>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

       

Экстремальное вождение

«...они ухитрялись проделывать головокружительные
трюки, в плоть и в кровь у них въелась привычка
не замедлять ход и не останавливать машину, чтобы
не случилось. Пусть произошла дорожная катастрофа,
и пострадавшие взывают о помощи, пусть полицейский
делает знак остановиться — телохранители знай дают
газ и уносятся прочь.».

А. Тотис, «Гориллы»

Сегодня в различных изданиях можно найти массу рекомендаций по экстремальному вождению автомобиля. Я не буду повторять уже неоднократно написанное о технике выполнения различных пируэтов и заострю ваше внимание на других немаловажных вопросов.

Профессиональный телохранитель обязан иметь хорошие навыки вождения автомобиля. Причем дорогого и мощного. Человек, умеющий лихо рулить отечественной «шестеркой», может растеряться и испугаться, когда ему предложат сесть за руль крутого джипа. Причем, время на адаптацию клиент может и не дать. Даже, если растерянности перед дорогой машиной нет, отсутствие навыков быстро могут привести к аварии по вашей вине. И не факт, что расходы по ремонту клиент возьмет на себя. Поэтому, если есть возможность попрактиковаться в езде на серьезной иномарке, ее нельзя упускать (например, попросить у друга). Я был свидетелем того, как мелкие неурядицы за рулем машины шефа постепенно привели к увольнению телохранителя. То есть сами по себе они не явились прямой причиной, но положили на чашу увольнения немалый вес. Другой мой товарищ выложил полторы месячные зарплаты за легкие повреждения, причиненные им Мерседесу С-класса клиентки. Мораль: вы должны быть подготовлены, как водитель.

Что касается навыков экстремального вождения, которое в кинофильмах лихо демонстрируют каскадеры, то я бы отнес их к весьма нужным в нашей работе. Они полезны не только в случае нападения. Обратитесь к статистике и поймете, что в обычных непредумышленных авариях страдает гораздо больше людей, чем при нападениях. Так что навыки в экстремальном вождении скорей пригодятся вам в повседневной езде в бешеном потоке машин, особенно, если вы спешите, и придадут больше уверенности (не путать с лихачеством) в своих действиях.

Другой вопрос, что приобретаются эти навыки не по книжкам, а на практике. Сверхъестественного-то в них ничего нет. Сложность в том, где научиться основам. Сомневаюсь, что в обычном областном центре найдется школа экстремального вождения. А в Москву ехать за наукой лично вам дорого обойдется. Причем смею вас уверить: окупаемость такого вложения весьма призрачна. Если же клиент с готовностью оплатит вам науку, тогда срочно свяжитесь со мной — я приеду посмотреть на него. Эта редкость почище брюнетки с голубыми глазами (я видел, с синими, а вот таких щедрых клиентов — нет).

Наиболее реальный выход — найти специалиста-энтузиаста и уговорить его в частном порядке за умеренное вознаграждение преподать хотя бы азы лихой науки. Не факт, что вам обязательно нужно в процессе обучения угробить пару автомобилей, но я бы свой никому для таких целей не дал. Учтите, что базовые маневры можно постигать на любом автомобиле. Но между управлением и возможностями отечественной «Волги» и неотечественного «Мерседеса», как ни странно, есть разница. Основная, на мой взгляд, в пользу «Волги» — ее не жалко! Если серьезно, то самая большая разница между управлением автомобилями с разным приводом и коробкой передач. Поэтому осваивайте науку на «Волгах» и «девятках», а потом изыщите возможность отшлифовать и закрепить навык на машине шефа. Но в тренировках маневров на автомобиле с автоматической КПП отечественный автопром не помощник.

Ездить на двух колесах без особой надобности не нужно. Я еще не встречал ни одного клиента, одобряющего подобную джигитовку. Какие же случаи считать экстремальными? Обычно это уход от погони и прорыв через засаду. Гонка за кем-либо представляется мне малоприменимым мероприятием в нашей работе. Наша главная задача — защитить клиента от любых возможных опасностей. От гонок за дорожными хамами и, даже нападающими, необходимо удерживать не только себя, но и клиента.

Несколько общих советов по экстремальному вождению. Насколько они применимы в обычных ситуациях, решайте сами.

  • Не важно, на какой скорости вы входите в поворот. Гораздо важнее, на какой скорости вы выходите из него. Ускорение на выходе из поворота дает возможность резко оторваться от преследования.
  • По какой траектории проходить крутые повороты и развороты на хорошей скорости посмотрите в трансляциях гонок «Формулы-1».
  • Развороты на 180 градусов сходу, которые так часто демонстрируют в кино, лучше осваивать под руководством человека, который сам может его выполнить. Продолжение разговора о тактике действий при попадании в засаду — в следующей главе.

Теперь несколько практических советов по управлению автомашиной в менее экстремальной обстановке.

  • При повороте на большой скорости, максимально увеличивайте радиус поворота.
  • Не переключайте передачи на повороте, на железнодорожном переезде и в начале обгона.
  • При переключении скорости держите левую руку на верхней части руля — так вам легче будет реагировать одной рукой на случай экстренного маневра и вправо, и влево.
  • Не приближайтесь при движении к другим машинам и не допускайте чтобы «прижимались» к вам. Ни с какой стороны. Этим вы обеспечите себе не только свободу маневра, но и убережетесь от ненужных столкновений.
  • При заносе поворачивайте руль в сторону заноса.
  • Сегодня все более-менее приличные машины оборудованы анти-блокировочными системами торможения. Если вам не повезло в этом отношении, но есть необходимость резко остановить автомобиль, делайте это не методом «втаптывания» педали тормоза в пол, а частыми короткими нажатиями. Это значительно сократит тормозной путь по сравнению с обычным «скольжением».
  • Внезапно возникшее препятствие безопасней объехать, чем резко затормозить. Расстояние, необходимое для объезда препятствия, в два раза меньше тормозного пути. Естественно, все это делается с учетом скорости.
  • Лужи лучше объезжать. Неизвестно, что в них таится. Лично я лет восемь назад разворачивался в большой луже и наехал поддоном на лежащий в ней бордюрный камень. В лужи заезжайте медленно и осторожно.
  • Не заезжайте в воду на глубину выше середины колеса. Не въезжайте в воду с разгону: неизвестно, куда попадет поднятая волна. Двигайтесь на пониженной скорости. В воде не переключайте скорость и не прекращайте давить на газ, иначе вода заполнит глушитель.
  • При движении ночью не рассчитывайте на «джентльменство» водителей встречных машин. Для избежания ослепления смотрите мимо ярко светящего транспорта. Фиксируйте его движение периферийным зрением.
  • Препятствия, пересекающие проезжую часть, такие, как трамвайные рельсы или «лежачий полицейский», лучше преодолевать под углом. Подъезжая к препятствию, притормозите (автомобиль «клюнет носом»), а непосредственно перед ним отпустите педаль тормоза (автомобиль приподнимет переднюю часть). Такой способ проезда бережет ходовую часть машины.
  • В морозное время не пользуйтесь «ручником» — тормозные колодки могут примерзнуть. Лучше ставьте машину на скорость. Ну, о вреде традиционных способов торможения в гололед не знает сегодня разве что младенец.
  • Снижают сцепление с дорогой следующие факторы: начавшийся дождь; гравий на твердом дорожном покрытии; грязь; мокрые опавшие листья.

Вообще-то для многоопытного водителя в этих советах ничего нового . Иные и сами могут поучить кого угодно. Но вдруг пригодится.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru