Учебник для 8 класса

Технология

       

§ 18. Художественная гладь

Художественная гладь — это двусторонняя гладь с эффектом светотени. Плавный переход от одного цвета к другому достигается применением редкой глади — заполнением мотива стежками разной длины очень тонкими нитками для вышивания различных цветов. При этом сначала стежками разной длины нитью одного цвета заполняется часть формы, а затем нитью другого, близкого к исходному цвету тона заполняются промежутки, образованные стежками неодинаковой длины.

Стежки в вышивке ориентированы следующим образом: лепестки цветов — радиально к центру, листья — по направлению прожилок, лицо человека — по расположению лицевых мышц, животные — по росту шерсти. Для выбора цветового решения в мотиве можно пользоваться художественными открытками, картинами художников.

Лепестки начинают вышивать нитками светлого тона в одно сложение. Направление стежков делают к центру цветка, чередуя короткие и длинные стежки, чтобы между ними легче проложить стежки другого тона и для лучшего их слияния.

Второй ряд стежков (от края лепестка) надо выполнять редкой гладью нитками более тёмного тона, что создаёт видимость вогнутости лепестка к центру. Для большей глубины делают два-три стежка от центра самым тёмным тоном (рис. 31).

Рис. 31. Художественная гладь

Чтобы лепестки не казались плоскими, одну их сторону вышивают светлыми нитками, другую — более тёмными или же затемняют по краю. Это создаёт впечатление изогнутости лепестка. Отвернутую, тыльную, часть лепестка вышивают самыми светлыми нитками.

Не стоит все лепестки выполнять одинаково — такая работа выглядит однообразной. Лучше несколько лепестков вышить с преобладанием одного тона — самого светлого тёплого оттенка, а оставшуюся часть — более тёмным холодным оттенком.

Зубчатые листья при вышивке делят на две половины, по прожилке, и каждую начинают застилать гладью от верхушки листа наклонными стежками к середине (жилке), плавно переходя к основанию листа. Одну сторону можно вышить сначала светлой зеленью, добавляя постепенно к средней жилке тёмные тона, а другую — так, чтобы возле средней жилки был средний тон зелени. Получится лист с углублением по средней линии. При вышивке края листа светлой зеленью в некоторых местах доходят ею до средней жилки и получают выпуклую поверхность или наоборот — тёмным по светлому, чтобы получить углубление.

Практическая работа № 16

Материалы и инструменты: однотонная льняная ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, напёрсток.

Задание. Выполнить вышивку в технике художественной глади.

  1. Переведите на ткань изображение цветка шиповника (рис. 32).
  2. Вышейте лепесток и листик нитью в одно сложение, применяя не менее трёх тонов каждого цвета.
  3. Вышейте цветок шиповника нитью в одно сложение, применяя не менее трёх тонов каждого цвета. Серединку цветка выполните «узелками» двух тонов.

Рис. 32. Шиповник

Проверяем свои знания

  1. Как можно добиться плавного перехода тонов в вышивке?
  2. Как вышивают зубчатые листья?
  3. Каким приёмом можно добиться эффекта объёмности вышивки (глубины или выпуклости)?
  4. Каким швом вы выполните серединку цветка?

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru