Менталитет — очень емкое и
многозначное понятие современной исторической
науки, широко использующееся в
специальной научной литературе и прессе. Историк,
изучая политический строй, социальные
отношения, духовную жизнь людей различных
эпох, основывает свои познания на
источниках, созданных людьми. В них запечатлелся
комплекс представлений о мире,
характеризующий сознание индивида или
человеческого коллектива (социальной группы,
народа) в определенную эпоху.
Менталитет — буквально «психология»,
«духовный склад», «склад ума» — привычки
сознания, обусловленные традицией,
действительностью и социальной системой.
Менталитет — это образ мышления, система и
одновременно «инструмент» познания мира. Это
установки сознания, представления о
человеке, о его месте в обществе, о Боге как творце
всего сущего. Семья и общество,
сексуальность и любовь, религиозность, радость и
страдание, жизнь и смерть, страхи и надежды,
природа и окружающий мир, время и
история — все это тоже менталитет. Его изучение
невозможно без использования достижений и
методов других наук — социологии,
психологии, количественного анализа и др. Это
явление не национальное и не межнациональное, а
вненациональное, которому свойствен
коллективный характер.
Начало изучения менталитета относится к
50 — 70-м гг. 20 в. и тесно связано с
популярным направлением западной
медиевистики — «Школой Анналов» во Франции и
наиболее близкими к ней школами в других
странах. В эти годы в Европе, а также в США
появились работы ученых, стоящих у
истоков сегодняшней «новой исторической
науки» и занимающихся разработкой
нетрадиционных методов изучения истории.
Это французские историки М. Блок, Ж. Легофф, Ж. Дюби, немецкие — Г. Телленбах,
Р. Шпрандель и их единомышленники в
других странах. Они рассматривали феодализм
как сложную систему взаимодействующих
структур, которые фиксируются в
социальных отношениях. Социальная история для
них история не только классов, сословий, но и
семьи, других макро- и микроструктур в
обществе, мировосприятие всего общества и
составляющих его социальных элементов —
культурная и идейная жизнь людей, их
идеалы, ценности, верования и предрассудки.
Очень важен субъективный фактор — роль
людей и их поведение в ходе истории.
Советские ученые также занимались
разработкой вопросов ментальности (среди
них представители историко-психоло-
гической школы — Л. С. Выготский, А. Н.
Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, а
также историки и литературоведы
М. А. Барг, Ю. Л. Бессмертный, А. Я. Гуревич, Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачев и другие).
Однако проблема ментальности и сегодня
остается малоизученной как у нас, так и за
рубежом. Это связано с трудностями
объективного характера. Само описание и
определение менталитета затруднены, так как пока не
выработано единой трактовки термина. И
хотя предпринимаются попытки его
конкретизации, понятие «менталитет» остается
расплывчатым. Кроме того, существует
опасность приписать несвойственные признаки
тому ментальному универсуму, который
исследователь пытается возродить с позиций
своей ментальной среды.
Несмотря на сложности изучения,
менталитет продолжает привлекать пристальное
внимание ученых. В настоящее время
проблемы социально-психологических аспектов
истории получили ведущие позиции в
мировой историографии. Этот новый «личностно
окрашенный» уровень исследования
предоставляет ученым неисчерпаемые
возможности, позволяет по-другому осмыслить
исторические события и социальные процессы,
благодаря чему история предстает перед
нами гораздо более красочной и
многогранной, богатой нюансами.