Былины, или старины, — русские
эпические песни-поэмы о богатырях и
народных героях, сложенные в Древней Руси
безымянными певцами-сказителями и устно
передававшиеся из поколения в поколение.
Они повествуют о событиях, связанных со
становлением и развитием Древнерусского
государства: борьбе с внешним врагом
(печенегами, половцами, монголо-татарами),
соперничестве христианства с язычеством.
Характерная черта былин —
переплетение этих реалий с домыслом сказителей,
смешение событий и действующих лиц по
хронологии.
Былины пронизаны идеей единства,
независимости и могущества Руси. Они «знают»
единственного великого киевского князя
Владимира, в период правления которого
Русь достигла расцвета и вошла в число
сильнейших государств Европы. Позднее
Киев утратил роль центра
восточнославянских земель, но былины не хотели «знать»
дробления Руси на отдельные княжества.
В них утверждалось, что нет особых
Киевской, Черниговской, Ростовской и других
земель, а есть единая Русь. Поэтому
большинство былин, даже возникших в более позднее
время, переносят своих героев в стольный
град Киев, ко двору великого князя
Владимира. Именно это время приобрело в народной
памяти эпические черты, с ним связывается
прославление исторического прошлого.
Богатырь. Картина художника М. А. Врубеля. 1898 г.
В центре былин — образы богатырей. Илья
Муромец, Добрыня Никитич, Алеша
Попович, Микула Селянинович, Дунай Иванович,
Ставр Годинович, Михайло Потык, Василий
Буслаев — таков далеко не полный перечень
героев русского эпоса. Народ воспевал их
подвиги в борьбе за свободу родной земли,
беззаветную храбрость и удаль. Герои
богатырских былин стоят на страже Киева, Русской
земли, ее независимости. Добрыня Никитич
спасает Киев от чудовища-змея, уводившего
«в полон» множество людей, Алеша Попович
освобождает стольный город от Тугаряна.
Илья Муромец расправляется с
хозяйничавшим в Киеве Идолищем поганым. Он же
одолевает Соловья-разбойника, преградившего
путь от Чернигова к Киеву. Тема защиты
Родины — не единственная в былинах. Богатырям под силу и мирные дела. Микула Селяни-
нович пашет такое поле, что по нему надо
ехать три дня, а соху Микулы не могут
поднять 30 воинов из дружины Вольги. Илья
Муромец едет в Киев непроходимыми лесами
и одновременно расчищает поле для пашни.
Иной мир раскрывается в былинах об удалом
новгородском купце Садко, Василии
Буслаеве и других. Он знакомит нас с жизнью
средневекового Новгорода с его широкими
торговыми связями (см. Новгородская
феодальная республика). Позже в былинах
появились новые герои — Ермак Тимофеевич,
Стенька Разин.
Былины — один из древнейших видов
устного народного творчества. Основные очаги их
бытования исследователи обнаружили на
Европейском севере России, в районах Заонежья, Пинеги, Мезени, Печоры, на
побережье Белого моря. В 1804 г. был издан
первый сборник былин «Древние российские
стихотворения», записанных на Урале или в
Западной Сибири Киршей Даниловым.
Величие образов, отражение особенностей
духовного склада народа, его нравственных
идеалов, патриотическое содержание былин
высоко ценили писатели, композиторы и
художники: В. Г. Белинский, А. М. Горький,
Н. А. Римский-Корсаков, В. М. Васнецов,
И. Е. Репин и другие. Изучение связей былин с
исторической действительностью легло в
основу трудов А. Н. Веселовского, Ф. И.
Буслаева, В. М. Жирмунского, Б. А. Рыбакова. В
науке сложились две школы — историческая и
мифологическая, представители которых поразному подходят к оценке былин.