Учебник спасателя

МЧС России

       

3.4.6. Передвижение спасателей к месту и в зоне проведения поисково-спасательных работ

Характерной особенностью профессиональной деятельности спасателей является необходимость перемещаться к месту проведения ПСР и непосредственно в зоне ЧС.

После принятия решения об участии спасательных формирований в проведении ПСР определяется способ их доставки к месту работы. При этом следует учитывать расстояние от места дислокации отряда к месту работы, характер ЧС, количество спасателей и необходимой специальной техники, специального оборудования.

Основными транспортными средствами для доставки спасателей и грузов являются автомобили, поезда, самолеты, водные суда, мотоциклы. Передвижение спасателей на них осуществляется в соответствии с требованиями правил, инструкций, наставлений по перевозке людей и специального оборудования. Указанные документы подробно излагают требования к загрузке (разгрузке) транспортного средства, расположению пассажиров, технике безопасности, скорости движения.

Аварийно-спасательные и специальные машины, вертолеты и мотоциклы

Тип средства                 Назначение

Аварийно-спасательные машины:

АСМ-41-01 на базе ВАЗ-2131

Доставка спасателей, аварийно-спасательного оборудования (АСО) к месту выполнения незначительных объемов аварийно-спасательных работ

АСМ-41-02 на базе ГАЗ-27057

Экстренная доставка спасателей, АСО к месту выполнения аварийно-спасательных работ

АСМ-41-023 на базе УАЗ-3962

Экстренная доставка спасателей, АСО к месту выполнения аварийно-спасательных работ

АСМ-4 1-024 на базе автомобиля Land-Rover Defender 110 Station Wagon

Экстренная доставка спасателей, АСО к месту выполнения аварийно-спасательных работ

ACM-45-02 на базе ГАЗ-2752-114

Экстренная доставка спасателей, АСО к месту выполнения аварийно-спасательных работ

ACM на базе ГАЗ-34038

Экстренная доставка спасателей, АСО к месту выполнения спасательных работ в горной или заболоченной местности

АСМ-47-03 на базе автомобиля специального АС-3848, 4x4

Оперативная доставка спасателей, АСО к месту выполнения спасательных работ при наращивании усилий по ликвидации последствий ЧС во втором эшелоне

АСМ-41-07 на базе КАМАЗ-43114

Доставка спасателей, АСО к месту выполнения значительных объемов аварийно-спасательных работ

АСМ-45-02 на базе ГАЗ-2752-114

Экстренная доставка спасателей, АСО к месту выполнения аварийно-спасательных работ

АСМ на базе ЗИЛ-497200, ЗИЛ-4972

Доставка спасателей и АСО к месту аварийно-спасательных работ по бездорожью

Специальные машины:

РСМ-41-02 на базе УАЗ-3962

Экстренная доставка спасателей, АСО к месту выполнения аварийно-спасательных работ для проведения мониторинга объектов окружающей среды, общей и специальной разведки

МРР на базе УАЗ-31622

Для обеспечения действий спасателей в условиях ЧС, связанных с выбросом радиоактивных веществ, а также мониторинга объектов окружающей среды, общей и специальной разведки

МХР на базе УАЗ-31622

Для обеспечения действий спасателей в условиях ЧС, связанных с выбросом (выливом) радиоактивных и химически опасных веществ, а также мониторинга объектов окружающей среды, общей и специальной разведки

АСМ-41-02Ш на базе ГАЗ-27057

Для доставки спасателей и АСО к месту проведения спасательных работ для организации руководства управления работами и оказания помощи пострадавшим

ОША-45-021 на базе ГАЗ-27057

Оперативно-штабной автомобиль противопожарной службы для доставки оперативной группы и АСО к месту возникновения пожара, обеспечения работы руководящего состава по организации тушения пожара, руководства управления работами по вскрытию помещений и оказания помощи пострадавшим

АСМ-41-02МПР на базе ГАЗ-27057-14

Для доставки расчета, АСО и имущества к месту обнаружения взрывоопасных предметов, обеспечения их поиска, извлечения, транспортировки в безопасное место и уничтожения

АСМ-41-02ЛКОС на базе ГАЗ-27057

Лаборатория контроля окружающей среды для обеспечения действий спасателей в условиях ЧС, связанных с выбросом радиоактивных и химически опасных веществ, в районе вылива СДЯВ, а также мониторинга объектов окружающей среды, специальной разведки

АСВС на базе ГАЗ-27057-14

Аварийно-спасательная водолазная станция для экстренной доставки спасателей, АСО к месту выполнения спасательных работ на водоемах и акваториях

Подвижный пункт управления на базе ПАЗ-3205, ЗИЛ-325000

Для доставки оперативной группы (комиссии по ЧС) к месту проведения спасательных работ для организации руководства управления работами и оказания помощи пострадавшим

Аварийно-спасательные вертолеты:

Медицинский вариант

Доставка спасателей, врачей, аварийно-спасательного и медицинского оборудования к месту выполнения аварийно-спасательных работ, а также медицинской эвакуации пострадавших

Патрульный вариант

Доставка спасателей, АСО к месту выполнения аварийно-спасательных работ, а также наблюдение за состоянием дорожного движения, обнаружение ДТП и проведение воздушной разведки на автомобильных дорогах

Аварийно-спасательный вариант

Доставка спасателей, АСО к месту выполнения аварийно-спасательных работ и эвакуация пострадавших

Аварийно-спасательные мотоциклы:

Аварийно-спасательный мотоцикл на базе ИМЗ-8-1230 «Соло»

Доставка передовых (оперативных) групп спасателей и АСО к месту проведения аварийно-спасательных работ

Основным изготовителем указанной техники является НПЦ «Средства спасения»

В тех случаях, когда использование транспортных средств не представляется возможным, спасатели могут передвигаться к месту работы и непосредственно в зоне ЧС различными способами, такими, например, как обычная ходьба, ходьба с наклоном туловища, ходьба «гусиным шагом», на четвереньках, бег, прыжки, лазанье, скольжение, раскачивание, плавание, ныряние.

Передвижение спасателей по пересечённой местности

Пересеченной местностью называется участок земной поверхности без высоких гор. Ей присуще многообразие условий, в том числе наличие, наряду с ровными участками земли, возвышенностей, холмов, оврагов, долин, осыпей, рек, водоемов, растительности.

Передвижение по ровным участкам пересеченной местности характеризуется ритмичностью шагов с примерно одинаковой длиной и частотой. Ритмичность движений обеспечивается оптимальной работой системы кровообращения, дыхательной и других функциональных систем организма. В момент безопорного положения ноги ее мышцы необходимо максимально расслабить. При опускании на землю мышцы ноги вновь напрягаются. Ступню нужно ставить на всю поверхность, а не на ребро, чтобы избежать травмирования голеностопного сустава. Идти следует со слегка согнутыми коленями.

Длина и частота шага сугубо индивидуальны и зависят от многих факторов: роста, веса, силы, опыта, тренированности человека, рельефа местности, массы переносимого груза. На крутых участках длина шага сокращается более чем наполовину, иногда она равна длине ступни или может быть даже короче.

При движении по ровным участкам средняя скорость составляет 4-5 км/ч и уменьшается при движении по лесу, болоту, кустарнику, зарослям, снегу, песку.

На подъемах ногу необходимо ставить на всю ступню, носки ног слегка развернуть в стороны. Это обеспечивает надежное сцепление подошвы обуви с опорной поверхностью. Туловище слегка наклоняется вперед. С увеличением крутизны склона более 15° подъем осуществляется способом «елочка». При этом носки ног разворачиваются в стороны. Чем круче склон, тем на больший угол надо разворачивать ступни.

Подъем и спуск по склонам зачастую осуществляется способом «серпантин». Этот способ связан с движением поперек склона (траверсом). При «серпантине» ноги необходимо ставить всей подошвой поперек склона так, чтобы носок «ближней» к склону ног был развернут вверх, а носок «дальней» ноги — вниз. Угол разворота ступни зависит от крутизны склона. В момент перемены направления движения вдоль склона необходимо сделать удлиненный шаг «дальней» ногой, поставив ее вверх по склону, затем расположить ступню «ближней» ноги поперек склона, в «елочку», развернуться и продолжить движение.

Для облегчения движения по склону следует использовать звериные тропы, выбоины, надежно лежащие предметы, альпеншток, ледоруб.

Особого внимания требует движение по осыпям, поскольку оно связано с возможностью камнепада. Осыпи бывают прочными и непрочными, с мелкими, средними и крупными камнями.

Движение по прочным осыпям осуществляется прямо вверх или с небольшими зигзагами. При движении зигзагом постоянно следят за тем, чтобы не оказаться над или под другим спасателем.

По непрочным осыпям двигаться нужно осторожно, наискось. Каждый стронутый камень, по возможности, должен быть задержан и укреплен. Если его задержать не удалось, то следует предупредить всех возгласом: «Камень». Надежным укрытием от камней являются скалы, стволы деревьев.

Наиболее опасны осыпи со скальным основанием.

Передвижение спасателей в условиях завалов

Проведение ПСР способно вызвать необходимость передвижения спасателей в условиях завалов. Маршрут движения выбирается с учетом кратчайшего расстояния к месту работы, при отсутствии неустойчивых элементов и дополнительных препятствий на пути.

При передвижении в условиях завала спасатели должны проявлять предельную осторожность, поскольку он может таить в себе много неожиданного:

  • пострадавших и материальные ценности;
  • обрушение уцелевших, неустойчивых фрагментов строений и элементов зданий;
  • пустоты и их проседание;
  • взрывы в результате скопления в пустотах горючих и взрывоопасных газов;
  • огонь и дым;
  • поврежденные коммунальные сети, продуктопроводы;
  • вредные вещества, в том числе АХОВ.

При передвижении в непосредственной близости от завала особое внимание следует уделять уцелевшим фрагментам строений, поскольку они представляют собой повышенную опасность. Это связано с возможностью их внезапного обрушения. Не меньшую опасность таят в себе поврежденные системы коммунального хозяйства. В отдельных случаях существует угроза пожароопасности, взрывоопасности или отравления.

При движении по поверхности завала выбирают оптимальный и безопасный маршрут. Особое внимание уделяют выбору места постановки ног. Наступать нужно только на надежно лежащие предметы. В ряде случаев следует убрать с дороги остатки строений, доски, трубы, арматуру.

Передвигаться в условиях завала, заходить в разрушенные здания, находиться вблизи них без необходимости нельзя. По завалу не следует бегать, прыгать, бросать на него тяжелые предметы. Это может вызвать травмирование спасателей и создать дополнительную угрозу здоровью и жизни пострадавших, которые находятся в завале.

В тех случаях, когда в зоне проведения ПСР остались частично разрушенные строения, необходимо оказать помощь людям, находящимся в них. Для этого спасатели должны оценить надежность строений, определить способы передвижения, извлечения и эвакуации пострадавших.

Передвижение спасателей в стесненных условиях

При проведении ПСР спасателям зачастую приходится передвигаться в стесненных условиях (узкий проход, колодец, трещина, труба). Особенность такого передвижения заключается в том, что оно осуществляется в непривычных позах: на боку, на спине, на четвереньках, ползком. К этому необходимо добавить психологический дискомфорт, связанный с постоянным чувством страха, возникающим на основе клаустрофобии — боязни замкнутого пространства.

Как правило, в замкнутом пространстве скапливаются отравляющие и взрывоопасные вещества, в нём отсутствует свет.

Работы в стесненных условиях можно проводить после проверки воздуха рабочей зоны приборами или в изолирующем противогазе. Спасатель, находящийся в стесненных условиях, должен быть застрахован веревкой. Для освещения пути следования и мест работы используются специальные фонари.

Передвижение спасателей по снегу

Передвижение спасателей по снегу может осуществляться пешком, с использованием снегоступов, лыж, саней, снегоходной и вездеходной техники.

Одним из распространенных способов является пеший. Его скорость зависит от высоты и структуры снежного покрова, характера местности.

Снежный покров высотой 0,3 м и более для пешего передвижения труден. Это связано с особенностью ходьбы, которая заключается в необходимости пробивать сплошную дорогу в свежевыпавшем или отдельных лунок — в лежалом снегу. Все это требует больших физических усилий, вызывает быстрое утомление. Поэтому при пешем передвижении по глубокому снегу необходимо часто заменять идущего впереди спасателя.

Для того чтобы снег не попадал в обувь, поверх нее следует надеть брюки и завязать их внизу.

Увеличить скорость передвижения спасателей по снегу и сэкономить силы помогают специальные приспособления — снегоступы. Они представляют собой изготовленную из бруска толщиной 7 мм раму овальной формы длиной 420 мм и шириной 200 мм. В раме просверливаются 20-25 отверстий диаметром 8-9 мм, через которые она переплетается сыромятными ремнями. К полученной сетке крепятся брезент или плотная ткань размером 80x270 мм и кольца для подвязывания снегоступов к обуви.

Иногда на поверхности снега образуется снежно-ледяное покрытие (фирн, наст). Он характеризуется большой прочностью и очень высоким коэффициентом скольжения. Передвижение спасателей по насту предполагает соблюдение повышенных мер безопасности и использование специальных приспособлений («кошки», трикони, упоры). В этих условиях необходимо применять альпеншток, ледоруб, противоскользящие приспособления для обуви. В плотном снегу можно вырубать ступени лопаткой ледоруба, носком или пяткой ботинка.

При падении на снежном склоне спасатель должен перевернуться на живот, расставить ноги, упереться носками ног в склон, затормозить движение.

В ряде случаев к месту проведения ПСР спасатели передвигаются по снегу на лыжах. На пересеченной местности можно использовать туристские лыжи, поскольку у них большая рабочая поверхность и несколько увеличена ширина носковой и пяточной частей. На них легко перемещаться по глубокому снегу без лыжни, ими легко управлять, АСМ — снегоболотоход передвигаясь среди многочисленных препятствий (деревья, кустарники, камни).

Для передвижения по лыжне используются спортивные (беговые) лыжи, а для передвижения в горах — горные типа «скитуры».

Длина спортивных лыж выбирается такой, чтобы спасатель доставал верх стоящей лыжи согнутыми пальцами вытянутой руки. Весовой прогиб лыж должен обеспечивать их опору на снег по всей скользящей поверхности, а направляющий желобок - быть ровным по всей длине лыжи. На лыжах используются жесткие и полужесткие крепления.

Лыжные палки должны быть на 3-5 см ниже плечевого сустава спасателя.

Для преодоления длинных крутых подъемов на лыжи целесообразно надевать камусы — ремни из кожи животных, которые препятствуют соскальзыванию лыж по склону. При отсутствии камусов лыжи можно оплести веревкой. По ровным участкам местности передвигаются на лыжах, как правило, двухшажным ходом. На пологих склонах, по крепкому насту и при хорошем скольжении на ровной лыжне применяется одновременный бесшажный или одно-двухшажный ход.

Подъем по склонам осуществляется ступенчатым шагом, «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спуск — в основной или низкой стойке. Торможение производится «плугом» или «упором». В от— дельных случаях, чтобы остановиться, применяют падение. Для этого нужно присесть как можно ниже и упасть назад— в сторону.

Для проведения разведки, поиска пострадавших, их транспортировки, перевозки спасателей и грузов к месту работы используются снегоходы, вездеходы, горные лыжи «скитуры», сани типа «Акья».

Передвижение спасателей по льду

При температуре воздуха 0°С и ниже вода из жидкого состояния переходит в твердое (кристаллизуется), образуется лед. На водных поверхностях толщина и прочность льда зависят от скорости течения воды, ее состава и наличия водной растительности. Ровный лед образуется на гладкой, защищенной от ветра поверхности воды. Старый (паковый) лед покрыт торосами, которые появляются в результате сжатия льдов.

При столкновении больших тяжелых льдин между ними образуется тертый лед, непригодный для передвижения.

Толщина льда, особенно на быстрой воде, не везде одинакова. Он тонкий у берегов, на стремнине, в районе перекатов, у скал, в местах слияния рек, их впадения в море (озеро), около вмерзшихся предметов на изгибах и излучинах рек. Наиболее опасен лед под снегом и сугробами. Опасность при перемещении по льду представляют собой полыньи, проруби, лунки, трещины, торосы, места соприкосновения припойного и движущегося льда.

Передвижение спасателей по льду требует соблюдения повышенных мер безопасности. Безопасной для одного человека считается толщина льда 10 см в пресной воде и 15 см в соленой воде. Для определения толщины льда его необходимо пробурить (прорубить).

Надежность льда проверяется прохождением по нему одного спасателя (налегке), которого в целях безопасности необходимо страховать веревкой. Если при передвижении по нему лед издает характерные звуки — трещит, то идти по нему нельзя. В случае проламывания льда необходимо сбросить тяжелые вещи, выбраться на поверхность льда, лечь на живот, опереться на шест, лыжи или лыжные палки и ползком передвигаться к берегу.

Особую осторожность нужно проявлять при движении по льду, который покрыт снегом или водой. При перепрыгивании с одной льдины на другую точки опоры должны находиться не ближе 50 см от края льда.

Не рекомендуется скапливаться на льду группой по несколько человек или складировать груз в одном месте. Безопасное расстояние между идущими по льду спасателями должно составлять 5 м и более.

В зимнее время по льду можно передвигаться на автотранспортных средствах и перевозить грузы. Безопасная толщина льда в зависимости от массы груза и транспортного средства представлена в таблице.

При передвижении в торосах нужно наступать только на прочные ледяные глыбы.

Безопасная толщина льда и масса груза

Толщина льда, см

Масса груза, т

Безопасное расстояние от кромки льда, м

морского

пресного

15

10

0,1

5

25

20

0,8

10

30

25

3,0

20

45

35

6,5

23

50

40

10,0

26

70

55

20,0

30

100

95

40,0

40

Снежные мосты, образующиеся между вершинами торосов, зачастую непригодны для передвижения по причине своей непрочности.

В период весеннего таяния ледовая поверхность изобилует впадинами и неровностями, лед становится пористым и слабым, покрывается талой водой, а после ее ухода поверхность ледяного поля просыхает, белеет и размягчается. При понижении температуры талая вода иногда замерзает, покрывает тонким ледяным слоем основной, мокрый и рыхлый, лед. Передвигаться по такому льду нельзя.

Спасатели должны помнить, что в море (океане, озере) лед постоянно перемещается (дрейфует). Это необходимо учитывать при выборе маршрута движения, а в отдельных случаях — и ориентирования на местности.

Зачастую между льдами образуются открытые участки воды. Их необходимо преодолевать с помощью плавсредств.

Минимально допустимая безопасная толщина льда

Передвигаться по льду спасатели должны в обуви с противоскользящей подошвой или используя специальные противоскользящие приспособления. Если на поверхности льда проступает талая вода, то предпочтение отдается резиновой обуви с рифленой подошвой.

Особую опасность представляет собой ледяное покрытие болот. На их поверхности часто остаются «окна» с тонким льдом, который трещит и ломается под тяжестью человека. Плохо промерзают болота, покрытые ряской, порослью деревьев или кустарников. Кочковатые болота промерзают неравномерно. Как правило, центр болота промерзает лучше, чем его края. Очень опасны болота, покрытые толстым слоем снега, так как вода под ним замерзает медленно и неравномерно.

Передвижение спасателей по болотам

Болотом называется топкое место со стоячей водой и специфической растительностью. Болота бывают верховыми, низовыми, лесными, торфяными.

Передвижение спасателей по болотам должно рассматриваться как вынужденная мера, поскольку оно связано с риском для человека.

Вязкий грунт, вода, растительность, кочки, топкие участки, постоянное чувство страха создают дискомфорт для спасателей. Большое количество воды приводит к промоканию одежды, обуви, снаряжения. Скорость передвижения по болоту мала. Отсутствие возвышенных сухих мест делает практически невозможным разведение костра.

Перед началом передвижения необходимо получить информацию от местных жителей о «характере» болота, тропах, гатях, путях обхода опасных участков.

Передвигаться по болотам необходимо только по тропам. Все вещи должны быть завернуты в непромокаемый материал. Лямки рюкзака следует максимально ослабить. Спасательные жилеты, если они есть, должны быть надеты. К телу можно прикрепить «Каремат», обувь необходимо тщательно привязать к ногам.

Расстояние между идущими по болоту спасателями должно составлять 5-7 м. Идущего впереди необходимо страховать веревкой. Все участники движения должны иметь шесты длиной 3-4 м для измерения глубины, ощупывания дна, удерживания равновесия и опоры в случае падения. Оптимальное положение шеста — перед грудью, параллельно земле, перпендикулярно направлению движения.

По болоту можно передвигаться скачками с кочки на кочку, по моховой полосе, по кустарникам или корневищам растений. Шаги должны быть короткими, останавливаться на одном месте нельзя. Отдыхать можно только на твердой почве или у деревьев. Ходить по болоту в одиночку нельзя.

Если человек провалился в болото, то ему следует сбросить рюкзак, принять горизонтальное положение, опереться на шест. Выбираться нужно постепенно, не делать резких движений, не барахтаться. Помощь пострадавшему следует оказывать, используя веревку или шест. При подходе к пострадавшему спасатель должен быть застрахован веревкой.

Для облегчения перемещения по болоту спасатели могут использовать болотоходы, которые изготавливаются из кусков фанеры, веток, легкого металла. Крепление болотоходов к ногам должно обеспечивать их быстрое снимание в случае необходимости. Иногда для перемещения могут быть использованы заранее заготовленные приспособления — гати (переносимые настилы из досок, жердей, веток).

Путь передвижения спасателей по болоту нужно маркировать зарубками на деревьях, развешанными на кустарниках предметами, вехами.

Передвижение спасателей в лавиноопасной зоне

Каждый заснеженный склон потенциально лавиноопасен в любое время, особенно заснеженные склоны крутизной 25-50°. На склонах крутизной более 60° снег, как правило, не накапливается в том количестве, которое необходимо для образования лавины. Наиболее опасны полого-вогнутые склоны, которые нельзя обойти.

Основные правила передвижения в лавиноопасной зоне:

  • нельзя находиться в лавиноопасной зоне без крайней необходимости;
  • при движении предпочитайте безопасные участки рельефа: гребни, скальные острова, заросли деревьев и кустарника;

Безопасный путь передвижения в лавиноопасной зоне

  • пересекайте лавиноопасный склон по наклонной линии выше зоны максимального напряжения снежного пласта;
  • двигайтесь по одному человеку, быстро, без разговоров, с дистанцией, равной длине опасного участка;
  • установите постоянное наблюдение за лавиноопасным склоном и спасателями, находящимися в опасной зоне;
  • имейте при себе лавинные шнуры, радиомаяки;
  • в случае схода снежной лавины постарайтесь выйти из опасной зоны и незамедлительно приступайте к поиску пострадавших;
  • пересекайте лавиноопасные склоны в утренние часы.

В лавиноопасной зоне необходимо двигаться по вертикали, а не по горизонтали поперек склона. Идти нужно по одному от укрытия к укрытию, не делать резких поворотов, не кричать. При движении на лыжах избегайте подрезки снежного склона. Лавинный шнур привяжите к поясу или к руке. Нельзя привязывать лавинный шнур к одежде или снаряжению. Перед началом движения в лавиноопасной зоне необходимо ослабить ремни рюкзака, освободить руки от темляков лыжных палок, знать пути отступления в безопасные места.

Передвижение спасателей в пещерах

Пещерой называется полость в верхней толще земной коры, открывающаяся на земной поверхности одним или несколькими входными отверстиями. Если ширина и высота пещеры больше ее длины, то она называется гротом. Вертикальная полость глубиной менее 20 м называется колодцем, а более 20 м — шахтой.

Пещеры возникают в результате растворяющего воздействия талых вод и снега, разрушения пород потоками воды, деятельности человека. Существуют вулканические, ледяные, соляные, морские, карстовые пещеры.

По форме пещеры бывают цилиндрическими, конусными, щелевидными, сложными (колодцы и шахты). По расположению — горизонтальными, наклонными, вертикальными. Пещеры бывают одноэтажными и многоэтажными, сухими и обводненными.

Особенность передвижения спасателей в пещерах определяется полной темнотой. Темнота не позволяет наметить маршрут, а влажность делает поверхность пещер мокрой. Поэтому движение в пещерах должно быть выверенным и мягким. Прыгать с камня на камень, с уступа на уступ нельзя из-за неверной оценки расстояния в темноте и неустойчивости камней.

Для обеспечения безопасности используются веревки и лестницы. Освещаются пещеры специальными карбидными лампами, фонарями и свечами.

Основные опасности при передвижении в пещерах связаны с естественными обвалами и камнепадами, загазованностью, наличием воды, возможностью заблудиться, задымлением, узкими лазами, психическими расстройствами.

Преодоление преград

При передвижении спасателей к месту работы на их пути возникают различные преграды (вода, ров, трещина во льду, забор, стена, завал, гора, камнепад). Умение быстро преодолевать их свидетельствует о профессионализме спасателей.

Преодоление спасателями водных преград

Спасатели могут преодолевать водные преграды по стационарным, временным или навесным мостам, веревочным переправам, бревнам, камням, вброд, с помощью животных, вплавь, на плавсредствах.

При передвижении по узким, скользким, незнакомым мосткам спасатели должны проверить их надежность путем осмотра и осторожного прохождения. При отсутствии перил устанавливаются временные веревочные или деревянные перила.

Для преодоления узких речных преград можно использовать дерево, лежащее поперек реки. Если такового нет и нет другого выхода, то следует срубить (спилить) стоящее неподалеку дерево и направить его при падении поперек реки. Выбирают дерево необходимой длины, имеющее естественный наклон в сторону воды. Сначала подрубают (подпиливают) дерево со стороны реки, затем с противоположной стороны, а после его падения обрубают ветки, которые мешают передвижению, и устанавливают перила. Прочность бревна проверяется его раскачиванием. Передвигаться по бревну одновременно несколько человек не должны. Если бревно заливает вода, то под него кладут каменные или деревянные подкладки.

Подрубывая дерево, нужно постоянно следить за тем, чтобы рядом не было людей. Этим обеспечивается безопасность в случае соскальзывания топора с топорища или поломки ручки. Находиться в плоскости падения дерева запрещается. Безопасным считается расстояние, равное полуторной высоте дерева.

Водную преграду можно преодолевать по камням. В этом случае лучше всего наступать на надежно лежащие камни, которые не покрыты мхом, водорослями, льдом, снегом. Допустимо устраивать в воде тумбы (острова) из камней с расстоянием между ними 0,5-0,6 м. При внезапном падении человека в воду страховочная веревка может зацепиться за камни. Чтобы этого не случилось, ее располагают по течению ниже линии камней.

Преодоление водной преграды по камням:
а — правильное расположение веревки по отношению к камням; б — неправильное расположение веревки по отношению к камням

Реку глубиной около 1 м можно преодолевать вброд. При этом важное значение имеет страховка спасателей. Один конец веревки привязывают на спине. Человеку так удобно идти, если он внезапно упадет в воду, то благодаря такому расположению узла его можно вытащить из воды лицом вверх. Вытаскивание пострадавшего в этом положении не стесняет его дыхания и позволяет ему контролировать собственные действия. Если узел завязать на груди, то при вытаскивании лицо пострадавшего погружается в воду и его дыхание затрудняется.

Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, поскольку веревку, в зависимости от обстоятельств, необходимо быстро то выдавать, то выбирать.

Страховка спасателей при преодолении водных преград: а — основная веревка; б — вспомогательная веревка

Если спасателя сбил водный поток, то его нужно удерживать на основной веревке, подтягивая к берегу вспомогательной, которая протягивается перпендикулярно течению воды или несколько ниже основной веревки.

Первый спасатель, преодолевший водную преграду, приступает к установке веревочных перил. Веревку можно закрепить за деревья, кусты, камни или искусственные опоры. Для увеличения прочности перил к обоим концам основной веревки на расстоянии 2-3 м подвязывают по две веревки, сильно оттягивают их в стороны и привязывают к дополнительным опорам. Веревочные перила устанавливаются над водой на уровне груди стоящего в воде спасателя. После этого все спасатели переправляются на другой берег. Они располагаются лицом к течению, передвигаются боком, приставными шагами, держась за веревку руками. Страховка осуществляется следующим образом. С помощью грудной обвязки и карабина спасатель пристегивается к перилам, при этом длина веревки от груди до перил должна быть короче длины руки. Идущего страхуют веревкой, закрепленной на спине, которую удерживают спасатели, стоящие выше по течению.

Страховка спасателей при преодолении водных преград с использованием веревочных перил

Два спасателя могут переходить реку приставными шагами, повернувшись лицом друг к другу и положив руки друг другу на плечи. Четыре спасателя преодолевают водную преграду «квадратом», повернувшись лицом друг к другу, положив руки на плечи рядом стоящим спасателям.

При так называемом «таджикском» способе переправы спасатели передвигаются шеренгой, держа друг друга за плечи. Успех здесь во многом зависит от слаженности их действий. По краям шеренги ставятся наиболее опытные и сильные спасатели. Для обеспечения безопасности возможна страховка веревкой каждого из идущих. Переходить воду нужно в обуви, надежно закрепленной на ногах. Одежда должна облегать тело. По теплой воде лучше переправляться без нее.

Водную преграду можно преодолевать вплавь. При этом способе передвижения выбирается участок реки со слабым течением, без торчащих из воды деревьев, камней, завалов. Плывущий спасатель страхуется веревкой, которая закрепляется на спине или поясе. Плыть нужно любым из известных способов: кролем, брассом, на спине, на боку. После преодоления водной преграды следует установить веревочные перила.

Вещи и снаряжение переправляются через водную преграду с помощью плота, веревки или в руках.

Один из способов преодоления водных преград заключается в установке веревочной (канатной) переправы. Для этого необходимо натянуть на высоте 0,7-1,0 м над уровнем воды основную веревку. Спасатель прикрепляется к ней карабином страховочной системы и располагается параллельно водной поверхности, спиной к воде. Передвижение осуществляется по веревке перехватом рук.

Канатная переправа

Канатная переправа применяется для транспортировки пострадавших на носилках, которые закрепляются на основной веревке с помощью специального ролика или карабина.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru