В догосударственный период так
называлось собрание племени, являвшееся
верховным органом самоуправления и суда, в
Древней Руси — народное собрание.
Первое упоминание веча (от глагола «веща-
ти» — говорить, разговаривать) в летописи
относится к 997 г. Во время осады Белгорода
печенегами горожане «створиши вече в городе». В Новгороде летопись впервые упоминает
вече под 1016 г. (см. Новгородская феодальная
республика). Оно было созвано «на поле»
князем Ярославом Мудрым, который обратился к
новгородцам с просьбой оказать ему
поддержку в борьбе за киевский престол. Первое
свидетельство о вече в Киеве датируется 1068 г.
«Люди киевские», собравшись на торговище,
направили своих представителей к князю с
требованием дать им оружие и коней для
сражения с пришедшими на Русскую землю
половцами (см. Печенеги и половцы). В других
городах — в Ростове, Суздале, Владимире на
Клязьме, Полоцке, Переяславле,
Смоленске — жители собирались на вече с 12 в.
Лаврентьевская летопись под 1176 г.
отмечает, что вече было явлением повсеместным:
«Новгородци бо изначала и смоляне и кыяне и
полочане и вся волости яко же на думу на веча
сходятся». На вече решались важнейшие
вопросы, связанные с жизнью отдельных земель,
княжеств. Однако ученые по-разному
оценивают роль народного собрания в жизни наших
предков. Историк В. И. Сергеевич первым
высказал мысль, что «вечевой быт был явлением,
необходимым в Древней России, а потому и
всеобщим». Развивая эту мысль, современный
исследователь И. Я. Фроянов видит в вече
верховный орган городов-государств на Руси
второй половины 11 — начала 13 в.
Новгородцы звонят в вечевой колокол
у Св. Софии на Ярославовом дворище.
Миниатюра из древнего летописца.
М. Б. Свердлов, наоборот, утверждает
эпизодичность созыва веча, притом в
экстремальных случаях, войны или восстания, и только в
крупных городах. Для него постоянное
функционирование веча и его повсеместное
распространение — иллюзия: племенные народные
собрания исчезли в 9 — 10 вв. Функции веча
были заменены властью князя как главы
государства. Свободное население было лишено
права участвовать в политическом
управлении страной. По М. Б. Свердлову, вече
функционировало лишь на Северо-Западе Руси.
Активная деятельность веча
засвидетельствована источниками в Новгородской
феодальной республике, позднее в Пскове. Здесь в
компетенции веча находились вопросы войны
и мира, договоры с другими государствами,
княжествами, выборы высших должностных
лиц (князя, посадника, тысяцкого,
архиепископа). Вечу принадлежала законодательная
власть. Именно на новгородском и псковском
вечах были приняты судные грамоты —
сборники законов. Вече здесь выступало и как
высшая судебная инстанция, выносившая
приговор по поводу должностных и
государственных преступлений: конфискация
имущества или смертная казнь. Имущество
преступника подлежало распределению между
членами новгородской общины («поток и
разграбление»). Связанного осужденного
сбрасывали с Великого моста в Волхов. В
распоряжении новгородского веча находились финансы и
земельный фонд.
Вече собиралось на специальной площади: в
Новгороде — на Ярославовом дворище, на
Торгу и у Святой Софии, в Пскове — у
Троицкой церкви. Сбор на вече проходил под звон
вечевого колокола. Другим обязательным
атрибутом веча была специальная трибуна —
вечевая степень. Руководили вечем
должностные лица. Одобрительный крик собравшихся
свидетельствовал о принятии решения.
Относительно социального состава веча
мнения историков разделились. Одни видят в
нем орган широкого народного
представительства, другие считают, что вече было
узкосословным, представляло бояр и
верхушку зажиточных граждан. Вечевой строй
просуществовал до конца 15 — начала 16 в. и
был ликвидирован с образованием единого
Русского государства. Мирские сходки при
погостах, просуществовавшие на Русском
Севере, были последним отголоском
древнерусского веча.