Учебное пособие

Стропальные и такелажные
работы

       

5.9. Кантование грузов

Кантованием называют операцию переворачивания, повертывания груза из одного положения в другое. Кантование (рис. 5.11) чаще всего вызывается технологией процессов производства. В металлургическом производстве — это разливка металла из печей в ковши, из ковшей в миксера, печи, изложницы и т. п. На машиностроительных предприятиях кантование необходимо производить при изменении операции обработки. Прибегают к кантованию изделий при проведении ремонтов, монтаже и демонтаже оборудования.

Иногда кантование груза применяют в связи с необходимостью поставить или уложить груз в требуемое положение: из транспортного в рабочее, и наоборот.

Кантование грузов

Рис. 5.11. Кантование грузов:
а, б — прямоугольной детали с помощью лома; в, г, д — профильного проката и труб с помощью кантовальной скобы

В зависимости от площади цеха, его оснащенности, формы и массы деталей и от массовости производства существует следующие виды кантования:

  • ручное;
  • механизированное;
  • грузоподъемными кранами.

Ручное кантование деталей массой до 100 кг выполняют с помощью монтировки (специального лома) и подкладок. Под деталь сначала подсовывают загнутую часть лома, приподнимают ее и подкладывают брусок, затем переворачивают деталь другим концом лома (см. рис. 5.11, а, б).

Профильный металл и трубы можно кантовать специальным инструментом, напоминающим гаечный ключ (см. рис. 5.11, в, г, д).

Ручные кантователи (захватные рычаги) часто используют для разворота деталей и узлов, когда их поднимают не вручную, а кранами.

Механизированное кантование деталей массой более 100 кг осуществляют специальными механическими кантователями (рис. 5.12). Поворачивание деталей вокруг продольной горизонтальной оси выполняют цепными кантователями, которые навешивают на крановые крюки, и клещевыми кантователями — манипуляторами. Поворот деталей вокруг вертикальной оси выполняют с помощью роликов, тележек, поворотных кругов, столов станков и т. п.

Кантователи

Рис. 5.12. Кантователи:
пневматический (а), подвесной с электродвигателем (б) и приспособления (в, г) для кантования деталей на 90°: 1,4 — столы; 2 — ось; 3 — упор; 5 — пневматический цилиндр

Кантование груза кранами (рис. 5.13) — это ответственная и трудоемкая операция, выполнение которой доверяют только опытным стропальщикам, такелажникам и крановщикам. Правильная организация и выбор наиболее эффективного способа кантования влияют на повышение производительности труда. Кантование деталей может выполняться как одним краном, так и двумя спаренными, работающими на одних путях или на разных, в ярус, т.е. друг под другом, что часто встречается в современных высоких цехах.

Кантование груза кранами

Рис. 5.13. Кантование груза кранами:
а — закрепленного в верхней точке; б — простым обхватом в верхней точке; в — крюком в верхней точке; г — высоких и неустойчивых деталей с помощью угольника; д — деталей типа валов, барабанов по наклонной плоскости до упора; е — вращением в роликовых призмах; ж — на плоскости (I...III — позиции кантования); Q — вес груза, т

В процессе переворачивания груза очень важную роль играет положение его центра тяжести. Когда он расположен в пределах площади опоры, деталь находится в положении покоя (см. рис. 5.13, а).

В момент подъема, когда центр тяжести выходит за пределы опорной поверхности, деталь переворачивается и падает на другую плоскость. Следовательно, кантование основано на принудительном смещении центра тяжести груза.

Кантование можно производить плавно (см. рис. 5.13, б, в); ударом (см. рис. 5.13, г); рывками.

Выбор способа кантования зависит от массы и размеров груза, его формы, наличия мест захвата и возможностей крепления к стропам.

Наиболее распространенными способами являются:

  • кантование на весу (плавное переворачивание груза);
  • кантование на бросок (поворачивание со свободным падением);
  • кантование на упор (деталь краном опускается на край подставки (упор) так, чтобы центр тяжести оказался вне опоры. При опускании крюка крана деталь станет поворачиваться вокруг ребра подставки и кромкой встанет на поверхность площадки (см. рис. 5.13, а). Если центр тяжести детали окажется за точкой опоры, то при дальнейшем опускании крюка деталь сама встанет на торец.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru