осматриваемых вами помещений.

Наиболее важной задачей является ограничение доступа в квартиру посторонних лиц. Их необходимо проверять на предмет проноса «вредных предметов» и вынос полезных. Режим проверки необходимо заранее согласовать с клиентом, иначе это вызовет неизбежный скандал. В случае, когда круг допускаемых лиц в квартиру строго ограничен, тщательный осмотр помещений можно проводить лишь после длительного отсутствия домочадцев. Для обеспечения максимальной безопасности лучше, конечно, проверять квартиру каждый раз, но в жизни клиент вам вряд ли позволит это делать. Для большинства телохранителей рабочий день начинается и заканчивается у порога квартиры шефа. Единственное, что он может сделать — это довести клиента до двери и проконтролировать вход. То есть, подождать, пока кто-нибудь из членов семьи клиента, находящийся дома или он сам подтвердят, что в квартире все в порядке и нет нежелательных лиц.

При изучении этого объекта следует вспомнить, что написано в главе «Моя крепость».

Подъезд

Осмотр подъезда производится с учетом положений главы «Место покушения — подъезд» и некоторых других. Остается кое-что добавить, а где-то и повториться для лучшего усвоения. Для наглядности приведу примеры осмотра подъезда одним и двумя телохранителями при входе и выходе.

Осмотр при встрече клиента одним охранником. Телохранитель входит в подъезд и вызывает лифт. Думаете, для того, чтобы уехать на нем? Нет, для того, чтобы ввести в заблуждение возможных злоумышленников. После этого отправляет лифт на нужный этаж и поднимается туда же пешком, осматривая по пути подозрительные закоулки. После этого поднимается на три — четыре пролета выше площадки, на которой живет клиент и осматривает их. Потом проверяет еще раз лифт (если тот уехал — вызывает заново). Осматривает тамбур перед квартирой и сообщает клиенту (лучше по мобильному телефону), что можно выходить.

В подъезде очень важен слух, так как передвигаться бесшумно практически невозможно. Независимо от того, будете вы спускаться на лифте или по лестнице, вы должны находиться впереди клиент на расстоянии, обеспечивающем вам возможность видеть обстановку на один — два пролета вперед (в зависимости от конструкции лестничной клетки) и, одновременно, быстро приблизиться к клиенту для реагирования на опасность сзади. Контроль обстановки сзади идет в основном с помощью слуха. Вряд ли у киллера получится догонять вас бесшумно.

Статистика нападений показывает, что преступники чаще встречают жертву по ходу ее движения, чем догоняют сзади. Киллер скорей всего постарается сначала разделаться с охраной, а уж потом с клиентом. Поэтому ждать его нужно со своей стороны. Вероятность попадания под обстрел спереди и сзади одновременно довольно низкая, так как киллеры рискуют попасть под пули своих подельников.

Применение радиоуправляемого и некоторых других типов ВУ в подъезде тоже не получило широкого распространения, поскольку киллеру трудно контролировать нахождение жертвы в определенной точке в нужное время. Поэтому вероятней применения ВУ натяжного действия. Естественно, необходимо уделять внимание открывающимся дверям других квартир и людям, встречающимся в подъезде. Если встреченный человек вызывает подозрение, вам необходимо переместиться и стать между ним и клиентом.

При движении в лифте лучше обойтись без попутчиков. На всякий случай. Находясь в лифте, клиент должен стоять в глубине возле боковой стенки. Вы должны находиться между клиентом и выходом. Не обязательно героически закрывать весь проход широтой своих могучих плеч. Можно тоже стоять в сторонке. Важно, чтобы вы были все время готовы к противодействию. А в тесноте лифта лучшее противодействие — стрельба. А в случае невооруженного нападения — мощный выталкивающий прямой удар ногой. Лифт вообще плохая позиция для борьбы. Слишком вы в нем скованы. Поэтому вам сразу же необходимо вырываться на оперативный простор и задать всем трепку, поскольку отступать некуда. Позади беззащитный клиент.

На выходе из подъезда необходимо оторваться от охраняемого лица, чтобы первым выйти на улицу и успеть оценить обстановку. Можно, конечно, предложить клиенту подождать, пока вы не осмотрите улицу. Но, чем меньше вы будете напрягать охраняемое лицо, тем будет лучше. У некоторых клиентов предложение подождать может вообще вызвать раздражение. Осмотр подъезда начинается с осмотра двора и им же заканчивается. Но об этом позже.

Осмотр при сопровождении клиента домой одним охранником. По возможности необходимо осмотреть подъезд непосредственно перед входом в него клиента, но такая вероятность не всегда имеется. Телохранитель входит в подъезд первым и далее везде прикрывает клиента на потенциально опасных направлениях. Если квартира клиента расположена невысоко, лучше подниматься пешком. Во-первых, наши лифты таят в себе массу сюрпризов даже в отсутствии злого умысла. Во-вторых, на лестнице лучше обзор и возможность для маневра. При движении пешком вверх необходимо идти впереди клиента, чтобы он внезапно не оказался вместе с вами перед лицом противника. В подъезде можно держать пистолет наготове. Делать это необходимо таким образом, чтобы клиент не видел этого. Иначе он может начать нервничать, а то и паниковать.

Осмотр при встрече клиента двумя охранниками. В подъезд входит один охранник и проверяет его самостоятельно, как описывалось выше. После того, как подъезд проверен, он сообщает напарнику по средствам связи (читай гл. «Правила ведения радиообмена») о возможности беспрепятственного выхода. Тот в свою очередь докладывает обстановку во дворе. Если у кого-то из них возникает сомнительная ситуация, клиент возвращается в квартиру вплоть до полного выяснения и локализации проблемы. Выход на улицу производится так же, как и при сопровождении одним охранником. На сотруднике, находящемся на улице лежит большая ответственность по контролю двора.

Некоторые телохранители вдвоем идут за клиентом. Основываясь на статистике, я считаю двор более опасным местом, чем подъезд, поэтому считаю очень важным его непрерывный контроль. Ведь закладка некоторых типов ВУ требует очень мало времени. Выходя из подъезда, группа так же может попасть под шквальный огонь. Поэтому я рекомендую не оставлять двор без наблюдения. В тесном же подъезде, к тому же проверенном, и один ловкий телохранитель может выровнять шансы с превосходящим по численности противником.

Если в подъезде есть лифт, можно войти обоим. Причем, тот, что потяжелее должен подниматься на лифте. Тот, у которого «дыхалка» получше — пешком. После прохождения один возвращается во двор. Для обеспечения безопасности выхода он должен повторно его осмотреть.

Осмотр при сопровождении клиента домой двумя охранниками. При входе клиента в подъезд «дворовая» опасность остается позади, и телохранителям нет необходимости его контролировать. Поэтому оба входят вместе с клиентом. Тот телохранитель, что пошустрее, должен подняться гораздо быстрее остальных, осматривая по пути маршрут, включая тамбур и два-три пролета выше квартиры. Причем отрыв должен быть достаточно большим. Для этого при подходе к подъезду ему необходимо ускоренным темпом выдвинуться вперед. Второй телохранитель с клиентом неторопливо поднимаются следом, причем второй телохранитель находится сзади клиента. Если клиент предпочитает ездить на лифте, то идущий вперед должен подниматься по лестнице, хотя это и сложно. Такие действия требуют слаженности, а значит предварительной проработки. В процессе движения необходимо иметь связь на случай непредвиденных обстоятельств: подозрительные лица или предметы на площадке, разбитая лампочка и т. п.

Пока клиент входит в квартиру, не нужно толпиться обоим у него за спиной. Один должен подняться на пролет выше и контролировать обстановку на лестнице. Второй должен быть готов оттолкнуть клиента от двери, если вдруг дверь откроет «незваный гость».

Двор

Двор относится к местам высочайшего риска. Именно в нем происходит вход в подъезд и выход из него, а также посадка в автомобиль и высадка из него. Двор является местом гарантированного появления клиента. Я сейчас имею в ввиду в основном двор многоэтажного дома, как более опасный, чем двор жилого коттеджа.

Осмотру двора предшествует его тщательное изучение и выявление контрольных точек повышенного риска. В первую очередь к ним относятся перспективные места расположения снайпера (см. главу «Антиснайперские мероприятия»). В большинстве случаев такие позиции располагаются выше уровня человеческого роста. Обычно это чердачные окна, крыши гаражей и иных ближайших построек (открытая позиция), окна на лестничных клетках домов и окна квартир. Последние используются очень редко, поскольку требуют определенной «засветки», которая крайне нежелательна для преступника. Изредка в качестве позиции может быть использовано подвальное помещение. Причем, не только для использования снайперского оружия, но и для любого другого. Обязательным условием для этого является близость подвального оконного проема к маршруту движения охраняемой персоны, поскольку перекрыть линию огня с «не господствующей высоты» может случайно припаркованный автомобиль или остановившийся человек. С каждым годом всевозможные подвальные и иные бесхозные помещения все активней осваиваются коммерческими структурами, что снижает риск проникновения в них преступников для обустройства позиции.

Кроме снайперского огня возможно применение других видов огнестрельного оружия. На коротких дистанциях автомат ничем не хуже снайперской винтовки, а порой, и лучше. Для укрывательства стрелки используют подворотни, подъезды, кусты, автомобили, гаражи и крыши гаражей. Причем, высока вероятность стрельбы с нескольких точек. Естественно, огромную угрозу представляют ВУ. По маршруту движения необходимо проверить все места возможной закладки (кусты, коробки, урны, водосточные трубы и т. п.) и подозрительные предметы. Следует помнить, что дальность поражения некоторых конструкций направленного действия (или очень высокой мощности) может составить несколько десятков метров.

После изучения данных контрольных точек повышенного риска (термин не является официальным и общепринятым) вам при предварительном осмотре остается их проверить. Кроме таких стационарных мест, необходимо обращать внимание на переменные факторы. В основном это незнакомые люди и автомобили, вызывающие подозрение. Вот почему желательно как можно лучше знать местных жителей и их транспорт. Хотя бы внешне. При движении с клиентом по двору вам необходимо обращать внимание на те места, откуда может появиться опасность и перекрывать их. Если двор проверен на наличие ВУ и находился под визуальным контролем до выхода клиента, повторный осмотр на эту тему не нужен.

Ресторан

Работа в ресторане или других аналогичных заведениях может быть довольно сложна, особенно, если это не бизнес-ланч, а ночная увеселительная программа. А вот предварительный осмотр обычно сложностей не вызывает.

Очень полезная вещь — приехать в ресторан заблаговременно и «подготовить почву». Вам необходимо:

  1. Определиться, соответствует ли данный ресторан вкусу и уровню охраняемой персоны. Все ли в порядке с меню, устраивает ли вашего клиента время его работы. Насчет меню могут быть неувязки, если, например, клиент соблюдает пост, а постные блюда в ассортименте отсутствуют (это из личного опыта). Естественно, это относится к случаям, когда ресторан не знаком и ужин именно в нем не принципиален. Такое заведение ценно тем, что вашего прибытия туда никто не ждет. Поинтересуйтесь у администратора, что за публика тут обычно собирается. В чужом городе по незнанию можно и в гей-клуб заскочить. Как потом оправдываться?
  2. Выяснить вопрос заказа столика. Не удовлетворяйтесь ответом администратора: «В это время у нас зал на половину пуст, так что необходимости в предварительном заказе нет». Может оказаться, что так оно и будет, вот только свободные столики будут расположены для вас очень неудачно. Выберите сразу те, которые соответствуют необходимым требованиям. Учтите, сколько человек будет обедать, и как они будут сидеть. Столик должен находиться в стороне от людского потока и от окон. Не забудьте также о столике для охраны, если клиент будет сидеть отдельно от вас. Этот столик должен находиться недалеко от стола клиента, если возможно — то рядом. В любом случае вам необходимо сидеть между входной дверью и столом клиента. Столик охраны может быть напротив окна. Особенно это важно, когда вы остановились на обед в придорожном заведении и должны контролировать стоящую на улице машину.
  3. Составить себе общее представление об окружающей обстановке для уверенной ориентации. Наличие пожарных выходов, расположение помещений, туалетов и т. п.
  4. Определиться с парковкой. Оптимальное место — наиболее близкое к входу. Хорошо, если парковка охраняемая, или на ней есть служащий, которого можно попросить уделить вашей машине особое внимание. Заранее узнайте, насколько реально будет припарковать машину в нужное вам время. Просьба, обращенная к парковщику, придержать для вас место будет выполнена в случае небольшого денежного обеспечения.

По приезду уже с клиентом необходимо оценить окружающую обстановку. Следует сразу отметить направления потенциальной опасности. Обычно ими являются группы нетрезвых граждан. Причем не имеет значения, какой «масти» публика склонна к дебошу. Неприятности вам могут преподнести и семейные пары, и местные «братки», и коллектив милиционеров, «обмывающий» очередную звездочку. При необходимости нужно организовать поочередную смену для приема пищи телохранителей и водителя.

Если вы часто посещаете один и тот же ресторан, вам достаточно один раз провести заблаговременный осмотр и в дальнейшем поддерживать контакты с его администрацией по телефону. В случае с рестораном, в который вы приезжаете сходу, тщательно осматривать его у вас нет ни возможности, ни особой необходимости. Это не значит, что вы вообще должны игнорировать осмотр, но его объем значительно сокращается.

Гостиница

Выбор определенной гостиницы обычно остается за клиентом. Он же исходит из соображений комфорта, престижа, стоимости, места расположения и т. п. Часто он следует рекомендациям людей, по приглашению которых приезжает в чужой город. Если же выбор гостиницы предоставится вам, помимо указанных критериев необходимо руководствоваться районом, в котором она расположена и уровнем внутренней безопасности. Фешенебельные гостиницы редко находятся в «неблагополучных» районах. Но на всякий случай уточните этот вопрос у компетентных и не заинтересованных людей. Состояние безопасности в гостинице реально можно определить либо лично, либо со слов знающего наше дело человека. Лично я сталкивался с ситуацией, когда охрана вполне приличной гостиницы осуществлялась не лицензированной структурой. Проще говоря, институтом вахтеров. Впрочем и там, где охрану несет собственная СБ или ЧОП, ее сотрудники часто озабочены решением собственных шкурных задач: выгодно обменять валюту или «навариться» на девицах легкого поведения. Причем иногда в роли сутенера. Особенно активны такие «бизнесмены от охраны» в вечернее и ночное время. Естественно, таким охранникам не до ваших проблем. Помните об этом.

В зависимости от наличия потенциальной опасности в данном городе бывает необходимо сохранить инкогнито. И первый прокол вы можете совершить при бронировании номера. С какого числа, на какой срок, на чье имя, сколько номеров? Вот перечень вопросов, которые дадут потенциальному противнику исчерпывающую информацию о вашей группе. И поверьте, получить ее постороннему человеку не составит особого труда. Иногда место проживания приходится скрывать даже от приглашающей стороны. Короче, где можно воздержаться от предоставления информации посторонним людям, там это следует сделать. Там, где эту информацию можно исказить — смело делайте это. Например, о сроке проживания.

Вопрос предварительного осмотра в гостинице сводится к следующим трем положениям:

  1. Получение представления о ее планировке. Особенно это касается различных входов и выходов.
  2. Знакомству с руководством местной СБ для совместной координации и получения интересующей вас информации, если такая необходимость имеется.
  3. Прояснение общих вопросов, таких, как: наличие в гостинице ресторана, магазинов, интернет-клуба и так далее.

Номер в гостинице

Выбирать номера весьма вероятно придется именно вам. Клиент дает только общие требования, касающиеся уровня комфорта и цены, количества комнат или чего-нибудь в этом роде. Вам остается выбрать из имеющихся свободных номеров с такими показателями один, соответствующий вашим представлениям о безопасности.

В первую очередь при выборе следует учитывать сопровождающих клиента лиц и его требования относительно них. Клиент, сопровождаемый одним — двумя телохранителями, может снять один двухкомнатный номер на всех. Если же телохранители громко храпят (вполне реальный случай из практики моих коллег, рассказанный, кстати, самим клиентом), или клиент не хочет экономить на своем одиночестве — номер необходимо снимать рядом с его номером. Некоторые специалисты считают, что номер охраны должен располагаться напротив номера охраняемой персоны. Не вижу в этом никакого рационального зерна. Если в номере клиента балкон общий с соседним номером, охране необходимо занять именно его (в смысле номер, а не балкон). К тому же таким образом есть возможность контролировать все направление. Вы видите то, что происходит за окнами у клиента. А что дает размещение напротив?

Если с клиентом прибывает целая делегация, необходимо попытаться расселить ее компактно. При таком раскладе заблаговременный приезд одного из телохранителей и подготовка массового заезда еще более желательны. Если есть возможность, номера лучше снять в крыле, где кроме вас никто жить больше не будет. Комната для охраны должна быть первой. Все люди, идущие к дверям номеров делегации, должны проходить мимо комнаты охраны. Пока клиент находится у себя в номере, свою дверь лучше держать открытой для контроля коридора. Естественно, охранники при этом не должны бродить по номеру в цветастых семейных трусах и с пистолетом на боку.

Номер для клиента лучше подбирать на четвёртом — пятом этаже. Если ниже — возможно забрасывание в окна вредных предметов. Если выше — сложности могут возникнуть при необходимости воспользоваться лестницей вместо лифта. Кроме того, при пожаре, лестницы пожарных машин не могут достать до окон высоких этажей. Крайне желательно, чтобы окна номера не выходили на другое здание, а рядом с окнами не было пожарной лестницы. Это чревато не только возможностью работы снайпера, но и использованием для прослушивания с помощью лазерного или направленного микрофона (глава «Защита информации»). Если подходящих номеров нет на нижних этажах, а окна рядом стоящих зданий внушают вам нехорошие предчувствия, можно взять номер выше (если гостиница выше этого здания). Согласитесь, определиться со всеми этими моментами заочно весьма затруднительно, необходимо личное присутствие.

Осмотр номера отличается от осмотра квартиры, пожалуй, только большей бесцеремонностью. То есть, поскольку это не собственность клиента и в нем нет его вещей, стесняться не нужно. Но лучше всего это делать в его отсутствие. При осмотре особое внимание уделяйте вещам, способным привести к несчастному случаю. Клиенту следует мягко напомнить, чтобы он не открывал шторы и, по возможности, не маячил на балконе. Комфорт и прочие критерии для номера охраны, кроме ее расположения, значения не имеют (разве что для кошелька клиента). Правда, я сразу вспоминаю уморительное недоумение на лицах двух своих подчиненных, которых фирма «Philip Morris» (они обеспечивали безопасность ее сотрудников) поселила в номер с одной двуспальной кроватью. Я им мог помочь только добрым советом сохранять бдительность во сне и держать себя в руках.

В гостинице телохранитель также должен взять на контроль некоторые организационные вопросы. Это и уборка в номерах, и доставка обеда непосредственно в номер, и заказ такси, и прочие вопросы, которые хоть как-то могут касаться безопасности клиента. Кроме того, желательно быть информированным о жильцах, проживающих с вами по соседству, а также сверху и снизу; об известных личностях, находящихся в вашей гостинице. Получить такую информацию можно попытаться и у консьержки, и у сотрудников местной Службы безопасности. Последние предпочтительней, так как говорят с вами на одном языке и имеют чувство профессиональной солидарности. Поэтому не нужно без надобности шифроваться и вызывать ненужные подозрения.

Банкеты

Всевозможные банкеты, презентации и прочие аналогичные издержки предпринимательской (и не только) жизни для многих клиентов являются обьщен-ными, или даже обязательными мероприятиями. Ну, а раз так, то и вам следует с этим смириться и быть готовым к работе в этих неспокойных условиях.

Для начала необходимо выяснить, что вообще представляет собой планируемое мероприятие. По какому поводу оно организуется? Какую одежду следует одеть? Какое количество людей будет на нем присутствовать? Кто организатор банкета? Проводились ли подобные банкеты ранее? Если да, то желательно встретиться с человеком, присутствовавшем на них и узнать, как все проходит. Возможно, что с виду приличное мероприятие перерастает в безобразный балаган. Если это так, нужно узнать, кто является зачинщиком и идейным вдохновителем беспорядков. Конечно, наиболее объективную информацию вам может предоставить ваш коллега, который видел все это трезвыми глазами.

Идем дальше. Будет ли присутствовать на мероприятии пресса? Некоторые клиенты по разным причинам избегают общения с журналистами и попадания на первые полосы скандальных газет. Будут ли среди приглашенных граждан известные личности? О гостях необходимо собрать как можно больше информации и предоставить ее клиенту. Возможно, у него будут свои взгляды на предстоящее мероприятие и необходимость личного в нем участия.

Крайне важно узнать регламент проведения банкета. У вас должна быть на руках программа, расписанная поминутно. Учтите, что многие устроители любят преподносить гостям сюрпризы, о чем в официальной программе говорится туманно, либо вообще не упоминается. Такие сюрпризы часто сопровождаются выключением освещения, бутафорской стрельбой, фейерверками, бросанием в толпу предметов. Как бы вы от незнания не открыли ответный огонь, или иным образом не поставили себя и клиента в глупое положение. Результатом незнания программы могут быть и более серьезные последствия.

Характерный исторический пример — убийство 6 октября 1981 года в Каире президента Египта Анвара Садата. Он принимал парад, посвященный восьмой годовщине форсирования Суэцкого канала. Перед трибуной проходила военная техника, а в небе одновременно с громким гулом пролетали военные самолеты. Пока все, задрав головы, смотрели на виражи летчиков, напротив трибуны остановился тягач. Из него выпрыгнул офицер и побежал к трибуне. За ним последовали трое солдат. Садат, видимо думал, что офицер хочет отдать ему рапорт, и встал. Внезапно подбежавшие выхватили гранаты и метнули их в трибуну. Одновременно с тягача открыли огонь два снайпера. Они попали в президента несколько раз.

Из четырех брошенных гранат две не взорвались, одна взорвалась, не долетев до трибуны, одна — возле президента. Только через несколько секунд после начала атаки личный телохранитель опомнился и повалил кресло со смертельно раненным президентом, а охрана открыла ответный огонь. Из шестерых нападавших трое были ранены, а трое вообще скрылись! Кроме самого Садата еще шесть человек было убито и двадцать ранено. Следует добавить, что помимо собственной Службы личной охраны египетского президента охраняли несколько сотен американских специалистов по личной безопасности. Охрана египетского президента была в то время едва ли не самой многочисленной в мире. Еще один маленький исторический штрих. На Анвара Садата покушались и ранее. Несмотря на безуспешность этих попыток, заслуг личной охраны в том, что президент дожил до 6 октября 1981 г. не усматривается.

Каким же образом стало возможно покушение? Какие ошибки были допущены личной охраной? Конечно, мы не можем знать всех тонкостей, но о многом можно догадаться и из этого скудного материала. Ясно, что не были выявлены заговорщики. Ясно, что не были предварительно проверены на отсутствие оружия тягач и его экипаж. Но нас в первую очередь интересуют пробелы в охране ближайшего круга. Почему личные телохранители спокойно восприняли незапланированную остановку и дальнейшие действия? Почему не начали действовать одновременно с метанием гранат? Возможно, они отвлеклись на самолеты. В любом случае налицо неготовность охраны к противодействию. С другой стороны сомнительно, чтобы в ближнем круге охраны присутствовали дилетанты. Я считаю, что главной ошибкой явилось незнание порядка проведения парада. Как результат — спокойное отношение к бегущим людям.

Надеюсь, я убедил читателя в необходимости знания регламента, поэтому отвлечемся от истории и вернемся в наше время. Дальнейшие ваши действия зависят от того, кем является ваш клиент, гостем или устроителем банкета. Если гостей принимаете вы, вся основная работа ляжет на ваши плечи. Но зато вы будете в полной мере владеть информацией и строить систему безопасности по-своему. Исключение составит случай, когда в гости приглашена персона более значительного ранга, чем ваш клиент. Вряд ли охрана какого-нибудь министра пустит дело на самотек.

Вам понадобится в помощь человек, который занимается непосредственно организацией торжества. Он расскажет и о регламенте, и о парковке, и о гостях, и о расстановке столов, и о распределении мест. Если же вы приглашены в гости (что бывает гораздо чаще), то все эти вопросы необходимо выяснить у руководителя охраны принимающей стороны. Если вопрос безопасности вообще не поднимается, и у хозяина нет штатных сотрудников охраны, желательно убедить его в необходимости подумать об этом. Естественно, все это делается не за двадцать минут до начала банкета.

В первой беседе с руководителем безопасности принимающей стороны составьте себе представление о его квалификации. Если он производит благоприятное впечатление человека, знающего свое дело, вам остается только уточнить свою роль и место в общей системе безопасности. На таких мероприятиях не принято, чтобы телохранители повсюду топтались возле своих клиентов. Обычно охрана либо ненавязчиво растворяется в толпе, либо остается на периметре охраняемого пространства. Это зависит от того, насколько просто попасть на вечеринку постороннему человеку и возможности проноса оружия. Даже, если это достаточно просто, редкий киллер будет исполнять заказ в такой обстановке, поскольку уйти безнаказанным ему вряд ли удастся. И все же контроль доступа на банкет очень важен.

Естественно, перед началом банкета необходимо осмотреть весь объем помещения на наличие ВУ и опасных конструкций, которые могут упасть и причинить вред окружающим. Если мероприятие проводится на открытом воздухе и планируется фейерверк, необходимо выяснить, насколько он безопасен. Если определенный риск есть, присмотрите для клиента безопасное местечко, с которого он сможет спокойно наблюдать зрелище.

Основное внимание, как я уже говорил, необходимо сосредоточить на контроле доступа. Очень важно, чтобы эта работа велась корректно. Приглашенные гости могут быть весьма известными и высокопоставленными особами (или считать себя таковыми). Амбиций им обычно не занимать. Некоторые не считают нужным даже брать с собой пригласительный билет. Для разрешения подобных конфузов необходимо присутствие на входе ответственного лица от принимающей стороны, которое будет улаживать все недоразумения. Впрочем, в определенных случаях хозяева сами встречают гостей. Охране остается лишь следить, чтобы процесс прибытия носил достаточно организованный характер.

Если на банкете несколько гостей имеют охрану, необходимо установить единоначалие и разрулить все вопросы к всеобщему удовольствию. Помимо распределения постов необходимо организовать сменное питание, решить вопросы парковки и тому подобные проблемы. Консолидация усилий приносит не только сиюминутную пользу. В таких делах нередко завязывается крепкая профессиональная дружба, а, порой, находится новая работа. Тут уж кто как себя покажет. Причем оценивается в основном не столько профессионализм, поскольку продемонстрировать его в полной мере за один вечер довольно сложно (глупость легко), сколько личные качества.

При свободном доступе на банкет посторонних людей желательно, чтобы несколько телохранителей работали «в массах». При этом будет лучше, если они растворятся в толпе, и не будут выглядеть, как полисмены на праздничной площади.

Важно подготовиться и к спокойному уходу. Узнайте у устроителей мероприятия время его приблизительного окончания. Далеко не все из них оканчиваются в точно назначенный срок. Определитесь с клиентом, когда он хочет покинуть всеобщее гульбище. Учтите, что его планы могут измениться, поэтому пусть клиент в ходе вечеринки подкорректирует их. Тогда вы сможете подготовиться к безопасному выходу и отъезду.

Аэропорт

Самолет является основным средством передвижения VIP-персон. Само пребывание в самолете является безопасным, поскольку нахождение в нем с оружием кого-либо невозможно. В самолете также очень низок риск причинения непреднамеренного вреда и возникновения конфликтов. Противостоять же трем основным опасностям, которые все же иногда подстерегают на воздушном транспорте, телохранитель практически бессилен. Первая опасность — это техническая авария. Вторая опасность — воздушный терроризм. Третья, наиболее реальная опасность таится на международных авиалиниях. Это спиртное в магазине беспошлинной торговли. Во время длительного перелета многие пассажиры «принимают» весьма не по-детски. Лично я летел одним чартерным рейсом, на котором пассажиры за три часа полета истребили все спиртное стоимостью ниже сорока долларов за бутылку.

В аэропорту особых опасностей также не предвидится. Аэровокзал является зоной повышенного интереса правоохранительных органов. Конечно, помимо них внимание к такому скоплению людей проявляют и различные криминальные элементы. Но они в основном представлены различными жуликами и мошенниками, которым «не по зубам» серьезная группа охраны. В различных аэропортах кордон охраны начинается на разном уровне. Часто после громких террористических актов милиционеры выносят досмотровую аппаратуру непосредственно к входу в здание аэровокзала, и пройти их, не «засветив» оружие невозможно. Впрочем, это не значит, что вам сразу закрутят руки, порвут рубаху и отберут пистолет. Главное — не прячьте его. Подойдите к старшему по званию и объясните ситуацию. Если вы улетаете и у вас в порядке документы, кто вам помешает?

У меня была интересная ситуация в аэропорту Ростова-на-Дону. Глубокой ночью я встречал из Дюссельдорфа музейную экспозицию «Золото скифов». Вошел в здание и немного замешкался перед рамкой металлоде-тектора. Милиционеры молодцы, сразу сориентировались: «Вы с оружием?». Киваю в ответ. Нужно добавить, что, несмотря на очень представительную одежду, лицо у меня вполне подходит для роли типичного террориста. Я с готовностью достаю разрешение на ношение оружия, предлагаю забрать у меня на хранение обоймы с патронами и говорю, что зашел на десять минут. «Нет-нет, что вы, идите, конечно!» — милиционеры просто образец воспитанности. Но они не проверили документы, не осмотрели оружия — вообще ничего не предприняли. Вот и вся бдительность на фоне расцвета терроризма.

В здании аэровокзала необходимо находиться к клиенту поближе, как, впрочем, и в любом другом людном месте. Особое внимание следует обратить на сохранность багажа. По возможности багаж лучше брать с собой в самолет, как ручную кладь. Иногда для этого требуется распределить чемоданы между всеми членами улетающей группы. Сдача в багаж создает массу проблем. Во-первых, после выхода из самолета вам придется еще не менее двадцати минут ждать, пока привезут и выдадут багаж. Впрочем, двадцать минут это слишком оптимистично. Во-вторых, не будьте уверены в его целости. Вы готовы судиться с перевозчиком? В-третьих, багаж можно вообще не получить. Багаж моих друзей, летевших из Египта в Санкт-Петербург еще неделю «путешествовал» по Объединенной Европе. Я же дал доллар египтянину-крохобору, который взвешивал багаж и он позволил взять его с собой в самолет.

Не забудьте, что вам необходимо сдать перед полетом свое оружие командиру экипажа, а по прилету забрать его обратно. Эта процедура хорошо отработана и не вызывает особых проблем. Помните также, что боеприпасы к газовому оружию вообще запрещено провозить авиатранспортом. В связи с событиями 11 сентября в Америке, в аэропортах стали строго относиться и к холодному оружию, находящемуся в ручной клади. Впрочем, в том же Египте (где маникюрные ножницы приравняли к гранатомету) стоимость решения такого сугубо «антитеррористического» вопроса не превышает трех долларов.

Магазин

Посещение магазинов обычно не представляет проблем для охраны. Главное, не забывать, что ты на работе, а не на шопинге. Некоторые охранники так увлекаются рассматриванием товаров и цен, что потом бегают по всему супермаркету в поисках клиента. Обычно в магазинах телохранителю необходимо «смягчать» опеку. О покушениях в торговых заведениях я не слышал. Здесь нужно просто мягко и неброско оберегать клиента от толпы методом вежливого оттирания. Если телохранителей несколько, один обязательно должен остаться на входе и контролировать улицу. Иначе на вас могут напасть при выходе. Если же вы работаете один, то перед выходом необходимо оторваться вперед и успеть оценить ситуацию на выходе. Это можно сделать, пока клиент расплачивается на кассе. Если магазин представляет собой маленький бутик, можно просто осмотреть публику (если она вообще имеется) и наблюдать за улицей через стекло витрины или, периодически выходя на улицу. Плотность вашей опеки в магазине (ателье, туристическом агентстве и т. п.) не должна превышать необходимый уровень. В некоторых случаях ваше присутствие рядом вообще не понадобится.

Автомобиль

Если автомобиль находился без присмотра, то его необходимо осмотреть на предмет наличия взрывных устройств и нанесенных повреждений.

При подходе к машине присядьте на корточки и издали посмотрите под днище автомобиля. Далее осматривайте прилегающую территорию. ВУ может быть установлено рядом с машиной. Оно может быть замаскировано под обычный бытовой предмет (подробней об этом в гл. «Взрывные устройства»). Кроме подозрительных предметов необходимо искать признаки монтажа ВУ: остатки проволоки, вощеной бумаги, изоленты, натянутые шнуры, свежевскопанная земля и т. п.

Теперь осмотрите сам автомобиль. Нет ли на нем следов взлома или иных повреждений. Характер новых повреждений может указать на их происхождение. Кроме явных царапин к следам недружелюбной деятельности относятся инородные пятна и грязные отпечатки. Особое внимание следует уделять дверям, капоту, багажнику и крышке бензобака. Обратите также внимание на состояние шин. Возможно, некоторые из них спущены. В таком случае клиент не выходит из здания, до выяснения причин и устранения неисправности.

Далее осматриваются колесные ниши и днище машины. Здесь вам пригодится фонарик и специальные досмотровые зеркала на штангах. Попутно осматривается земля под автомобилем. Чтобы не спутать чужие потеки масла со «своими», необходимо глянуть на землю заранее, перед тем, как оставить машину.

После через стекла осматривается салон. Нет ли там посторонних предметов и натянутых проводов. Опять же, вам необходимо помнить, что вы в салоне оставили перед уходом. Теперь можно снимать машину с сигнализации, открывать центральный замок. Делается это все с безопасного расстояния, лучше стоя за углом здания. Некоторые автомобили оборудованы дистанционным открыванием багажника и даже пускателем двигателя. Если у вашей машины все это счастье имеется — развлекайтесь. Осматривать багажник можно до осмотра салона, а можно и после. Это не принципиально.

Для непосредственного осмотра салона первой открывать следует левую заднюю дверцу. Дело в том, что при установке ВУ на подрыв при открытии эта дверца практически не принимается во внимание, так как почти не используется. Теперь тщательно осмотрите салон. Особое внимание уделяется пространству под сидениями и перчаточному ящику. Чтобы предотвратить подрыв при открытии капота, дверей, багажника или «бардачка», необходимо аккуратно их приоткрыть и провести по образовавшейся щели пластмассовой спицей или не проводящей ток пластиной. Например, пластиковой карточкой. Американские специалисты при осмотре автомобиля много внимания уделяют поиску ВУ в глушителе и в обшивке кресел. Мне представляется, что это малоперспективные места. Слишком уж сложного монтажа они требуют.

Теперь осторожно откройте капот и осмотрите моторное отделение. Естественно, вы должны в нем ориентироваться. А то примете за бомбу какую-нибудь деталь или агрегат. В последнюю очередь (если нет дистанционного стартера) запускайте двигатель. Грамотный киллер, конечно, перед тем, как устанавливать ВУ, будет наблюдать за вашей процедурой проверки. Если он усмотрит в ней пробелы — непременно ими воспользуется. Или откажется от такого способа покушения. Или пойдет на невероятную хитрость. Ему ведь нет смысла подрывать лично вас. Разве что с целью устрашения и давления на клиента. Поэтому особо изощренный подрывник может помимо радиоуправляемого взрывного устройства установить взрыватель, который активизируется при включении одного из электроприборов: поворотников, фар, стеклоочистителей и т. п. Поэтому проверьте и их. Хотя при тщательном осмотре всей автомашины вряд ли вы не обнаружите опасную закладку.

При обнаружении подозрительного предмета осмотр немедленно прекращается, принимаются меры к удалению на безопасное расстояние людей и вызываются правоохранительные органы. Чтобы не осматривать машину лишний раз, не оставляйте ее без присмотра. Частая процедура осмотра у многих телохранителей вызывает уныние и зевоту. Я не исключение. Для преодоления гнета лени необходимо подумать, что, может быть, именно сегодня беспечность может стоить жизни вашему клиенту, коллегам и лично ВАМ. Лекарство безотказное.

Парк

Предварительно осмотреть весь парк во всех его проявлениях практически нереально. Вы просто приезжаете в него, и клиент гуляет по нему в вашем сопровождении. В безлюдном месте клиент обычно хочет побродить, подышать свежим воздухом. В парке аттракционов его интересуют развлечения. Вполне возможно, что он прибудет в парк в компании друзей, жены, детей. В данном месте работать телохранителю «соло» просто каторга. С другой стороны, в людном месте вероятность нападения резко снижается. Правда повышается риск столкновения с хулиганствующей публикой, но для профессионала это намного меньшее зло, которое локализовать проще, чем спланированную акцию. Если ваш клиент является публичной персоной, вы проклянете день, когда не отговорили клиента от посещения столь шумного мероприятия.

Парк желательно осмотреть заранее. Если охраняемая персона любит гулять в безлюдном сквере, вам необходимо прикинуть для него наиболее безопасный маршрут. В таких ситуациях охрана часто держится от клиента дальше, чем обычно. Но все же желательно, чтобы рядом присутствовал хотя бы один телохранитель. От снайперов хорошо укроют кроны деревьев. Желательно, чтобы по ходу движения отсутствовал кустарник и всякие сомнительные постройки. Постарайтесь убедить клиента в необходимости спонтанных прогулок. Неплохо, «если дышать воздухом» он будет в разных парках города.

Вот основные объекты, с осмотром которых телохранителю в основном приходится сталкиваться. Все прочее — это вариации на тему. Освойте общее, а частное придет со временем с опытом.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru