Учебное пособие

Столярное дело

       

Основы художественной облицовки столярных изделии шпоном

Общие положения. Облицовка столярных изделий появилась сравнительно недавно, сначала в странах, куда экзотические породы попадали в небольшом количестве, а затем и в других — из-за массового спроса на имитацию ценного дерева в мебели. Например, еще в начале века дубовую мебель в России делали из цельного дерева, надобности в дубовой; фанере не было. После того, как дуба стало не хватать, появился дубовый облицовочный шпон. Уменьшилась и толщина фанеры. Так, сорт красного дерева называемый „пламя”, распространенный в дворянской мебели XVIII—XIX веков был не,что иное, как косой (под углом 30°); толстый (до 6 мм) срез красного дерева махагони, которое мы сейчас имеем лишь в виде строганого шпона толщиной 0,6—0,8 мм.

Сущность облицовки — имитация натурального дерева (массива) и этот принцип воспроизведения натурального дерева — должен быть положен в основу при изготовлении облицовочной рубашки из шпона. В тех деталях изделия, которые составляют конструктивную основу, направление волокон облицовки должно быть таким, каким бы оно было, если бы эту деталь изготовить из цельного дерева (рис. 21). Так, нельзя облицовывать царгу стула или стола поперечным коротким шпоном, поскольку будучи изготовленной таким образом из цельного дерева, эта царга немедленно развалится. Могут возразить, указывая на заводскую мебель, что там мол имеется поперечная обклейка при продольном устройстве детали. На это может быть только один ответ — это вызвано технологическими соображениями, удешевляющими работу и соответственно продукцию, но не улучшающими ее.

Выбор направления волокон шпона при облицовывании

Рис. 21. Выбор направления волокон шпона при облицовывании:
1 - правильное оклеивание шпоном дверных щитовых полотен; 2 - то же, неправильная (нарушена структура изделия); 3 - неправильное о клеивание скругленного угла у бруска; 4 - оклеивание боковины стула щитовой основы: а - правила ное; б - неправильное; 5 - оклеивание плоскости круглой столешницы: а - правильное; б - неправильное; 6 - оклеивание лицевой плоскости рамки: а - правильное; б - неправильное; 7 - оклеивание пластй и кромок щитов: а - правильное; б-г - неправильное (торцы оклеены вне соответствия структуре шита)

Следование упомянутому правилу требует соответствующей обработки всех без исключения плоскостей и кромок изделия, и, соответственно, влечет за собой учет направления волокон материала основания с тем, чтобы по возможности направления волокон основания и облицовки не пересекались. Так, если крышку шкатулки, представляющую собой толстую короткую доску, облицевать шпоном вдоль ее длинной стороны, то также вдоль необходимо облицевать и ее переднюю кромку, а торцевую — следует подклеить торцом.

Подклеить торец торцом иного дерева довольно сложно и, чтобы этого избежать, можно окантовать ту же крышку бортиком, соединенным в углах „на ус”. Таким образом, окантовка как бы зажмет внутри себя доску из „массива” и торцы ее просто не будут видны. Если же деталь не несет конструктивной нагрузки, а является заполнением (филенки в рамках), то ее можно оклеивать фанерой с любым направлением волокон, при котором создается красивый декоративный рисунок. Также грамотным будет прием, при котором внутрь конструктивной детали вклеивают куски шпона с декоративным направлением волокон. Например, в той же царге стола при общем, продольном направлении волокон могут быть сделаны декоративные вставки. Так можно обработать и передние стенки вставных ящиков — продольное, горизонтальное направление основной оклейки и вставка других пород в виде рамок и целых композиций. Поперечная оклейка шпоном — сверху вниз — будет неверна, неграмотна.

Набор из мелких кусочков дерева, имеющий чисто декоративный характер и называемый маркетри, наклеивают на деталь, боковые части которой доказывают конструктивное устройство и работоспособность этой детали. Сплошная оклейка таким набором конструктивной детали (например, ножки стола) — неграмотна.

В книге уже неоднократно подчеркивалась ценность столярной работы и изделия, исполненного в массивном натуральном дереве. Как бы ни было аккуратно выполнено оклеивание шпоном, изделие, покрытое им со всех сторон, выглядит дешево. Чтобы повысить ценность работы и выразительность вещи, нужно сочетать оклеивание шпоном с вставкой деталей из массива, вводить резные или профилированные элементы, инкрустацию. Причем цель этой работы — показать массив ность детали, скрыть фанеровку. Так, простая врезка металлической полоски зрительно резко повышает толщину облицовки и приближает ее к массиву. Усиливает впечатление цельности дерева в изделии оклеивание кромок узкими рейками — рипками ценной породы, которые при этом могут быть окрашены в более темный цвет.

Ценность вещи, сплошь оклеенной шпоном, можно повысить без упомянутых дополнительных массивных вставок только в том случае, когда работа по художественному набору значительно превысит стоимость самого шпона и работы по изготовлению основы. Вот почему необычайно высоко ценятся изделия маркетри русских крепостных мастеров (их можно увидеть во дворцах-музеях „Кусково” или „Останкино”) , наборные шкатулки итальянской и французской работы прошлого века. Набор там настолько трудоемок и красив, что количество труда над ним не идет ни в какое сравнение с работой по изготовлению самой вещи и стоимостью материала, на неё затраченного. И действительно, столяр может сделать крышку стола за день-два, а чтобы наклеить на эту крышку даже несложный геометрический орнамент потребуется минимум неделя.

Массивные профилированные детали вклеивают в местах, которые в силу своей прочности, дают возможность порезки их профилем без существенного зрительного ослабления рабочего сечения детали. Так, края обвязки стола можно оклеить профилем, но вводить накладные массивные профилированные детали в центр фанерованной филенки нельзя: они будут выглядеть чужеродными. (Следует заметить, что под словом „массив” в столярном деле понимается цельное дерево вне зависимости от сечения, в отличие от дерева, оклеенного шпоном. Массив в этом смысле вовсе не соответствует понятию тяжелого, грузного и толстого.)

Художественная логика, обязательная для истинного мастера, не позволяет ему применять в своем творчестве подряд все, что только можно придумать и выполнить руками, и за нарушение законов художественной правды мастер всегда платится.

При подборе кусков фанеры для создания декоративного поля, образующего какой-либо рисунок или орнамент, следует соблюдать основные законы композиции.

Рисунок должен так размещаться на обозреваемой плоскости (на той части изделия, на которой этот рисунок должен быть наклеен), что-бы не казалось, что ему слишком тесно или что он „плавает” на общем фоне.

Изображение (орнамент) должно иметь законченные края как справа, так и слева, как сверху, так и снизу. Нельзя делать рисунок таким, чтобы его можно было мысленно продолжить за пределы поля в любую сторону; он не должен напоминать куска материи или обоев, случайно вырезанного и наложенного на данное место.

В рисунке всегда должна присутствовать главная часть, вокруг которой размещаются остальные, подчиненные ей части. Для выделения такого центра рисунка следует применять наиболее интересные по цвету или текстуре куски шпона. При раппортных орнаментах (раппортом называется повторяемая часть орнамента) необходимо убедительно заканчивать их по краям.

ледует разнообразить по размеру и по форме сочетаемые куски шпона. В рисунке всегда должен присутствовать контраст. При одинаковых по площади кусках и членениях рисунок становится монотонным и неинтересным. Наоборот, при соединении плоскостных кусочков дерева введение тонких линейных деталей заметно оживляет рисунок, поэтому прежде чем приступить к набору, следует выяснить, какими возможностями можно располагать. Например, при наличии одной породы можно часть шпона окрасить в другой цвет, выбрать наиболее декоративный, построить рисунок за счет разного направления волокон, симметрии и т. п. (см. рис. 20.6).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru