Слово «масон» или «франкмасон» пришло
в русский язык в начале 19 в. из
французского, на котором оно означает
«свободный каменщик». Во французском же языке
оно применялось по аналогии с английским
выражением «free and accepted mason» —
«свободный и принятый каменщик»,
вошедшим в оборот в конце 17 в. В 18 в. слово
«масон» появилось в русском языке и члены
масонских лож в России называли себя
«свободными» или «вольными каменщиками». Во
второй половине 17 в. артели каменщиков в
Англии, имевшие свои внутренние законы и
цеховые традиции, начали испытывать
трудности с заказами. Пытаясь найти выход, они
стали принимать в свои артели (ложи) лиц
свободных профессий — врачей,
архитекторов, юристов, ювелиров на правах свободных
и принятых «каменщиков». В начале 18 в.
возникли ложи, где настоящих каменщиков
по профессии вообще не было.
Символы масонского храма.
Представителей интеллигенции, торговцев, дворян,
священников и чиновников привлекали в ложи
отсутствие социальных перегородок между
«братьями», реальное равенство масонов,
взаимопомощь, защита интересов «братьев»
всеми членами лож. На своих заседаниях
ложи обсуждали различные теоретические и
практические вопросы, выполняли роль
одновременно политических клубов,
культурно-просветительных и философских обществ
(которых в чистом виде еще не
существовало). 24 июня 1717 г. в лондонской пивной
«Гусь и гридирон» состоялось собрание
делегатов 4 лож свободных и принятых
«каменщиков», которые избрали Великую ложу
Англии и ее Великого мастера. Так родилось
английское масонство, явившееся
родоначальником всех современных масонских
орденов, обществ и союзов. В английском
масонстве внутри лож были три степени, или
градуса: ученик, подмастерья и мастер.
Кроме того, имелись должности,
отправлявшиеся на общественных началах: председатель
(мастер), секретарь, казначей, надзиратели
(как правило, два) и «оратор», следивший за
соблюдением масонского устава и обычаев.
Возникнув в Англии, масонство очень быстро
распространилось по ее колониям (включая
американские), а также во Франции и других
европейских странах. Во Франции было
основано шотландское масонство, происходившее
якобы от рыцарей-тамплиеров, сумевших в
небольшом числе спастись от преследований
французского короля Филиппа Красивого в
начале 14 в. в северо-западной Шотландии.
Это масонство имело 18 степеней. В
последней четверти 18 в. там же возникло масонство
«Великого Востока Франции», имевшее уже
33 степени. В Германии во второй половине
18 в. возникли системы «строгого
послушания», имевшие 6 или 7 степеней;
оригинальные масонские системы были изобретены и в
Швеции. По характеру деятельности в
масонстве разных стран и систем выделилось
три направления. Во-первых,
консервативное направление, имевшее целью
укрепление общественно-политического строя своих
стран. Оно существовало в странах
протестантской религии (Англии, Швеции,
Пруссии). Его возглавляли члены правящих
династий. Во-вторых, радикальное направление,
развивавшееся в странах, где католическая
церковь запрещала масонство как форму
вольнодумства (Франция), или странах,
находившихся под колониальным
владычеством. Такими радикальными были вначале
ложи в американских колониях. И в-третьих,
оккультное направление, занятое поисками
«тайного знания».
Русское масонство с первой половины 18 в. и
до сегодняшнего дня всегда было частью
мирового масонского движения, переживало все
особенности его развития, хотя и имело ярко
выраженные национальные черты. В отличие
от Великобритании, США, Франции масонство в России лишь несколько десятилетий
развивалось в благоприятной политической
обстановке, при благожелательном или
безразличном отношении государства и
господствующей православной церкви. В России
первая ложа английского ритуала появилась в
1731 г. и состояла из иностранцев. Она была
организована английским капитаном на
русской службе Кейтом. В царской России
масонство запрещалось дважды: с 1792 по 1801 г. и с
1822 по 1906 г. В конце 1906 г. русские
интеллигенты, уже несколько десятилетий
являвшиеся членами лож во Франции, добились от
«Великого Востока Франции» разрешения на
открытие двух лож в столицах. В отличие от
положения во второй половине 18 в. и первой
четверти 19 в. это масонство было
нелегальным и антиправительственным. В 1912 г.
русские масоны образовали автономную
организацию под названием «Великий Восток
народов России». Она сохранила связи с
французскими масонами и ставила своей задачей
объединение политических сил для
свержения самодержавия и преобразования России в
федеральный союз республик.
Русские политические масоны активно
участвовали в подготовке Февральской
революции 1917 г., вошли во Временное
правительство и местную исполнительную и
законодательную власть. Советская власть и
большевики враждебно отнеслись к масонам,
видя в них конкурентов в борьбе за власть и
души российских граждан. Большинство
русских политических масонов эмигрировали из
России и создали в 1922 г. во Франции, а затем
и в других странах русские ложи,
просуществовавшие до 1970 г. Все это время в СССР не
было никаких масонских лож. Только после
1 января 1991 г., когда вступил в действие
закон СССР «Об общественных объединениях»,
в Москве легально стали организовываться
новые масонские ложи.
По неполным
сведениям, сейчас в Москве действуют ложа
«Свободная Россия», организованная «Великим
Востоком Франции», и три ложи, организованные
«Великой национальной ложей» Франции, а
также «Великая ложа России». Сведения о
лидерах своей организации и о программе
современные русские масоны еще не публиковали.
«Золотым веком» для русских масонов
было царствование Екатерины II. По данным
исследовательницы Т. А. Бакуниной-Осорги-
ной (публикация 1939 г.), в разных городах
страны с 1760 до начала 1790-х гг. работало
около 100 масонских лож разных систем. Две
трети из них действовали в
Санкт-Петербурге и Москве.
Наиболее распространенной
была относительно простая английская
система, но пользовались популярностью и
системы «строгого послушания», пришедшие из
Пруссии, других германских государств и
Швеции. Там было большее количество
степеней, или градусов, строгая внутренняя
дисциплина. Точных данных о количестве
масонов екатерининского времени нет, но
речь может идти о нескольких тысячах
знатных дворян, государственных деятелей,
военных и чиновников. Масоны всегда
стремились привлечь в свои ряды известных
писателей и поэтов, артистов, художников
и др. Среди известных масонов 18 в. —
генералиссимус А. В. Суворов,
генерал-фельдмаршал Н. В. Репнин, князь А. Б. Куракин,
писатель М. М. Херасков, первый русский
журналист Н. И. Новиков, писатель и
будущий историк Я. М. Карамзин, фельдмаршал
М. И. Кутузов.
В разные ложи были приняты
Петр III, Павел I и Александр I. Треть всех
учтенных масонов составляли военные:
генералы и офицеры, треть — чиновники разных
ведомств, треть — деятели науки и
культуры. Во второй половине 18 в. в мировом
масонстве четко обозначились три
направления: консервативное (английское, шведское,
прусское), радикальное (французское,
американское), эзотерическое (многие
французские и германские ордена). Русское
масонство екатерининского времени было
консервативным, ближе всего к английскому
и шведско-прусскому. Тем не менее
эзотерические ложи ордена Розенкрейцеров в
Москве увлеклись политической интригой против
императрицы с целью возведения на престол
. великого князя Павла Петровича. Именно по
этой причине Екатерина II закрыла все
масонские ложи в России в 1792 г.
Павел I не отменил материнский запрет, но
и не преследовал старых масонов, которые
стали вновь мало-помалу возобновлять работу
своих лож. Но только с воцарением в 1801 г.
Александра I начался «серебряный век
русских масонов». В ложи вновь хлынули тысячи
дворян, офицеров, чиновников и др. Масоны
проявили себя настоящими патриотами во
время войн с Наполеоном и заграничного
похода русской армии в 1813 г. После войны, во
время которой создавались «военно-походные
ложи», масонство еще более расширилось.
23 ложи по всей России подчинялись Великой
ложе «Астрея», работавшей по английской
системе и связанной напрямую с Лондоном.
Ложи других систем возглавляла «Великая
директориальная ложа Владимира к
порядку». Известными масонами этого времени
были И. В. Лопухин (знаменитый масон и в
екатерининское время), М. М. Сперанский,
A. С. Пушкин, А. С. Грибоедов. Именно в
масонских ложах начали интересоваться
политикой будущие декабристы, большинство
которых прошли посвящение в «братья» лож
разных систем. В то же время подавляющее
большинство масонских лож придерживались
консервативных взглядов. В ложах, как и в
18 в., почти половина членов являлись
иностранными подданными. Поворот
Александра I к реакционной политике в начале
1820-х гг. был вызван и его страхом перед
масонами. В 1822 г. все тайные общества, а среди
них прежде всего масонские ложи, были в
России запрещены. Этот запрет
подтверждали и все последующие императоры.
Средневековые масонские клеимы.
Масонская традиция в России,
насчитывавшая 90 лет, прервалась. Но отдельные
представители русской дворянской
интеллигенции стали вступать во время пребывания
за границей в английские, итальянские и
особенно французские ложи. В 1880-х гг. во
французских ложах разных систем
насчитывались уже десятки русских подданных.
В мае 1905 г. они были объединены в
парижские ложи «Космос» и «Гора Синай». В
отличие от прошлого новыми масонами стали
представители дворянской и разночинной
интеллигенции либерально-демократических
взглядов. Они приняли активное участие в
политических событиях революции 1905 —
1907 гг. Активную роль в воссоздании
русского нелегального политического масонства
сыграли политолог М. М. Ковалевский, адвокат
B. А. Маклаков, князь Д. А. Бебутов. С
разрешения «Великого Востока Франции» в конце
1906 г. были организованы ложа
«Возрождение» в Москве и «Полярная звезда» в Санкт-
Петербурге. В мае 1908 г. они были
торжественно открыты («инсталлированы»)
эмиссарами «Великого Востока» Сеншолем и Булэ.
В обеих ложах было тогда 44 человека, но к
1912 г. русских политических масонов
насчитывалось уже около 200. К руководству
пришли более молодые и радикальные политики
во главе с членом III Государственной думы
левым кадетом Н. В. Некрасовым. Летом
1912 г. они провели Конвент (съезд)
французских лож и объявили о создании автономной
«провинции» в России под названием
«Великий Восток народов России». Слово «народы»
было вставлено по требованию украинских
масонов во главе с М. С. Грушевским и
знаменовало победу сторонников федерального
устройства будущего российского
демократического государства после свержения
самодержавия. Именно это являлось конечной
целью работы русских масонов. Они ставили
своей задачей создать неформальное
объединение либеральных буржуазных и
социалистических партий. К моменту Февральской
революции 1917 г. до 40% масонов (всего их
было в это время около 500) принадлежали к
партиям меньшевиков и народников. Имелись
среди них и большевики (см. Политические
партии).
Ложи состояли из 7 — 13 человек, они
объединялись в городские советы лож, а
руководил ими избранный на ежегодном Конвенте
Верховный Совет. Во главе Верховного
Совета стоял Генеральный секретарь. Первым
таким секретарем стал Н. В. Некрасов, затем с
1913 по 1914 г. А. М. Колюбакин, левый кадет,
затем снова Некрасов, а с Конвента 1916 г. —
эсер А. Ф. Керенский. После его избрания
министром-председателем в июле 1917 г.
Керенский передал свой пост управляющему
делами Временного правительства
меньшевику А. Я. Гальперну.
Помимо территориальных лож «Великий
Восток народов России» имел
«специальные»: Военную, Литературную, Думскую.
Последняя объединяла несколько десятков
депутатов IV Государственной думы.
Русские политические масоны возглавляли
легальную борьбу с самодержавием через
Думу, прессу и политические партии. Они
старались установить влияние на
руководство меньшевиков и народников. Параллельно
ими были созданы две группы заговорщиков
с целью заставить Николая II добровольно
отречься от престола. Будучи тайной, но
самой активной политической силой, русские
политические масоны сумели получить
большие преимущества в момент свержения
самодержавия: они вошли и во Временное
правительство, и в руководство Советами.
Свержение Временного правительства
означало и конец власти и влияния русских
политических масонов. Масоны в
сегодняшней России еще ничем себя не проявили. Но
не следует забывать, что российские масоны
внесли выдающийся вклад в развитие
русской культуры и общественной жизни второй
половины 18 и первой четверти 19 в., в
европеизацию страны, в формирование армии и
государственного аппарата.
Демократические идеалы масонов способствовали
смягчению нравов и зарождению народолюбивой
идеологии русской интеллигенции.