Тарой называют специальные приспособления, предназначенные для перемещения штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.
Наиболее распространенными видами тары для перемещения штучных и тарно-штучных строительных грузов являются контейнеры и средства пакетирования. Тара заполняется не выше установленной нормы. Перемещение ее производится с помощью четырехветвевого стропа при равномерном натяжении всех ветвей.
Маркировка производственной тары. Производственная тара должна иметь следующую маркировку:
регистрационный номер;
условное обозначение (для чего она предназначена);
масса тары (кг);
грузоподъемность (кг);
товарный знак предприятия-изготовителя.
Допускаются надписи о принадлежности к участку (цеху).
Порядок осмотра тары и нормы ее браковки. Тара, перемещаемая грузоподъемными кранами, на которую распространяются Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, должна подвергаться периодическому осмотру не реже одного раза в месяц.
При осмотре тары проверяются:
наличие маркировки;
исправность фиксирующих и запорных устройств;
отсутствие трещин, износа или искривления захватных устройств для строповки.
Тара, имеющая дефекты, к эксплуатации не допускается. При эксплуатации тары необходимо выполнять следующие требования (по ГОСТ 12.3.010-76):
тара не должна загружаться более номинальной массы брутто;
способ загрузки должен исключить появления остаточных деформаций тары, включая местные;
груз, уложенный в тару, должен находиться ниже уровня ее бортов;
открывающиеся стенки тары, находящиеся в штабеле, должны быть в закрытом положении;
опрокидывание тары должно осуществляться грузоподъемными устройствами, оборудованными специальными приспособлениями;
перемещение тары волоком и кантованием не допускается;
использовать разрешается только исправную тару;
необходимо правильно штабелировать тару.
Тара более 50 кг брутто должна подвергаться периодическим осмотрам:
перед началом эксплуатации;
через каждые шесть месяцев эксплуатации;
после ремонта.
Условия изготовления и испытания съемных грузозахватных устройств. Изготовление грузозахватных устройств и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами по рабочим чертежам организациями, имеющими лицензию на производство работ.
Грузозахватные устройства после изготовления подлежат испытанию нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузоподъемность, на предприятии-изготовителе.
Сведения об изготовленных грузозахватных устройствах должны заноситься в журнал учета грузозахватных устройств.
Грузозахватные устройства должны снабжаться клеймом или биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания, а также должны быть снабжены паспортом.
Техническое освидетельствование строп, клещей, траверс производит лицо надзора или другое лицо, специально назначенное приказом по предприятию.
Выбор грузозахватного устройства для строповки груза. После определения массы и габаритных размеров груза можно выбирать грузозахватные устройства.
При этом необходимо соблюдать следующие правила:
угол между ветвями стропа не должен превышать 90° при строповке;
при длине груза 12 м и более следует применять траверсу;
при подъеме груза двумя кранами следует применять траверсу с балансирными стропами или с переставными обоймами;
строп нужно выбирать так, чтобы поднимаемая конструкция приняла проектное положение;
нужно учитывать возможность автоматизации захвата и освобождения груза;
собственная масса грузозахватного устройства по сравнению с массой поднимаемого груза должна быть минимальной.
Периодичность осмотра съемных грузозахватных устройств. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных устройств и тары владелец должен периодически производить их осмотр с записью в журнале осмотров в следующие сроки:
каждый месяц — траверс, клещей и других захватов и тары;
один раз в 10 дней — стропов;
перед выдачей их в работу — редко используемых съемных грузозахватных устройств.
Осмотр стропов и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией. В случае ее отсутствия браковку стропов производят в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Способы хранения съемных грузозахватных устройств и поддержания их в работоспособном состоянии. Съемные грузозахватные устройства должны храниться в специально отведенных местах, под навесом или в закрытых помещениях. Они должны быть снабжены необходимыми маркировочными бирками и надписями. Редко используемые съемные грузозахватные устройства следует хранить отдельно.
Съемные грузозахватные устройства необходимо в установленные сроки подвергать техническому освидетельствованию. Результаты освидетельствования заносятся в журнал регистрации грузозахватных устройств.