Александр I (годы царствования 1801 —
1825; далее даты, стоящие после имен
царствующих особ, означают годы правления)
занял престол достаточно рано, в возрасте
23 лет. Однако, в отличие от других
российских монархов, он был подготовлен к своей
венценосной роли и имел сложившиеся
представления об управлении страной. Взгляды
Александра I отличались гуманистической
направленностью, чему способствовали его
учителя: русский священник — протоиерей
A. А. Самборский и швейцарский
просветитель Ф. Лагарп. Оба они стремились
пробудить у будущего императора чувства правды,
справедливости, сострадания к ближнему.
Первые дни царствования Александра I
ознаменовались
большими милостями:
тысячи людей,
подвергшихся гонениям при
Павле I, были возвращены
из ссылок, многие
другие восстановлены в
гражданских правах.
Ярким явлением начала
царствования
Александра I стало создание
«Негласного комитета»,
в состав которого
входили молодые друзья
императора — Н. Н.
Новосильцев, А. Чарторыйский, П. А. Строганов и
B. П. Кочубей. Комитет
не имел статуса
официального
государственного органа, но на него
возлагалась задача
составления проекта
реформ в России,
подготовки законопроектов.
Члены «Негласного
комитета» были людьми
образованными,
способными оценить свежую
мысль, высказать
полезные идеи, но
систематический труд был не
для них. Поэтому в
качестве исполнителя
общего замысла реформ был
привлечен тогда еще малоизвестный
М. М. Сперанский (1772 — 1839), который
постепенно стал ключевой фигурой при
подготовке проектов. Особенно значение
Сперанского возросло с 1807 г., когда распался
«Негласный комитет». Впоследствии из членов
комитета лишь Кочубей играл видную
государственную роль как при Александре I, так и при
Николае I. Придерживаясь либеральных
взглядов, Кочубей проявлял большую
государственную мудрость. Неуклонно проводя
либеральный курс, он мастерски мог
нейтрализовать интриги, сохраняя тем самым себя и
близких ему людей для дальнейших действий.
При тесном взаимодействии Сперанского и
Кочубея были проведены почти все реформы
первых лет царствования Александра I.
Вершиной политического творчества
Сперанского стал конституционный проект 1809 г.
под названием
«Введение к уложению
государственных законов ».
Проект предполагал
установление в России
конституционной
монархии с разделением
властей на
законодательную,
исполнительную и судебную.
Парламентский орган
впервые в русской
политической практике был
назван
Государственной думой. Высшей
законодательной палатой
объявлялся
Государственный совет. Ряд
государственных органов
сохраняли свои
прежние названия, но их
функции существенно
изменялись. В основу
выборной системы был
положен не сословный
принцип, а
имущественный ценз, т. е.
владение имуществом.
Формально проект не
затрагивал
крепостного права, но созданная
Сперанским правовая
система не оставляла
для него места. Проект
Сперанского содержал
в себе большую политическую силу, и поэтому
почти столетие он держался в секрете и в
полном виде стал известен только в начале 20 в.
Сперанскому и тем более Александру I было
ясно, что разом внедрить новую
государственную систему невозможно: слишком сильно
было влияние консервативных кругов
общества. Поэтому план стал внедряться по
частям. Началу перемен положило учреждение
министерств вместо прежних петровских
коллегий, изрядно устаревших за прошедшее
столетие. Министерства были учреждены в
1802 г., но первоначально они мало что
изменили, так как сохранился чиновничий
аппарат из коллегий. Только после появления
общего плана Сперанского в 1811 г.
министерства обрели окончательную структуру
исполнительной власти.
Следующим шагом в реализации плана
преобразований стало создание
Государственного совета,
торжественное открытие которого
состоялось 1 января 1810 г. Он был
создан как
законосовещательный орган, без мнения
которого ни один закон не мог
вступить в силу. С некоторыми
изменениями Государственный
совет просуществовал до
1917 г. В честь его столетнего
юбилея художник И. Е. Репин
написал свою знаменитую
картину «Торжественное
заседание Государственного
Совета».
Реализация принципа
разделения властей не могла не
затронуть старейший
государственный орган — Сенат.
Рядом указов Сенат освобождался от
выполнения законодательных и административных
функций. Он превращался в государственный
орган, осуществляющий публикацию законов,
надзор за законностью и судебную власть.
В результате этих преобразований Россия
сделала важный шаг в направлении
верховенства закона над властью.
Александр I.
Русский император (1801 — 1825)
прозванный Благословенным.
Портрет работы Д. И. Евреинова.
Понимая пагубность для России
крепостного права, Александр I и его советники
разработали план постепенной его ликвидации.
Первым звеном этого плана стал указ 1803 г. о
вольных хлебопашцах. Согласно указу,
помещики получали право отпускать на волю
своих крепостных и наделять их землей. По этому
указу в период царствования Александра I
было отпущено на свободу относительно
немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его главное
значение заключалось в другом: создавался
юридический прецедент. Отныне по указу
крестьяне получали право стать не только
свободными, но и собственниками земли. Не
случайно поэтому в 1861 г. в документах об
отмене крепостного права делалась ссылка на
указ о вольных хлебопашцах (см. Александр II
и реформы 60 — 70-х гг. 19 в.). В первой
четверти 19 в. были осуществлены ограничения
крепостничества: прекратились раздачи
имений сановникам, запрещалось делать
объявления о продаже крепостных без земли,
вводились принудительные меры по отношению к
помещикам, жестоко обращавшимся с
крестьянами. В Прибалтике было проведено личное
освобождение крепостных крестьян, но без
земли.
Произошли изменения и в системе
образования. В селах начали открываться
приходские школы, в уездах — уездные училища, в
губерниях — гимназии. В
Санкт-Петербурге, Харькове, Казани и Варшаве были
основаны университеты. В 1810 г. в Царском Селе
был основан знаменитый лицей, учеником
которого был А. С. Пушкин.
Менее заметна деятельность
правительства по совершенствованию местного
управления. Россия очень страдала от произвола
губернской и уездной администрации. С
участием того же Сперанского были проведены
ревизии ряда губерний и создана новая
система местного управления Сибири. Правительство стало настойчиво вводить
имперское законодательство на национальных
окраинах, что нередко приводило к вспышкам
протеста и даже вооруженной борьбе, как,
например, на Кавказе.
В особом положении находились Польша и
Финляндия, получившие при Александре I
конституции, хотя и с очень ограниченными
правами. Эти конституции создавали
парадоксальную ситуацию: российский
самодержец становился в Польше и Финляндии
конституционным монархом. В политическом
отношении провозглашение конституций
имело большое значение. Они порождали в
обществе конституционные иллюзии,
которыми Александр I умело пользовался.
Вслед за польской конституцией 1815 г.
Александр I сделал публичное заявление о
введении российской конституции
«наподобие польской». В 1818 г. близкий к
Александру I H. Н. Новосильцев, служивший в это
время в Польше, получил указание составить
проект российской конституции. Опираясь на
политические сочинения Сперанского,
конституцию Царства Польского и другие
европейские конституционные акты, в
канцелярии Новосильцева составили
конституционный проект под названием
«Государственная уставная грамота русскому народу».
В нем развивались принципы политической
свободы, народного представительства и
правопорядка. Особенностью проекта
Новосильцева было стремление ввести
политические свободы на местах, не затрагивая
самодержавия. В этом он сильно уступал
«Введению к уложению...» Сперанского,
пытаясь совместить несовместимое. Несмотря
на крайне умеренный либерализм
«Государственной уставной грамоты...», от
российской общественности она скрывалась. Только
случай позволил извлечь ее на свет. В 1830 г.
вспыхнуло восстание в Польше, и в руках
повстанцев оказались имперские документы, в
том числе и «Государственная уставная
грамота...». В результате она была опубликована
повстанцами как акция политического
сочувствия русскому народу.
Наиболее известна деятельность
Александра I как вершителя судеб Европы. После
победы русского народа в Отечественной
войне 1812 г. и заграничных походов русской
армии значение России и лично Александра I
в европейской политике сильно возросло. Во
время Венского конгресса 1815 г. по
инициативе русского императора был создан
Священный союз монархов Европы. Даже в
глазах современников эта акция
воспринималась как реакционная, направленная на
подавление народных движений.
Последние годы царствования
Александра I сильно отличались от первого
десятилетия его правления.
Прежний план реформ к
началу 20-х гг. оказался забыт. К числу
нововведений могут быть отнесены действия
A. А. Аракчеева по созданию особого
военного сословия и военных поселений. Однако эти
преобразования носили явно феодальный
характер и никак не укладывались в систему
просвещенной монархии (см. Аракчеевщина).
Сам Александр I сильно изменился. Он
тяготился своим положением монарха,
отказался от развлечений, много путешествовал
по России. В Санкт-Петербурге и во время
поездок он вел продолжительные беседы с
духовенством, очень интересовался жизнью
затворников, встречался даже со
знаменитым отшельником Серафимом Саровским.
Неожиданная кончина Александра I в
Таганроге породила тяжелый династический
кризис, ускорив выступление декабристов.