2.2. Требования к уровню профессиональной подготовки спасателей
Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей.
Спасатель должен уметь:
подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;
подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной и химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;
пользоваться средствами пожаротушения;
оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;
определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) развития ЧС;
рационально и безопасно строить свою работу;
проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и специальной техники;
извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место;
оказывать первую помощь пострадавшим;
оказывать самопомощь;
проводить разборку завалов;
выполнять такелажные, газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы;
осознавать степень риска;
взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутое пространство, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т.д.);
осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте, по веревочной системе, с наземных и водных транспортных средств;
выполнять водолазные работы;
выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;
выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и техногенного характера;
ориентироваться на местности;
выживать в ЧС;
организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны;
отключать подачу горюче-смазочных и агрессивных веществ, газа, воды, электроэнергии, которые являются источником ЧС или носят потенциально опасный характер;
проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями, продовольствием;
локализовывать распространение ЧС;
выполнять работы в условиях боевых действий или при возможности их возникновения;
пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами и пунктами приготовления пищи;
выбирать оптимальные способы работы и средства труда;
выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоциональных нагрузок;
работать в условиях личного риска;
работать в изменяющихся условиях природного и техногенного характера;
осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей среды;
работать в различных рабочих позах;
работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека;
оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера;
быстро восстанавливаться.
Спасатель должен знать:
причины, последствия и характер протекания ЧС техногенного и природного характера;
терминологию;
права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требования, предъявляемые к спасателям;
структуру МЧС России;
правила хранения и эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, применяемых при проведении ПСР;
правила хранения и эксплуатации средств защиты;
правила и инструкции по технике безопасности;
технические характеристики используемого оборудования, техники, инструментов, приспособлений;
правила, приемы и последовательность выполнения ПСР;
приемы, методы и способы поиска пострадавших;
сигнализацию, условные знаки, коды;
правила эксплуатации грузоподъемной техники и правила выполнения такелажных работ;
правила проведения разведки;
способы и приемы определения наличия поражающих факторов;
приемы проведения ПСР в особо опасных условиях;
водолазные спасательные технологии;
дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов (радиация, световая энергия, температура, АХОВ и т.д.);
время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях;
методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм;
приемы оказания первой медицинской помощи;
приемы оказания самопомощи и самоспасения;
правила эксплуатации средств связи и оповещения;
оптимальные способы перемещения в различных условиях;
основы выживания в неблагоприятных условиях;
правила организации временных лагерей, привалов;
способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транспортных средств, с верхних этажей разрушенных зданий;
способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из-под лавин, селей, обвалов, снега;
способы ориентации на местности;
способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии заминированных участков;
правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценностей;
способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом;
особенности работы с привлечением кинологической службы;
виды основных АХОВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на пострадавших;
правила организации рабочего места;
основные средства, способы, приемы предупреждения и тушения пожаров;
ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки;
способы защиты от современных средств поражения;
правила организации эвакуации пострадавших и населения;
особенности региона ответственности;
основы психологии и педагогики;
способы восстановления;
правила взаимодействия.
Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами:
длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;
оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;
адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;
воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума полезную звуковую информацию;
переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, быть готовым воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;
уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;
соизмерять свои силы с предстоящей работой;
определять расстояние между предметами;
переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;
быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;
подавлять усталость, сонливость, эффективно работать в разное время суток;
обладать добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;
Схема поэтапной профессиональной подготовки специалистов ПСФ МЧС России
согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;
выполнять работы безопасно;
накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;
быть готовым к взаимопониманию, состраданию.
Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий.
Уровень профессиональной подготовленности спасателей обусловливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ.
«Спасатель международного класса» должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей; участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое — третье места на международных соревнованиях спасателей; владеть на уровне разговорного одним из западноевропейских языков.
«Спасатель первого класса» должен работать спасателем второго класса не менее двух лет; обладать навыками командирской или инструкторской подготовки; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса; иметь среднее специальное техническое или медицинское образование; многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.
«Спасатель второго класса» должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
«Спасатель третьего класса» должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории «В» и одной из специальностей спасателя.
«Спасатель» должен пройти специальную учебно-курсовую подготовку.
Для получения квалификации спасатель должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:
«Спасатель первого класса»: специальная курсовая подготовка или подготовка на жетон «Спасательный отряд», инструктор-методист по альпинизму, инструктор-методист по туризму, инструктор по подводному спорту, инструктор авиапожарной команды, инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, выпускающий, инструктор-водолаз; мастер-водолаз; спортсмен-разрядник по пятиборью спасателей; альпинист, турист, спелеолог, парашютист, скалолаз, стрелок и др. не ниже второго разряда.
Для организации и проведения профессиональной подготовки спасателей и поддержания высокого постоянного уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и профессиональное непрерывное.