Вначале 19 в. многие просвещенные люди в
России все яснее понимали необходимость
кардинальных перемен в сфере социально-
экономических отношений и государственного
строя в условиях буржуазных революций на
Западе и начавшегося разложения
феодально-крепостнической системы. Они видели, что
самодержавие не желает да и не может
провести необходимые преобразования. В
результате передовая часть общества стала в
оппозицию власти, резко критикуя последнюю,
проявляя стремление к революционной борьбе с правительством. Движение
декабристов — первая серьезная попытка со стороны
недовольных противостоять власти.
Отечественная война 1812 г. вызвала взрыв
патриотизма в русском обществе; во время
заграничных походов 1813 — 1814 гг. их участники
поближе познакомились со строем жизни
европейских государств и увидели, до какой
степени отсталой страной была
самодержавно-крепостническая Россия. Уже с 1815 г.
в Санкт-Петербурге появились офицерские
кружки, где обсуждалось положение в России.
Гвардейские офицеры, охваченные жаждой
решительных перемен, А. Н. и Н. М.
Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы,
С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин явились
инициаторами создания в в 1816 г. «Союза
спасения», именовавшегося также «Обществом
истинных и верных сынов Отечества».
Организация эта, объединившая около 30 человек,
носила строго конспиративный,
заговорщический характер: предполагалось захватить
власть путем вооруженного переворота и
цареубийства, а затем сверху провести
необходимые преобразования — отменить
крепостное право и ввести конституцию.
Но по мере того как организация
расширялась, в ней стали преобладать сторонники
перемен, не желавшие прибегать к
революционным средствам. С их точки зрения, власть
нужно было не свергать, а подталкивать к
преобразованиям.
Под влиянием подобных
настроений «Союз спасения» в 1818 г. был
преобразован в «Союз благоденствия». У него
имелся устав «Зеленая книга». Новая
организация, включавшая около 200 членов,
состояла из коренной управы и местных управ в
Санкт-Петербурге, Москве, на Украине. Она
ставила перед собой те же цели, что и
предшествовавший ей «Союз спасения». Добиться
их члены «Союза благоденствия» пытались
прежде всего путем широкой пропаганды
своих взглядов — в печати, в салонных
беседах, в проектах, предлагаемых на
рассмотрение правительства. Кроме того, они вели
довольно широкую филантропическую и
просветительскую деятельность.
Преобразовательные устремления
«Союза» не встретили отклика со стороны
правительства. В 1821 г. радикально настроенные
члены «Союза благоденствия» организовали
его роспуск, с тем чтобы избавиться от «миролюбиво» настроенных, колеблющихся,
случайных людей и вернуться на путь
революционной борьбы. В том же году в Санкт-
Петербурге возникло Северное общество, а
на Украине, где была расквартирована
значительная часть русской армии, — Южное
общество. Их руководители — Н. М.
Муравьев и П. И. Пестель — разработали четкие и
обстоятельные программы реформ.
На Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Акварель К. И. Кольмана. 1830-е гг.
Н. М. Муравьев в своей «Конституции»
предлагал ввести в России конституционную
монархию и основные политические свободы.
Царь оставался главой исполнительной
власти, а высшим органом законодательной
власти должно было стать Народное вече,
избираемое на основе довольно высокого
(500 руб.) имущественного ценза. Крепостное
право отменялось, и каждый выходящий на
волю крестьянин наделялся двумя
десятинами земли, что было, конечно, слишком мало
для ведения хозяйства.
«Русская правда» П. И. Пестеля была
радикальнее во всех отношениях. Россия у
Пестеля — демократическая республика, все
органы которой — законодательный, Народное
вече, и исполнительный, Державная дума, —
формировались бы путем всеобщих для
мужчин выборов без какого-либо имущественного
ценза. Крепостное право ликвидировалось,
причем из казенных, монастырских и
частично конфискованных у крупных помещиков
земель создавался общественный фонд, из
которого каждый земледелец
получал в пользование надел,
обеспечивающий минимум его
потребностей. Эту землю
нельзя ни продавать, ни
закладывать. Остальная земля
составляла частный фонд и могла
переходить из рук в руки,
служа «доставлению изобилия»
тем, кто успешно вел свое
хозяйство. Столицу государства
(по Пестелю — унитарного, по
Муравьеву — федеративного)
предполагали перенести в
Нижний Новгород.
Для проведения
преобразований планировалось
установить на время диктатуру
в лице Временного
революционного правительства.
Программные документы
декабристов, чрезвычайно
интересные для характеристики
общественного движения,
носили в целом весьма
умозрительный, абстрактный
характер, основывались не столько
на знании реальных условий русской жизни,
сколько на отвлеченных теоретических
рассуждениях. Что касается методов действия,
то новые организации вернулись на путь
заговора и подготовки вооруженного
переворота. 14 декабря 1825 г., после смерти
Александра I, Северное общество, воспользовавшись
обстановкой междуцарствия, вывело на
Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге
некоторые гвардейские части, пытаясь сорвать
присягу новому царю — Николаю I. 29
декабря на Украине вспыхнуло инспирированное
Южным обществом восстание Черниговского
полка. Их участники действовали
неуверенно, и оба восстания были подавлены
Николаем I, который затем беспощадно расправился
с восставшими.
Следственный комитет,
учрежденный в Санкт-Петербурге по делу
декабристов, организовал политический
процесс, по размаху дотоле невиданный в
России. 121 человек предстал перед Верховным
уголовным судом. Пятеро руководителей
движения — поэт К. Ф. Рылеев, П. И.
Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П.
Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский — были
повешены; остальных декабристов царский суд
осудил на каторжные работы, ссылку в
Сибирь, разжаловал в солдаты. Только через
30 лет, в 1856 г., после смерти Николая I и
восшествия на престол нового царя —
Александра II, оставшиеся в живых декабристы
были помилованы и получили разрешение
вернуться в Европейскую часть России.
Первыми революционерами в России стали
представители передового дворянства,
оказавшиеся более восприимчивыми к
прогрессивным идеям, чем молодая русская
буржуазия, политически и экономически слишком
слабая и не завершившая процесс своего
формирования. В России, в отличие от стран
Западной Европы, не сложилось массовое и
мощное третье сословие, способное стать во
главе борьбы против феодальных порядков.
Налицо определенное противоречие между
дворянским составом участников
декабристского движения и буржуазным характером
их программных требований. Декабристы
положили начало революционному движению в
России, вдохновив следующее поколение
революционеров. Но подавляющее
большинство российского общества первой трети 19 в.
было не готово к восприятию их идей.
Дворянские революционеры намного опережали
свое время, они не могли получить массовую
поддержку в стране.