1.8. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для профилактики возникновения и ликвидации последствий ЧС, реализации жизненно важных интересов общества в области защиты населения и территорий от воздействия опасных факторов ЧС, в том числе военного характера, в Российской Федерации создана Государственная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС). Она объединила усилия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС. В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации созданы ее территориальные подсистемы, а в министерствах и ведомствах — ведомственные. Система постоянно развивается и совершенствуется.
Начало создания РСЧС относится к девяностым годам ушедшего века. 18 апреля 1992 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление №261 «О создании в России системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях». В 1995 г. после принятия федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основная цель РСЧС заключается в объединении усилий центральных органов исполнительной федеральной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты населения и территорий от них в мирное время.
Задачи РСЧС:
защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организационная структура РСЧС строится по территориально — производственному принципу. Она состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый.
РСЧС функционирует в трех режимах:
повседневной деятельности;
повышенной готовности;
чрезвычайной ситуации.
Важнейшим звеном РСЧС являются ее силы и средства, которые осуществляют наблюдение, контроль и ликвидацию ЧС. К основным силам РСЧС относятся:
силы и средства МЧС России, в том числе: Войска ГО, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас), поисково-спасательная служба МЧС России, центр по проведению спасательных операций особого риска («Лидер»), авиация МЧС России, части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;
аварийно-спасательные формирования министерств и ведомств Российской Федерации;
специальные подразделения Вооруженных сил Российской Федерации;
учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф.
Основные задачи сил и средств РСЧС:
осуществление мониторинга, контроля и наблюдения за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, своевременное доведение результатов до органов управления РСЧС;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
проведение эвакуационных мероприятий;
Организационная структура РСЧС РФ
проведение санитарной обработки населения, специальной обработки территорий, техники, сооружений;
проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, участие в восстановительных работах;
восстановление и поддержание общественного порядка в зоне ЧС;
поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
организация и осуществление мероприятий, направленных на повышение уровня готовности населения к выполнению задач по защите от воздействия последствий ЧС;
разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
В случае возникновения ЧС силы и средства ликвидации действуют эшелонированно.
Первый эшелон: ведомственные аварийно-спасательные формирования, противопожарные подразделения, подразделения скорой медицинской помощи, дежурные подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, войска постоянной готовности гражданской обороны. Срок их прибытия в зону работ— 30 минут. Задачи: разведка, организация радиационного и химического контроля, проведение первоочередных поисково-спасательных работ, оказание помощи пострадавшим, локализация ЧС, тушение пожаров. В случае невозможности выполнения поставленной задачи силами первого эшелона привлекаются силы и средства второго эшелона.
Второй эшелон: подразделения войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности, специальные подразделения экстренной медицинской помощи. Срок прибытия в зону работ не более трех часов. Задачи: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, локализация источника заражения (опасности), жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.
Третий эшелон: соединения и воинские части войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, специализированные подразделения строительно-монтажных организаций. Срок прибытия к месту работы от трех часов до нескольких суток. Задачи: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, тепла, электроэнергии, обеспечение населения питанием, восстановление транспортных коммуникаций).
Одновременно с созданием и развитием РСЧС в стране происходило формирование законодательной и нормативно-правовой базы построения и функционирования системы.
Нормативно-правовую основу формирования и функционирования РСЧС составляют Конституция Российской Федерации, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства Российской Федерации, более 1000 нормативных документов, принятых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованьями, около 300 ведомственных приказов, положений, инструкций.
Основополагающие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ПСС МЧС России:
Конституция Российской Федерации.
Федеральные Законы:
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.,
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» №151-ФЗ от 22 августа 1995 г.,
«О гражданской обороне» №28-ФЗ от 12 февраля 1998 г.,
«О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 г.,
«О радиационной безопасности населения» №3-Ф3 от 9 января 1996 г.
Постановления Правительства Российской Федерации:
«О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» №738 от 24 июля 1995 г.,
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» №1113 от 5 ноября 1995 г.,
Законодательная и нормативно-правовая база РСЧС
«О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» №924 от 3 августа 1996 г.,
«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №1094 от 13 сентября 1996 г.,
«Об аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей» №1479 от 22 ноября 1997 г.,
«О порядке бесплатной реабилитации спасателей в Российской Федерации» №13-12 от 31 октября 1940 г.,
«Положение о поисково-спасательной службе МЧС России» Приказ Министра МЧС России №32 от 28 января 2002 г.
За годы существования РСЧС подтвердила правильность основополагающего принципа организации системы: предупреждение ЧС и ликвидация последствий ЧС. С созданием РСЧС государство впервые получило единую универсальную систему для проведения эффективных мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.
РСЧС является важным звеном единой системы национальной безопасности Российской Федерации.
Неотъемлемым и главным звеном всей системы РСЧС является МЧС России.