Учебник спасателя

МЧС России

       

3.2.3. Действия дежурной смены при проведении АСР

Аварийно-спасательные работы начинаются с момента выезда дежурной смены (оперативной группы) на место ЧС. По прибытии дежурной смены (оперативной группы) на место ЧС, где уже организованы аварийно-спасательные работы, старший дежурной смены (оперативной группы) поступает в распоряжение руководителя АСР (штаба руководства).

О своем прибытии в район ЧС старший дежурной смены докладывает руководителю АСР (начальнику штаба руководства).

Доклад должен содержать следующую информацию:

  • от какого АСФ прибыла дежурная смена;
  • кто старший;
  • количество прибывших спасателей;
  • возможности смены (группы) по ведению АСР;
  • наличие снаряжения, аварийно-спасательного оборудования;
  • наличие средств связи;
  • состояние экипировки;
  • возможность автономного выполнения задачи;
  • наличие приборов поиска;
  • наличие кинологических расчетов.

При получении задачи от руководителя АСР старший дежурной смены должен уточнить:

  • место ведения работ (направление, объект, участок разведки и работ);
  • время начала и продолжительность работ, время питания спасателей;
  • выделяемые частоты и каналы связи, позывные;
  • в чье непосредственное подчинение поступает смена;
  • с кем организовать взаимодействие;
  • направление сосредоточения основных усилий;
  • какие дополнительные силы и средства придаются смене. Кроме того, необходимо узнать, где располагаются:
  • места стоянки аварийно-спасательных машин;
  • резерв сил;
  • пункты сортировки пострадавших, идентификации погибших, сбора документов;
  • пункты оказания медицинской помощи;
  • пункт питания;
  • места обогрева и отдыха спасателей.

В ходе работ на объекте, участке старший дежурной смены должен:

  • организовать АСР;
  • руководить сменой при проведении АСР;
  • руководить приданными силами и средствами;
  • организовать взаимодействие с другими силами;
  • докладывать руководителю АСР о возникших проблемах;
  • обеспечивать выполнение требований безопасности при ведении АСР;
  • организовать сменную работу и наращивание сил;
  • организовать своевременное питание и отдых спасателей.

При прибытии дежурной смены (оперативной группы) на место ЧС первой старший дежурной смены принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

В этот период старший дежурной смены должен принять все меры по организации аварийно-спасательных работ силами и средствами дежурной смены.

Необходимо.

    1. Определить:

  • наиболее вероятные направления (зоны) поиска пострадавших;
  • оптимальные пути подхода спасателей и техники к месту проведения АСР;
  • методы и средства поиска, деблокирования и эвакуации пострадавших;
  • пункты (места) сбора пострадавших;
  • время проведения АСР;
  • место временного лагеря спасателей (при необходимости);
  • посадочные площадки вертолета (при необходимости).

2. Составить план проведения ПСР (скорректировать первоначальный план).

3. Принять решение о необходимости привлечения дополнительных сил и средств.

4. Сообщить ОД (начальнику АСФ) об обстановке и потребности в силах и средствах.

5. Начать работы по поиску, деблокированию и эвакуации пострадавших:

  • распределить силы и средства в соответствии с намеченным планом работ;
  • поставить задачи личному составу смены;
  • провести инструктаж по мерам безопасности;
  • координировать действия спасателей;
  • организовать взаимодействие с местными органами государственной власти, службами, организациями, предприятиями;
  • Организовать жизнедеятельность спасателей.

В зависимости от обстановки организуется питание, обогрев, отдых спасателей. В жаркий период времени необходимо обеспечить регулярную доставку спасателям воды.

Прекращение АСР

АСР не могут продолжаться бесконечно долго. Прекращение АСР может носить временный и окончательный характер.

Временное прекращение АСР

Основными причинами для принятия решения являются:

  • возникновение угрозы получения травмы и гибели спасателей;
  • невозможность проведения АСР имеющимися в наличии силами и средствами;
  • изменение обстановки в районе работ;
  • необходимость дополнительного изучения обстановки, разбора выполненных работ, уточнение ранее намеченных планов;
  • одновременное прекращение работ для прослушивания звуков от пострадавших. Любое временное прекращение работ должно рассматриваться как вынужденная, крайне необходимая мера. Решение о прекращении и возобновлении работ принимает руководитель работ.

При прекращении работ необходимо:

  • провести маркировку мест, где прекращаются работы;
  • закрепить и защитить от атмосферных осадков оборудование и снаряжение, оставляемое на месте работ;
  • продукты питания, медикаменты, оставшееся снаряжение унести в лагерь.

Период прекращения работ может составлять от нескольких часов до нескольких суток. В этот период:

  • анализируются результаты АСР;
  • обсуждается план дальнейших действий;
  • проводится профилактика и ремонт техники, оборудования, снаряжения;
  • проводятся бытовые мероприятия в лагере.

Безопасность спасателей — основной критерий возобновления работ.

Окончательное прекращение АСР

Основными причинами для принятия решения являются:

  • выполнены все поставленные задачи;
  • отсутствуют положительные результаты после многодневной, изнурительной работы;
  • АСР невозможны из-за стабильно плохих метеоусловий;
  • невозможно обеспечить безопасность спасателей;
  • отсутствуют необходимые силы и средства для полного выполнения работ.

После принятия руководителем работ решения об окончания АСР задействованные в них поисково-спасательные силы и средства должны быть немедленно переведены в места их дислокации и приведены в соответствующие степени готовности.

АСР считаются завершенными после возвращения спасателей на место постоянной дислокации.

По прибытии в пункт постоянной дислокации старший дежурной смены обязан:

1. Доложить начальнику АСФ, а в его отсутствие оперативному дежурному о результатах АСР. Доклад должен содержать следующие сведения:

  • характер, местонахождение, обстановка в районе ЧС;
  • время начала и окончания работ;
  • количество пострадавших и их состояние;
  • применявшиеся методы и способы поиска, деблокирования и эвакуации пострадавших;
  • организация взаимодействия с другими службами и организациями;
  • израсходованные в процессе работ имущество, снаряжение, продукты питания:
  • физическое и психологическое состояние спасателей дежурной смены;
  • состояние техники, оборудования, снаряжения;
  • готовность личного состава, техники, оборудования и снаряжения к дальнейшему несению дежурства.

2. Организовать силами дежурной смены приведение в порядок оборудования, снаряжения, транспортных средств.

3. Составить отчет о проделанной работе.

4. Провести краткий разбор проведенных работ с личным составом дежурной смены.

Организация профессиональной подготовки спасателей дежурной смены

Непосредственно профессиональная подготовка личного состава дежурной смены организуется начальником АСФ и проводится в составе дежурных смен АСФ в период их дежурства (теоретические занятия) или в составе ПСФ во время проведения учебно-тренировочных сборов.

К проведению занятий могут привлекаться наиболее подготовленные спасатели не ниже 2-го класса, имеющие методические навыки и практический опыт ведения поисково-спасательных и других неотложных работ, а также на договорной основе преподаватели (специалисты) образовательных учреждений, других организаций соответствующего профиля.

Учебная нагрузка должна составлять 3-4 учебных часа в течение одних суток дежурства и не менее 24 часов в месяц. Продолжительность учебного часа 45 минут.

Для подготовки к очередным занятиям, закрепления изученного учебного материала, выполнения нормативов и упражнений отводится два часа самостоятельной работы.

Проверка организации несения дежурства

Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Главной целью проверки дежурной смены (оперативной группы) спасателей является определение состояния готовности смены (группы) к проведению аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях.

Проверка несения дежурства АСФ организуется и проводится по решению руководителей, которым подчинены эти формирования. Ими же устанавливаются сроки и время проверки.

Проверка организации несения дежурства может проводиться в ходе комплексной (итоговой) проверки либо назначается целевая проверка по данному вопросу.

Для проведения комплексной (итоговой) проверки создается комиссия, утвержденная приказом соответствующего вышестоящего органа.

Целевые проверки проводятся, как правило, внезапно.

Проверка дежурной смены (оперативной группы) должна быть организована без снижения ее степени готовности к действиям по предназначению.

Основными элементами проверок дежурной смены (оперативной группы) спасателей являются:

  • наличие документации и качество ее разработки;
  • подготовка дежурной смены, организация занятий и ежедневных инструктажей;
  • знание личным составом дежурной смены своих обязанностей;
  • ведение дежурной сменой документации, оперативность и правильность действий при получении и передаче докладов и донесений;
  • уровень профессиональной, физической и морально-психологической подготовки спасателей дежурной смены (оперативной группы);
  • техническое состояние техники, оборудования, снаряжения, условия их содержания;
  • действия оперативного дежурного при оповещении личного состава;
  • практические действия дежурной смены (оперативной группы) при получении сигналов (распоряжений) к действиям по предназначению;
  • практические действия руководящего состава по руководству дежурной смены при отработке вводных или в реальной обстановке;
  • состояние помещений дежурной смены (оперативного дежурного), их техническая оснащенность;
  • наличие и работоспособность технических средств, обеспечивающих прием и передачу сигналов (распоряжений).

Уровень профессиональной и физической подготовки спасателей дежурной смены рекомендуется проверять по разработанным нормативам. Проверка профессиональной подготовки спасателей проводится в объеме программ подготовки и оценивается по 5-балльной системе за теоретические знания и практические навыки по каждому предмету обучения. При этом оценка практических навыков является основной.

По результатам проверки издается приказ (распоряжение) и проводится разбор с работниками дежурной смены.

При неудовлетворительной оценке проверки дежурной смены (оперативной группы) спасателей проводится повторная проверка, но не ранее чем через полгода.

Результаты проверки учитываются при аттестации спасателей. На спасателей, получивших при проверке неудовлетворительную оценку, представляются документы в аттестационную комиссию.

Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды, совершенное лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, — (в ред. Федерального закона от 18.03.1999 №50-ФЗ) наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обязанности должностных лиц АСФ по организации дежурства

Начальник АСФ отвечает за постоянную готовность дежурных сил и средств. Он обязан:

  • организовать дежурство личного состава и поисково-спасательных средств АСФ;
  • создавать резерв аварийно-спасательных средств, оборудования, имущества для обеспечения работы дежурной смены;
  • проводить работу по наращиванию сил АСФ и дежурной смены за счет привлечения спасателей-общественников;
  • осуществлять подбор спасателей на должность старшего дежурной смены, их обучение;
  • организовать подготовку личного состава дежурной смены;
  • проводить проверки и тренировки сил и средств дежурных смен в действиях при проведении ПСР;
  • разрабатывать документы, регламентирующие организацию несения дежурства;
  • разрабатывать и внедрять мероприятия по совершенствованию организации дежурства и применения сил и средств АСФ по предназначению;
  • добиваться своевременного обеспечения сотрудников АСФ и, в первую очередь, персонала дежурной смены, специальной одеждой, средствами защиты, инструментом, приспособлениями, другими положенными видами довольствия;
  • организовать взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями и организациями, специальными службами, аварийно-спасательными формированиями в целях повышения оперативности и эффективности действий дежурной смены при ликвидации ЧС;
  • принимать самостоятельные решения по перестановке сил и средств, их наращиванию, направленные на быстрейшую ликвидацию ЧС;
  • анализировать качество и эффективность организации несения дежурства, проведения АСР и принимать меры по их повышению;
  • систематически проводить разбор с личным составом АСФ по вопросам несения дежурства, оперативности и эффективности ведения АСР;
  • организовать безопасные условия труда для личного состава АСФ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru