Евразийство —
общественно-политическое течение в среде русской эмиграции
20 — 30-х гг. 20 в. Его основателями стали
ученый-лингвист Н. С. Трубецкой, историк
церкви А. В. Карташов, богослов Г. Ф. Флоровский, экономист и географ П. Н.
Савицкий, журналист и издатель П. П. Сувчинский, заложившие научные и идейные
основы евразийского миропонимания.
Основными причинами, вызвавшими
проявление евразийства, его идеологи считали
первую мировую войну с ее
катастрофическими последствиями для всей Европы,
Октябрьскую революцию и гражданскую войну в России, результаты которых для них
были не менее тяжелыми. Дело было не
только в распаде некогда мощных государств и
перекройке политической карты Европы.
Для евразийцев с гибелью их бывшей
родины — Российской империи ушло в небытие
историческое единство России, которую они
понимали как уникальное в истории место
слияния европейской и азиатской культур,
образующих вместе неповторимое
экономико-географическое, историко-политическое и культурное единство —
«Россия-Евразия». Евразийцы поставили целью
восстановить это историко-культурное
пространство, а также всемерно помогать
усилиям тех политических сил в России и за ее
пределами, которые способствовали этому
объединению.
Будущее «России-Евразии» должно
строиться, как считали евразийцы, на духовно-
нравственных идеалах добра,
справедливости, исторической традиции, присущих
народам Евразии и обеспечивающих
долговечное и органичное ее единство, а не на
политико-правовых институтах, принятых в
Западной Европе. В 20 — 30-х гг. идеи
евразийства получили широкое
распространение среди значительной части русской
эмиграции, оно стало оформляться в
общественно-политическое движение. В 1926 г. его
центр переместился в Париж, где было
создано Бюро парижской группы
евразийцев, взявшее на себя руководство
движением. В том же году был опубликован и
первый программный документ евразийства —
«Евразийство: Опыт систематического
изложения».
Тем временем в России происходили
события, повлекшие за собой раскол в
евразийском движении. Образование СССР многим
казалось зримым воплощением их надежд и
чаяний; некоторые были готовы даже
простить большевикам ужасы гражданской
войны и красного террора. На этих позициях
стояли «левые евразийцы». Зная подобные
настроения, в евразийские организации
стали активно внедряться агенты советских и
западных спецслужб и использовать их в
своих целях.
Лидеры движения Н. С. Трубецкой и
П. Н. Савицкий пытались его очистить,
консолидировать и сохранить. С этой целью в
Брюсселе в 1931 г. состоялся съезд
евразийцев, принявший новые программные
документы («Евразийство. Декларация,
формулировки, тезисы»). Однако
остановить кризис было уже невозможно. К концу
30-х гг. основные центры движения вновь
переместились на восток, в Польшу и
Прибалтийские страны. С началом второй мировой
войны их работа была прервана.
Несмотря на недолговечность евразийства,
его представители собрали огромный
фактический материал и создали целый комплекс
оригинальных концепций о роли России и ее
значении в современном мире. Некоторые из
них и в наши дни выглядят весьма актуально.
Идеи евразийства нашли отражение в
многочисленных трудах Л. Н. Гумилева.