Учебник для 5 класса
/мальчики/

ТЕХНОЛОГИЯ

       

Творческий проект «Подставка для рисования»

Обоснование темы проекта.
Выбор лучшего варианта

Мы смоим младшим братом очень любим рисовать. Когда мы рисуем красками, кисточки часто перекатываются по столу и листам бумаги, оставляя следы краски. Я подумал, что нам обязательно нужна подставка (а может быть, и две) для кисточек и карандашей, в которую также можно было бы установить стаканчик с водой. Поэтому я и выбрал тему творческого проекта «Подставка для рисования» из тонколистового металла.

Каким же требованиям должно удовлетворять данное изделие? Думаю, что критерии должны быть следующими.

  1. Малый расход материалов (экономичность).
  2. Простота конструкции (мало деталей).
  3. Простота технологии изготовления (все технологические операции доступны пятикласснику).
  4. Небольшие затраты времени на изготовление.
  5. Красивый внешний вид (эстетичность).
  6. Надёжность в эксплуатации (стаканчик с водой хорошо закреплён и не шатается).
  7. Экологичность (не загрязняет окружающую среду).

Чтобы выбрать возможные для изготовления варианты изделий, я просмотрел различные журналы, книги, сайты Интернета, а также посетил магазин. В результате поиска соответствующей информации я остановился на четырёх возможных вариантах подставки (рис. 156).

Рис. 156. Возможные варианты изделия

Каждый вариант (в баллах) я оценил на соответствие выдвинутым критериям: соответствует — 1 балл, не соответствует — 0 баллов, результаты записал в таблицу (табл. 6).

Таблица 6

Выбор лучшего варианта изделия

Наименьший расход материала у варианта 2, поэтому по первому критерию 1 балл присваиваю именно этому варианту, а остальным — 0 баллов.

Простая конструкция у вариантов 1, 2 и 4, поэтому по второму критерию они получают по 1 баллу, а вариант 3 — 0 баллов.

Оценивая варианты изделия по третьему критерию, можно отметить, что технологические операции изготовления вариантов 1, 2 и 4 доступны для пятиклассника, поэтому присваиваю им 1 балл. В варианте 3 имеются вертикальные стойки, которые не так просто изготовить и трудно соединить с верхней и нижней деталями. Значит, по третьему критерию он получает 0 баллов.

Меньше всего времени потребуется на изготовление вариантов 1, 2 и 4, поэтому по четвёртому критерию эти варианты получают по 1 баллу, а вариант 3 — 0 баллов.

Варианты 3 и 4 имеют современный вид, их можно назвать эстетичными и присвоить по пятому критерию 1 балл, а вариантам 1 и 2 — 0 баллов.

Наиболее надёжен в эксплуатации вариант 4, так как стаканчик в нём закреплён и сверху, и снизу, поэтому по шестому критерию ему можно поставить 1 балл, а остальным вариантам — 0 баллов.

Все варианты изделия изготовлены из экологически чистого материала — тонколистового металла, который не оказывает вредного воздействия на окружающую среду, поэтому по седьмому критерию им присваиваю 1 балл.

Я подсчитал сумму баллов для каждого варианта и записал её в правую колонку таблицы (табл. 6). Большая сумма баллов у варианта 4, поэтому он является лучшим.

Разработка эскизов деталей изделия

Подставку (см. рис. 156, вариант 4) можно изготовить из листа жести толщиной 0,3...0,5 мм: прорезать в нём два отверстия и сложить заготовку определённым образом. Размеры подставки я выбрал таким образом, чтобы с одной стороны в неё можно было установить обыкновенный пластиковый стаканчик (для прочности лучше взять два стаканчика и вставить один в другой). При этом подставка не должна быть очень большой, чтобы не занимать много места на столе, и на её изготовление не требовалось много материала — жести.

Учитель помог мне выполнить чертёж развёртки подставки (рис. 157). Линии сгиба на нём показаны штрихпунктирными линиями с двумя точками (штрихами).

Рис. 157. Чертёж развёртки подставки для рисования

Технологический процесс изготовления подставки я представил в виде таблицы (табл. 7).

Таблица 7

Технологический процесс изготовления изделия


Рис. 158. Соединение на клею в струбцине: 1 — струбцина; 2 — деревянные бруски; 3 — клеевые швы; 4 — держатель в верхней части подставки

Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделия

Размер заготовки из тонколистового металла толщиной 0,3 мм, необходимой для изготовления подставки, составляет: 500 х 100 мм.

Лист тонколистового металла размером 712 x 820 мм стоит 80 р., следовательно, стоимость заготовки равна:

31 = 80 х (500 х 100) : (712 х 820) - 7 р.

Для соединения на клею потребовалась 1/10 часть тюбика клея «жидкие гвозди» стоимостью 100 р., следовательно, затраты на клей составили:

32 = 100 : 10 = 10 р.

Для отделки изделия эмалью израсходована 1/10 часть банки эмали стоимостью 90 р., следовательно, затраты на эмаль составили:

33 = 90 : 10 = 9 р.

Пластиковые стаканчики для воды у меня есть дома.

Общая стоимость материалов составила:

3общ = 31 + 32 + 33 = 7 + 10 + 9 = 26 р.

Окончательный контроль и оценка проекта

Итак, подставка для рисования готова. В целом она соответствует разработанным критериям. Изделие экономичное, так как на его изготовление ушло не много материалов. Технология изготовления включает операции обработки металла, которые мы освоили на уроках технологии: разметка, правка, резание, сверление, зачистка и др. Поскольку для меня они были несложными, на изготовление подставки ушло не много времени. Учитель постоянно консультировал меня и контролировал мою работу.

В магазине «Канцелярские товары» я ознакомился с ценами на аналогичные изделия, только сделанные из пластмассы, и убедился, что моя подставка стоит значительно дешевле. Но, конечно же, не надо забывать, что цена готового промышленного изделия включает также затраты на электроэнергию, доставку товара в магазин, заработную плату рабочим, продавцам и др.

Изделие экологичное, так как сделано из экологически чистого материала — тонколистового металла.

К сожалению, внешний вид подставки не идеальный, но я надеюсь, что в дальнейшем сделанные мною изделия будут выглядеть лучше.

В качестве испытаний я использовал подставку, когда мы с братом решили дома порисовать. Оказалось, что она лёгкая и устойчивая, кисти и карандаши удобно лежат на держателях подставки.

Защита проекта (презентация)

При работе над творческим проектом я постоянно пользовался компьютером: для поиска необходимой информации об объекте проектирования, при выполнении эскизов изделия и технической документации, при подготовке к презентации проекта.

К защите творческого проекта я подготовил доклад, в котором:

  • обосновал выбор темы творческого проекта «Подставка для рисования»;
  • рассказал о вариантах различных конструкций изделия и пояснил выбор лучшего варианта;
  • отразил технологию изготовления изделия;
  • перечислил особенности изготовления изделия;
  • указал стоимость материалов для изделия.

К защите проекта я представлю готовое изделие и отвечу на вопросы учителя и одноклассников.

Если моё изделие будет высоко оценено, я сделаю фотографию подставки и помещу её в портфолио.

Источники информации, использованные при выполнении проекта:

  1. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» для 5 класса.
  2. Интернет-ресурсы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru