>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

       

Автомобиль, как элемент безопасности

«... судить о статности лошади или же оценивать ее
масть уместно воинам высшего рангов, а рядовому воину
не пристало отказываться от хорошего скакуна только
из-за цвета его шерсти».

Дайдодзи Юдзан Сигесуки, «Кодекс самурая»

Излишне говорить о роли автомобиля в нынешней жизни состоятельного человека. Нам интересно не столько то, что автомашина стала для многих наших клиентов вторым (третьим) домом (офисом), а то, что процент покушений на лиц, находящихся в автомобиле или вблизи от него, очень высок.

Начнем с того, кто сидит за рулем этого автомобиля. Это можете быть вы, штатный водитель, сам клиент или близкий ему человек, не являющийся штатным водителем.

Нередки ситуации, когда телохранителю приходится самому садиться за руль. Давайте сейчас и пофилософствуем на тему: «Должен ли единственный телохранитель крутить баранку». Вообще-то, нежелательно. Понятно, что, сидя за рулем, вы ограничиваетесь и в маневре, и в применении оружия, а также вынуждены отвлекаться на сам процесс вождения. Но часто телохранитель просто вынужден это делать. При найме на работу сразу поднимите этот вопрос. Вариантов ответа может быть три. Первый — вы никогда не будете водить машину шефа. Второй — вы будете садиться за руль иногда, по мере необходимости. Третий — вы всегда будете это делать. На практике первые обещания могут не выполняться. Не удивляйтесь, врать, отказываться потом от собственных слов — обычная практика работодателя. Вопрос лишь в том, насколько вы будете с этим мириться. Рассмотрим перечисленные варианты. Первый вариант — самый лучший для работы, если все в порядке с тем, кто будет сидеть за рулем. Второй вариант более сомнителен, поскольку, только поработав определенное время, вы можете понять, какой смысл вкладывал работодатель в слово «иногда». Тут диапазон широк. От разовой поездки с пьяным клиентом, до третьего варианта включительно. Третий вариант попахивает другой профессией.

Я сам неоднократно в процессе собеседования с потенциальными клиентами выяснял, что на самом деле телохранитель в полном смысле этого слова ему не нужен. Последний случай был самый интересный. Представитель заказчика, видевший меня впервые и знавший обо мне только то, что «со мной стоит работать», единственное, чем поинтересовался, так это водительским стажем и опытом вождения джипа. И это не потому, что он был глуп. Просто заказчик ориентировал его на такие требования. Только причем здесь личная охрана?

Вариант постоянного водителя в большинстве случаев может привести вас к положению «принеси-подай». Раз вы водите машину, значит, вы ее моете, гоняете на автосервис. А по пути купите сигарет и продуктов. У вас это хорошо получается. Потом вас по магазинам начинает посылать жена клиента, дочка. Чувствуете, как в вас умирает телохранитель и вырастает денщик? Такое положение исправлять очень трудно, а подчас и невозможно. Еще вчера вы покорно все это делали, а сегодня подняли мятеж. Где логика? Поэтому лучше до такого не доводить. Деликатно и дипломатично нужно уходить от подобного «запрягания». Бывают ситуации, когда действительно нужно сделать что-то, не предусмотренное вашими обязанностями, ну просто нет другого варианта. В таком случае лучше сделать, но смотреться это должно, как исключение, а не правило. Клиент должен понять, что ваше место рядом с ним, а не с его автомобилем.

Конечно, можно при найме на работу сказать; что у вас нет водительских прав или опыта вождения. Но делать этого не стоит. Во-первых, это не делает вам чести, а наоборот, понижает в глазах окружающих. Ведь для них вы — супермен, человек, который может все. Во-вторых, может так случиться, что вам придется в критической ситуации сесть за руль или о вашем вранье станет известно каким-либо иным образом. Как после этого к вам будут относиться?

Иногда садиться за руль самому просто необходимо. Какие причины могут толкнут вас на это? Самая банальная и распространенная причина — больше некому. Может быть, все устали или пьяны «в хлам», или все куда-то пропали, а ехать надо. Не в причине дело. Гораздо важнее ситуации, когда вы будете сами настаивать на праве сесть за руль. Когда вы передвигаетесь на автомобиле, и на вас совершается покушение, зачастую автомобиль становится самым действенным оружием. Гораздо более эффективным, чем пистолет. Представить такую ситуацию не сложно. Сложнее найти водителя, который сможет адекватно сработать в такой круговерти. Большинство профессионалов в подобных случаях склонны доверять только самим себе. Чтобы быстро доехать до аэропорта, проезжая на красный сигнал светофора и нарушая все существующие правила дорожного движения много ума не надо. А вот вырваться из-под обстрела могут единицы. Тут не только лихость нужна.

Поскольку мы должны работать на упреждение, следует прогнозировать подобное развитие ситуации. Когда начнут стрелять, меняться местами с водителем будет недосуг. Конечно, так можно любое передвижение на автомобиле представить, как рискованное. Особенно, если еще вспомнить об опасности аварии. Но вообще ориентир такой. Вероятность применения для обороны оружия выше в местах, где скорость движения не высока, то есть в населенных пунктах. На трассе скорей всего придется применять защитное вождение. Думаю, понятно, что мы говорим о вещах относительных. Бывают поездки, повышенная опасность которых предсказуема. Например, в определенном населенном пункте у вас (в смысле у вашего клиента) количество недоброжелателей достигло критической отметки. Чужая территория, сфера влияния, так сказать. Всех ситуаций в книге не предусмотришь. Я даю лишь основу и примерные ориентиры.

Теперь переходим к варианту со штатным водителем. Я часто буду говорить о важности этой персоны в системе безопасности. Некоторые специалисты утверждают, что вероятность того, что в критической ситуации водитель вас подведет, составляет примерно 70—75%. И значительная доля вины за это, а то и самих последствий, ляжет на сотрудников охраны. Когда вам недосуг заниматься такими малозначительными вопросами, как воспитание водителя, вспомните, что от этого зависит ваша жизнь. Ведь признайтесь, для вас она важнее, чем жизнь клиента. Лично я, когда чувствую «расслабуху» (тоже грешен), весьма ощутимо подстегиваю свою бдительность таким образом.

В отличие от клиента, у которого вряд ли найдется время для занятий по защитному вождению под вашим руководством, повоспитывать штатного водителя всегда будет нелишне. Здесь тоже могут быть сложности, особенно, если водитель пожилой, безмерно опытный таксист, либо юный гаденыш, приходящийся клиенту дальним родственником и не признающий никакие авторитеты. Вам необходимо переломить такую ситуацию. Иначе ваша с клиентом жизнь может оказаться в большой опасности. Это тот случай, когда дипломатия не должна уступать место принципиальности. Особенно во втором случае. Такие люди никогда не будут думать о чьей-либо безопасности и спокойно бросят машину без присмотра, наплевав на ваши предупреждения.

Если же водитель вполне вменяемый, ответственный человек с хорошими водительскими навыками, то все не так плохо. Вам остается научить его некоторым элементарным вещам. Всей науки, конечно, ему не постичь, но вы научите его главному — безропотно выполнять ваши распоряжения. Вам придется очень несладко, когда вы прикажете ему внезапно остановиться, а он начнет сначала спрашивать «зачем», потом уточнять, правильно ли он вас понял и в каком месте удобнее всего припарковаться. Все объяснения потом. Не забудьте периодически ему напоминать, что в случае нападения водитель гибнет вместе со всеми. В педагогических целях будет уместно привести ему несколько характерных красочных примеров из криминальной хроники. Покажите ему пару заметок на эту тему, а потом можете и сочинить что-нибудь поучительное.

Если клиент сидит за рулем сам, вряд ли у вас получится демонстрировать свои педагогические таланты. Здесь необходимо чувство большого такта. Он должен осознать три вещи. Первая, никто не ставит под сомнение его умение водить машину. Второе, все это делается на его же благо и для его же безопасности. Третье, он должен признать в вас специалиста по любым экстремальным ситуациям и при их наступлении безропотно вас слушать, так как (читай предыдущее предложение). По личному опыту могу сказать, что обычно клиенты очень хорошо водят машину. А может быть мне случайно такие попадались. Но вот чего ожидать от них в критической ситуации заранее не узнаешь, пока в такую ситуацию не попадешь. Поэтому в большинстве случаев приходится надеяться на себя и на удачу.

Вариант, когда за руль садятся все, кому не лень — самый опасный. Необходимо любой ценой убедить клиента отказаться от такой практики. Опять же, мотивировать это нужно соображениями его же собственной безопасности.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru