>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

       

Засада

«Водитель «Бентли» поступил в точности так,
как его инструктировали. Не стал ввязываться
в перестрелку, не заботился об участи своего
напарника; его задачей было спасти клиента,
во что бы то ни стало».

А. Тотис, «Гориллы»

Давайте рассмотрим «феномен засады» и действия охраны при попадании в нее. При попадании в засаду на автомобиле в девяти случаях из десяти необходимо прорываться, а не устраивать позиционную перестрелку. Если для этого необходимо повредить машину клиента — не надо стесняться. И вы, и клиент только выиграют от этого. Хуже всего, если ваш автомобиль сразу получил такие повреждения, что уже не может продолжать движения. Проколотое колесо или поцарапанное крыло к таким повреждениям не относятся. Но засады бывают разными. Так что прошу к деталям.

Один из способов организации засады предполагает перегораживание проезжей части. Перекрытие дороги практически всегда происходит в местах отсутствия интенсивного движения. Если противник организовал перекрытие проезжей части, лучший выход — навязать ему свои правила. Он хочет, чтобы вы остановились? Не нужно делать то, что он хочет. Дорогу автомобилями перекрывают в основном в голливудских боевиках. У нас перегораживание дороги применяется очень редко. Традиции отсутствуют что ли. А, может быть и в Америке такие фортели встречается только в фильмах? В жизни для этих целей чаще применяют мотивированное перекрытие дороги, которое не должно, по идее вызывать преждевременных подозрений у предполагаемой жертвы и у посторонних. Однако профессионал должен ожидать нападения постоянно. Вам же не станет легче от того, что покушение на вашу группу занесут потом в анналы истории, как «уникальное явление, в целом не характерное для практики». Поэтому телохранителю будет не лишним узнать о некоторых правилах контрмер против попытки блокировать его при движении на автомобиле.

Если есть возможность, препятствие необходимо объехать, даже, если для этого нужно заехать на бордюр или обочину. Объезжать нужно любые подозрительные предметы. И чем дальше, тем лучше. Даже, если они малогабаритные или хрупкие на вид. Взять, к примеру, небольшую картонную коробку. Прикольно ведь раздавить ее колесом. А что в ней? Хорошо, если кирпич, как в старой и жестокой детской хохме с мячиком. А если взрывное устройство? Я лично знаком с человеком, на которого покушались подобным образом. Его иномарка объехала небольшой предмет на дороге, поэтому пострадал от взрыва только автомобиль. К слову сказать, это было уже второе покушения на этого владельца предприятия пищевой отрасли. Показательно: на услуги профессионалов он так и не согласился. Ну, да это дело прошлое. Вернемся к теме.

Для расчистки же проезда, когда объезд невозможен, применяется таран. Естественно, этот маневр производится против тех конструкций, которые ваша машина в состоянии устранить с дороги и после этого продолжить движение. Поэтому необходимо не только определиться с возможностью преодоления препятствий, но и со скоростью автомобиля. Некоторые конструкции лучше медленно сдвигать, дабы не вывести из строя свой автомобиль. Правда, при этом вы представляете собой хорошую мишень типа «крайне медленно бегущий кабан». Некоторые преграды же лучше сбивать сходу, иначе забуксуете. Учтите, что противнику необходима если не полная ваша остановка, то, хотя бы значительное снижение скорости. Поэтому лучше преодолевать опасный участок без замедления. Впрочем, снижение скорости с последующим резким ее набором может использоваться, как обманный ход. В этом случае замедление должно иметь место до приближения к преграде, иначе будет поздно. Резкое ускорение следует начинать перед местом предполагаемой атаки. Такое место обычно планируется вблизи преграды.

Если есть объездной путь, лучше свернуть на него, хотя грамотный противник вряд ли даст вам такой шанс. Не следует забывать, что блокирование одной дороги может иметь цель принудить вас съехать на другую. На это может указывать полное отсутствие в районе преграды признаков засады. Не «покупайтесь» на такое «приглашение». Что делать в таком случае? Угадать, чего хочет от вас противник, и сделать наоборот. Например, повернуть назад. Видите, как все просто? А я не вижу.

При перекрытии дороги чаще преследуется цель похитить клиента, чем убить его. К телохранителю такой «гуманизм» никакого отношения не имеет. Его обязательно «спишут в расход». Поэтому ваше оружие должно находиться в состоянии готовности к немедленному применению.

Если в качестве преграды применяется легковой автомобиль, стоящий перпендикулярно направлению вашего движения, столкнуть его можно только тараном в область переднего или заднего крыла. Удар должен наноситься под углом. Скорость при этом не должна превышать 50 км/ч. Вот где пригодится надежный мощный бампер. Вряд ли следует долго говорить о том, что вооруженные люди на вашем пути — преграда легко устранимая легкими движениями руля и педали газа (читайте гл. «Убить человека»).

Преступники могут, помимо создания искусственной причины для остановки или снижения скорости, воспользоваться особенностью трассы, ее состоянием, когда проезжающие автомобили вынуждены притормаживать. Пример — убийство в Екатеринбурге неоднократного чемпиона Европы, СССР и России по каратэ В. Климентьева. Засада была устроена на повороте, где автотранспорт вынужденно снижал скорость. Киллер залег с ручным пулеметом (!) в гараже с выдолбленной в его стене амбразурой. Климентьев ехал на «Мерседесе» в сопровождении машины охраны. Не помогло.

В кино обычно для этих целей используют имитацию дорожных работ или лежащего на дороге «пострадавшего» человека. В жизни последняя ситуация маловероятна, так как расчет на гуманность в наше время редко себя оправдывает. «Голосующая» длинноногая блондинка с внешностью фотомодели тоже, кстати, не повод для остановки.

Короче, все подобные настораживающие факты должны приводить вас в состояние полной собранности и готовности. Мы работаем на опережение. Мы опережаем не преступника, это вряд ли получится, ведь первый ход за ним. Можно сказать, что мы опережаем себя. Такого себя, каким нас видит киллер. Он тоже просчитывает наши возможные ответные ходы. Мы должны спутать его планы своими внеплановыми (для него) действиями. Наша задача «перевести игру на свое поле», заставить врага играть по нашему сценарию (а он есть?). Делать то, чего от нас не ожидают.

Помимо засады преступники могут устроить с вами «толкание» автомобилями на ходу. Такие действия в реальности имеют место быть весьма редко, поскольку, на мой субъективный взгляд дилетанта, который этого никогда не делал, бессмысленны. Обычно они происходят, когда основной план нападающих не сработал. В этом случае главное — ваши навыки и техническое превосходство автомобиля. Последнее от вас не зависит — как получится. А вот умение водителя (о сопровождающей процесс возможной перестрелке сейчас не говорю) — это вещь субъективная. Естественно, вам необходимо не дать столкнуть себя с дороги или иным способом попасть в аварию. Вместе с тем, не следует пренебрегать возможностью перейти в активное контрнаступление. Для этого следует наносить удары своим автомобилем по определенным местам транспортного средства оппонентов.

Ваша задача вывести автомашину противника из строя. Для этого она должна потерять управление и получить повреждения, не совместимые с возможностью дальнейшего движения. Удары следует наносить в точки, наиболее далеко находящиеся от геометрического центра машины. Говоря проще — в крылья под различным углом. Такие удары заставят машину врага вращаться, что и должно привести к желаемому результату. Другой способ повредить автомобиль — ударять углом своей машины в колесные ниши, что должно вывернуть колесо, или заклинить его частями крыла. Естественно, в отношении автомобиля значительно более тяжелого и мощного, чем ваш, такие номера могут не пройти.

Любые маневры необходимо сочетать с другими элементами дорожной обстановки: светофорами, встречными машинами, столбами, газонами и так далее. Правда, некоторые из них могут повредить вам, не стоит об этом забывать. Длительные погони по тротуарам, проезды сквозь торговые ряды и прочие зрелищные номера долго длятся только в кино. Если в процессе погони вы (не дай Бог) собьете какого-нибудь добропорядочного гражданина, вы будете отвечать за это, несмотря ни на какие оправдания.

Вот, как засада выглядит в жизни. Исторический пример классический засады описан в прологе знаменитого романа Ф. Форсайта «День шакала». В нем описывается одно из многочисленных покушений на президента Франции Шарля де Голля, осуществленное 22 августа 1962 года десятью боевиками ОАС. Покушение было тщательно подготовлено и представляло собой засаду с концентрацией огня в двух точках. То есть, прорвавшись через одну засаду, президентский кортеж сразу попадал во вторую. Хорошая подготовка стрелков и масса стволов автоматического и снайперского оружия должны были обеспечить высочайшую плотность огня. На деле все прошло почти по плану. И все же покушение не удалось. Боевики сбились со сценария, а кое-кто и смалодушничал. Попавшие в автомобили пули никого не убили. А что же охрана? Она не стала устраивать позиционную войну, а просто прорвалась на скорости из засады. Желающих узнать об этом инциденте подробнее, отсылаю к упомянутому роману, который, на мой взгляд, каждый телохранитель обязан прочитать не менее двух раз.

Автомобиль клиента так же может быть блокирован несколькими транспортными средствами, как в случае убийства гендиректора фирмы «Харлей-Интерпрайзес» А. Байрамова. Его «Мерседес» был блокирован двумя автомобилями и расстрелян в упор из автоматов. Одну машину (ранее угнанные «Жигули») преступники бросили тут же, а на второй скрылись.

Очень часто расстрел происходит на ходу из проезжающего автомобиля. В движении очень трудно добиться меткого попадания, стреляя одиночными выстрелами. Поэтому точность компенсируется скорострельностью и большим количеством выстрелов. Пробивная способность современных боеприпасов, того же автомата Калашникова, гарантировано продырявит любой небронированный автомобиль.

Некоторые примеры из криминальной хроники стали просто хрестоматийными. 23 января 1997 года в Москве прямо напротив знаменитого МУРа на Петровке, 38 был убит один из лидеров коптевской ОПГ Василий Наумов (Наум). Около 17.30 возле здания милиции остановились две машины. В первой, это была БМВ, сидел сам Наум и охраняющий его милиционер. Во второй, в Жигулях шестой модели, сидели другие милиционеры, вполне официально охранявшие преступного «авторитета» (вот ведь скандал какой!). Причиной остановки был телефонный звонок. Наум попросил охранника выйти и дать ему поговорить по мобильному телефону. В этот момент из проезжающей мимо машины стоящий БМВ обстреляли из автомата. Стреляли кучно. Из четырнадцати выпущенных пуль, несколько попало точно по назначению. Налицо наличие у киллера твердых навыков прицельной стрельбы в движении.

Не исключено, что телефонный звонок не был случайным совпадением. К тому же Наум явно отнесся к звонку очень серьезно, если попросил оставить его одного. Профессионалы в такие совпадения не верят. Хотя жизнь преподносит и более невероятные совпадения и случайности. Лично я в рассматриваемом примере фактор случайности допускаю. Возможно, что преступники преследовали машину Наумова в ожидании удобного момента, а охрана не заметила «хвост». Я на месте происшествия не был и сужу только по публикациям в прессе.

Другой характерный пример стрельбы из автомата на ходу. 10 августа 1995 г. в Москве был убит один из лидеров измайловско-гольяновской ОПГ Лю Джи Кай (Миша Китаец) со своим приятелем. Они вдвоем ехали на БМВ. Внезапно из обгоняющей их автомашины ВАЗ 2104 по ним открыли огонь из пистолета и автомата. Оба «братка» погибли. Пресса утверждает, что кучность и меткость стрельбы была такова, что кузов иномарки почти не пострадал. Из двадцати пуль большинство попали в цель.

Два описанных случая представляют ситуации, когда жертвы находились в движении и в неподвижном состоянии. Киллеры в обоих случаях двигались на автотранспорте.

Предотвращать подобные покушения чрезвычайно трудно. На загородной трассе загруженность транспортом значительно ниже, чем в крупном населенном пункте. Здесь особое внимание следует обращать на стоящие у обочин и на проезжей части транспортные средства и инженерные сооружения. А также на автомобили, движущиеся значительно быстрее или медленнее вас и основного потока. Причем преступники чаще используют для таких целей не скоростные иномарки, а отечественные подержанные машины. Их обычно заблаговременно угоняют. На трассе вероятность обстрела с движущегося автомобиля выше, чем из стационарного положения. Дело в том, что в быстро движущийся автомобиль (а кто из наших клиентов ездит медленно) попасть даже из автомата чрезвычайно трудно. Киллеру приходится делать большой перенос огня по фронту и вряд ли он успеет, даже обладая приличной подготовкой, попасть более трех — пяти раз, да и то, в автомобиль. Плюс отдача оружия. Какая уж тут меткость! Поэтому разницу в скорости киллеры пытаются снизить разными способами, о которых я уже говорил. Это использование факторов, заставляющих жертву снижать скорость и движение в попутном направлении с незначительной разницей в скорости.

Как с этим безобразием бороться практически? Вот виртуальный пример. Вы движетесь по трассе со скоростью 120 км/ч. Сзади приближается автомобиль с явным намерением вас обогнать. К слову, объектом повышенного внимания должен быть любой, находящийся поблизости автомобиль. Итак, обгоняющий прибавляет скорость и идет на обгон. При таком нападении скорость догоняющих незначительно выше вашей. Вы должны быть готовы к дальнейшему развитию ситуации. Конечно, не стоит каждый раз доставать пистолет и досылать патрон в патронник. Иначе у клиента будет нервный срыв. Но пистолет должен быть готов к мгновенному применению. Просто, держите под наблюдением обгоняющую машину. Если это преступники, они, приближаясь, начнут открывать окна и наводить стволы. Им желательно открыть огонь еще до того, как они поравняются с вами. Хуже, если стекла у них темные, и они намерены стрелять, не открывая их. Я о таких прецедентах не слышал, что, впрочем, можно отнести на счет прессы, не утруждающей себя подробным описанием технической стороны.

Вернемся к ситуации. Вам следует, не упуская их из виду, резко снизить или прибавить скорость. Они этого не ждут. Если это обычные люди, они всего лишь отнесутся к такому маневру с недоумением. Если это преступники, даже открыв огонь, они не попадут в вас. Когда вас обгоняет подозрительный автомобиль, не стесняйтесь рассматривать его пассажиров в упор. Ничего страшного не произойдет. Тут одними застенчивыми «косяками» обстановку не оценишь.

В качестве транспорта преступники могут выбрать мотоцикл. В таком случае они представляют очень большую опасность. Обычно на мотоцикле сидят двое. Один занимается вождением, а второй — стрельбой. Мотоцикл имеет огромное преимущество перед автомобилем в маневренности. На нем можно скрыться даже при наличии пробок, по тротуару, по ступенькам и узким проездам. Поэтому, даже стоя в пробке, внимательно следите за окружающей обстановкой. Мотоциклист может подкрасться сзади и в упор расстрелять всех (или по выбору) сидящих в салоне машины. Если вы его провороните, пистолет вам не поможет. Вы с ним даже не развернетесь для изготовки — вам будет тесно и не удобно. Сложно противодействовать в такой ситуации в условиях городского движения. Если на трассе вы можете менять скорость и спровоцировать преступников на несвоевременное проявление агрессивных намерений, уйти маневром или просто сбить мотоцикл своей машиной, то, стоя в пробке, вы лишаетесь этого. До самого последнего момента преступники не проявятся. А, когда проявятся, будет слишком поздно.

Показателен пример покушения на министра юстиции Колумбии Лара Бонилья, совершенного в восьмидесятые годы в Боготе. Кортеж министра состоял из «Мерседеса» и двух джипов охраны. Кавалькада двигалась по утвержденному на этот день маршруту. Надо сказать, что покушение на этого человека не было чем-то неожиданным, поэтому маршруты постоянно менялись. В пути кортеж обогнал медленно едущих на «Ямахе» двух мотоциклистов, один из которых был закутан в накидку. Под ней преступник держал автомат. Стрелять он начал прямо через ткань. Бонилья среагировал и упал между сидений, но все равно был убит семью пулями, попавшими ему в плечо, руку и голову. Охрана открыла стрельбу вдогонку. Телохранители все же достали преступников выстрелами. Один из них был взят живым, второй же разбился при падении.

В данном происшествии для нас важно отметить следующие моменты. Тактический маневр преступников, которые не проявили инициативы, догоняя и обгоняя кортеж. Поведи они себя таким образом — непременно привлекли бы к себе внимание охраны и, как следствие, ответные меры. Они как бы отдали инициативу, но сохранили контроль над ситуацией. Таким тонким психологическим ходом чаще пользуются мошенники, чем убийцы. Они заставляют думать жертву, что с их стороны никакой инициативы нет.

Другой важный момент: при всей многочисленности, охрана не смогла предотвратить нападение двух преступников, из которых стрелял только один, и которых профессионалами не назовешь. Дело в том, что ни одна из машин прикрытия не блокировала возможную линию огня, а охранники, видимо, недооценили невзрачных мотоциклистов. Не ставлю под сомнение профессионализм телохранителей, возможно, что этого не позволяла дорожная обстановка. Теперь представьте, насколько сложнее работать одному телохранителю без всяких машин прикрытия.

Давайте прикинем, как можно предупредить такую ситуацию без преждевременной стрельбы по, возможно, мирному байкеру.

  1. Тонировка стекол. Любой стрелок хочет видеть цель. Даже в ограниченном пространстве салона автомобиля преступнику нужно знать, а еще лучше видеть место расположения потенциальной жертвы. По этой причине (да и не только по этой) затемнение стекол машины VIP и машины сопровождения обязательно.
  2. Защитные маневры. Даже в условиях городского движения их осуществление реально. Важно заметить приближение мотоциклиста как можно раньше. Изменяя скорость и полосу движения, используя другие транспортные средства в качестве прикрытия (например, троллейбус), нужно заставить мотоциклиста (хорошо, что сейчас их так мало) проявить свой интерес (или явное отсутствие такового) к вашей автомашине. Вероятней всего, что никакого интереса к вам проявлено, не будет, но, знаете ли, только очень береженого бережет Бог.
  3. Превентивные контрмеры. Сбить с толку преступника, показать, что его замысел раскрыт — вот одна из задач упредительных действий. Я в таких случаях поступаю так. Беру и внимательно смотрю на подозрительную личность. Например, стоя в пробке, я в зеркале вижу приближающегося сзади по моему ряду мотоциклиста. Я просто открываю дверь и высовываюсь наружу к нему лицом. В долгой пробке в случае большого риска можно даже выйти из машины и этим заставить мотоциклиста снизить скорость. Или изменить ряд движения, благо для него это сложности не представляет. Наличие за его спиной пассажира значительно повышает вероятность злонамеренных действий. Так что не стесняйтесь взглянуть в глаза постороннему человеку.

Вообще-то я так поступаю не только в отношении мотоциклистов. Своим взглядом я говорю: «Ну что, дружок, приготовился? Я тоже. Давай попробуем, кто кого». Цель такого взгляда заключается в двух ипостасях. Первая (главная) — выявление по глазам наличия коварных планов, своего рода провокация. Вторая — демонстрация готовности к ответным действиям и уверенности в своих силах. Как следствие этого — принуждение отказаться от возможных нехороших намерений. Конечно, в подавляющем большинстве случаев подозрительная личность никакого отношения к предполагаемому покушению не будет иметь, но мало ли...

Такой пристальный взгляд может, правда, вызвать у какого-нибудь пьяного задиры ответную реакцию в виде фразы: «Ты че так смотришь». Поэтому далее вам развивать конфликт словесной перепалкой с неясными последствиями не рекомендую.

Для нас предупреждение предпочтительней реагирования. Никогда не провоцируйте преступные действия, особенно в присутствии клиента. Вы не имеете права рисковать его жизнью и здоровьем. Ваше желание выявить агрессивные намерения понятно. Но не такой ценой. Нет никакой гарантии, что вы сможете контролировать ситуацию до конца. Помните: лучшее покушение то, которое не началось.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru