Учебник спасателя

МЧС России

       

2.2. Требования к уровню профессиональной подготовки спасателей

Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей.

Спасатель должен уметь:

  • подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;
  • подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной и химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;
  • пользоваться средствами пожаротушения;
  • оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;
  • определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) развития ЧС;
  • рационально и безопасно строить свою работу;
  • проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и специальной техники;
  • извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;
  • оказывать самопомощь;
  • проводить разборку завалов;
  • выполнять такелажные, газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы;
  • осознавать степень риска;
  • взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутое пространство, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т.д.);
  • осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте, по веревочной системе, с наземных и водных транспортных средств;
  • выполнять водолазные работы;
  • выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;
  • выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и техногенного характера;
  • ориентироваться на местности;
  • выживать в ЧС;
  • организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны;
  • отключать подачу горюче-смазочных и агрессивных веществ, газа, воды, электроэнергии, которые являются источником ЧС или носят потенциально опасный характер;
  • проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями, продовольствием;
  • локализовывать распространение ЧС;
  • выполнять работы в условиях боевых действий или при возможности их возникновения;
  • пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами и пунктами приготовления пищи;
  • выбирать оптимальные способы работы и средства труда;
  • выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоциональных нагрузок;
  • работать в условиях личного риска;
  • работать в изменяющихся условиях природного и техногенного характера;
  • осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей среды;
  • работать в различных рабочих позах;
  • работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека;
  • оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера;
  • быстро восстанавливаться.

Спасатель должен знать:

  • причины, последствия и характер протекания ЧС техногенного и природного характера;
  • терминологию;
  • права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требования, предъявляемые к спасателям;
  • структуру МЧС России;
  • правила хранения и эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, применяемых при проведении ПСР;
  • правила хранения и эксплуатации средств защиты;
  • правила и инструкции по технике безопасности;
  • технические характеристики используемого оборудования, техники, инструментов, приспособлений;
  • правила, приемы и последовательность выполнения ПСР;
  • приемы, методы и способы поиска пострадавших;
  • сигнализацию, условные знаки, коды;
  • правила эксплуатации грузоподъемной техники и правила выполнения такелажных работ;
  • правила проведения разведки;
  • способы и приемы определения наличия поражающих факторов;
  • приемы проведения ПСР в особо опасных условиях;
  • водолазные спасательные технологии;
  • дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов (радиация, световая энергия, температура, АХОВ и т.д.);
  • время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях;
  • методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм;
  • приемы оказания первой медицинской помощи;
  • приемы оказания самопомощи и самоспасения;
  • правила эксплуатации средств связи и оповещения;
  • оптимальные способы перемещения в различных условиях;
  • основы выживания в неблагоприятных условиях;
  • правила организации временных лагерей, привалов;
  • способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транспортных средств, с верхних этажей разрушенных зданий;
  • способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из-под лавин, селей, обвалов, снега;
  • способы ориентации на местности;
  • способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии заминированных участков;
  • правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценностей;
  • способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом;
  • особенности работы с привлечением кинологической службы;
  • виды основных АХОВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на пострадавших;
  • правила организации рабочего места;
  • основные средства, способы, приемы предупреждения и тушения пожаров;
  • ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки;
  • способы защиты от современных средств поражения;
  • правила организации эвакуации пострадавших и населения;
  • особенности региона ответственности;
  • основы психологии и педагогики;
  • способы восстановления;
  • правила взаимодействия.

Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами:

  • длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
  • быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
  • самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;
  • оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
  • оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;
  • адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
  • одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;
  • воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума полезную звуковую информацию;
  • переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, быть готовым воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;
  • уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;
  • соизмерять свои силы с предстоящей работой;
  • определять расстояние между предметами;
  • переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
  • самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;
  • быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;
  • подавлять усталость, сонливость, эффективно работать в разное время суток;
  • обладать добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;

Схема поэтапной профессиональной подготовки специалистов ПСФ МЧС России

  • согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;
  • выполнять работы безопасно;
  • накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;
  • быть готовым к взаимопониманию, состраданию.

Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий.

Уровень профессиональной подготовленности спасателей обусловливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ.

«Спасатель международного класса» должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей; участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое — третье места на международных соревнованиях спасателей; владеть на уровне разговорного одним из западноевропейских языков.

«Спасатель первого класса» должен работать спасателем второго класса не менее двух лет; обладать навыками командирской или инструкторской подготовки; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса; иметь среднее специальное техническое или медицинское образование; многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.

«Спасатель второго класса» должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

«Спасатель третьего класса» должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории «В» и одной из специальностей спасателя.

«Спасатель» должен пройти специальную учебно-курсовую подготовку.

Для получения квалификации спасатель должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:

«Спасатель первого класса»: специальная курсовая подготовка или подготовка на жетон «Спасательный отряд», инструктор-методист по альпинизму, инструктор-методист по туризму, инструктор по подводному спорту, инструктор авиапожарной команды, инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, выпускающий, инструктор-водолаз; мастер-водолаз; спортсмен-разрядник по пятиборью спасателей; альпинист, турист, спелеолог, парашютист, скалолаз, стрелок и др. не ниже второго разряда.

«Спасатель второго» и «третьего класса»: пожарный-десантник, пожарный-парашютист, пожарный (респираторщик), газоспасатель, врач, фельдшер, кинолог, спасатель воздушного транспорта, начальник спасательного отряда альпинистской базы, инженер (техник) по аварийно-спасательным работам, водитель автомобиля, водитель самоходных механизмов, механик-водитель, взрывник, пиротехник, машинист землеройной или строительной техники, аквалангист, водолаз, стропальщик, такелажник, газорезчик, газосварщик, монтажник-высотник, радиотелеграфист, радиооператор, электромеханик связи, медсестра, повар, матрос, судоводитель, оператор насосных станций, горнопроходчик, планшетист, электромонтер, машинист грузоподъемной техники.

Для организации и проведения профессиональной подготовки спасателей и поддержания высокого постоянного уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и профессиональное непрерывное.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru