Монахами (от греч. monachos —
«отшельник») в христианстве называют людей,
отрекшихся от мира и посвятивших себя
служению Богу. Возникло монашество в конце 3 в.
в Египте, когда христиане стали уходить в
пустыню и вести там жизнь отшельников
(анахоретов). В 4 в. часть отшельников
объединившись, стала жить вместе, положив, таким
образом, начало монастырям. С конца 10 в.,
когда Русь приняла христианство (см. Русская
православная церковь), монашеским идеалом
стал аскетизм (от греч. asketes —
«упражняющийся в чем-либо»), помогающий на пути к
спасению. На Руси монастыри появились в
первые десятилетия после крещения. История
возникновения самого известного
древнерусского монастыря — Киево-Печерского —
изложена в летописном рассказе, вошедшем в
«Повесть временных лет».
Горожанин
Антоний, искавший праведной жизни, отправился
в Грецию, на Афон — святую гору, где было
множество монастырей. Став монахом на
Афоне, Антоний вернулся на Русь, выкопал
пещеру в горах недалеко от Киева и начал
вести жизнь отшельника. Слава о его
подвижничестве привлекла к нему множество
последователей. Антоний принял их, но, когда речь
зашла о создании монастыря, отказался стать в
нем игуменом (руководителем), а благословил
на игуменство одного из своих сподвижников и
учеников — монаха Феодосия, а сам
переселился в другую пещеру и остался
отшельником. Уже при жизни Феодосия монастырь
оказался в сложных отношениях с князем:
княжеское благоволение сменялось враждой,
когда Феодосии вмешивался в политическую
борьбу, используя свой духовный авторитет.
На иконе 17 в. изображен деревянный монастырь.
В центре — преподобный Александр Ошевенский.
В то же время при решении важных вопросов
и Феодосии, и князь обращались за
благословением к Антонию. В его судьбе можно
увидеть зачатки специфического русского
явления — старчества, когда человек
пользовался большим нравственным авторитетом не
из-за занимаемых постов или поступков, но
благодаря богоустремленности и «духовному
деланию».
По большей части монастыри строились в
черте города, у его крепостных стен
(например, Чудов монастырь Московского Кремля),
в ближайших пригородах. Основателями
(ктиторами) многих из них были русские
князья, отшельники и подвижники.
По своему устройству монастыри
разделялись на общежительные и особожитные.
В первых (киновиях) инокам не полагалось
иметь никакой собственности; здесь вся
жизнь подчинялась строго
регламентированным правилам — монастырскому уставу.
Общежительным, нацример, был Соловецкий
монастырь, созданный преподобными
Зосимой и Савватием на русском Севере в 14 в. Во
вторых иноки в большей степени
пользовались свободой, объединяясь лишь для
церковной службы.
Особой формой монастырской жизни на
Руси были скиты, или пустыни. В них
собирались всего несколько человек и вели
жизнь, близкую к отшельничеству. Здесь не
было такой строгой дисциплины и
необходимости подчинения игумену, основное
внимание уделялось индивидуальному пути
спасения. К таким скитам относилась пустынь
Нила Сорского.
Троице-Сергиева лавра под Москвой была основана в 14 в. Сергием
Радонежским. Ее ансамбль включает крепостные стены и башни, Троицкий собор,
Духовную церковь-звонницу, Успенский собор, трапезную и др. Здесь действуют
Московская духовная академия и духовная семинария.
Человек, желающий стать монахом,
сначала принимался в монастырь на правах
послушника: ему давались различные поручения
и задания, при этом монашеская братия
наблюдала за тем, достаточно ли он тверд в
своем намерении и выдержит ли он тяготы
монашеской жизни. По истечении нескольких
лет прошедший испытание послушник
проходил обряд посвящения в младший
монашеский чин — пострижение. До конца 17 в. обряд
пострижения мог совершить и одинокий
отшельник, но позже обряд проходил в церкви,
после литургии. Существовала также особая
степень монашества — великая схима,
переход в которую вновь сопровождался обрядом,
при этом к обычным для монаха обетам:
целомудрия, бедности и послушания — великосхимники
(схимонахи) брали на себя
дополнительные обеты (например, молчания или
затворничества). Монахов, посвященных в
священники, или священников, постригшихся
в монастырь, называли иеромонахами. Они
совершали службы в монастырском храме.
Большую роль в жизни монастыря играл
собор старцев, в их числе оказывались наиболее
авторитетные среди братии иноки,
выполнявшие важнейшие послушания — поручения:
келарь (заведовал хозяйством монастыря и
утварью), эконом и др. Однако основная
власть принадлежала игумену монастыря,
который избирался братией или назначался
высшим церковным лицом (епископом) или
князем. Большую часть времени монах
проводил в молитве (на церковной службе) и в своей
келье. Остальное время инок обязан был
трудиться. При этом труд со времен
раннехристианского монашества рассматривался и как
аскетическое упражнение.
Имущество монастырей складывалось из
дарений (вкладов по душе), завещаний.
Соловецкий мужской монастырь.
Расположен на Соловецком озере в Белом море. Основан
в 30-х гг. 15 в.
Однако рост монастырских богатств не
рассматривался как рост богатства отдельного
монаха, поскольку имущество в общежительных
монастырях принадлежало монастырю, а не
монаху. Монастырь использовал доходы для
устроения храмов, своего хозяйства, а также
в благотворительных целях. Экономическое
могущество монастырей было связано не
только с дарениями и вкладами «по душе», но
и с активной деятельностью иноков по
благоустройству своих обителей. Крупные
хозяйства были в Троице-Сергиевом, Соловецком,
Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколам-
ском монастырях.
Со времен Петра I начинается новая
страница в истории монашества. Петр считал, что
монашество не единственная форма ведения
аскетической жизни, полагая, что можно
спастись для жизни вечной и в миру. С него
начиналась политика ограничения роста
числа монастырей, использование
монастырского имущества на государственные и военные
нужды. В 30-е гг. 18 в.
появились указы, запрещавшие
пострижение в монахи коголибо,
кроме отставных солдат,
и вменявшие монастырям
благотворительность как
государственную обязанность
(содержание больниц, богоделен
и др.). В начале 1762 г. Петр III,
а в 1764 г. Екатерина II
осуществили секуляризацию
монастырских земель, переведя
их на содержание государства.
В результате резко
сократилась численность как
мужских, так и женских
монастырей.
В первые годы советской
власти монастыри на
территории России закрывались, а
затем ликвидировались.
Возрождение монашества
как особой формы духовной
жизни началось в 80-х гг. 20 в.