Сфрагистика, или сигиллография (от греч.
sphragis, лат. sigillum — «печать»), —
вспомогательная историческая
дисциплина, изучающая печати. Раньше их формы
(матрицы) изготавливались из твердого
материала — камня, металла, кости, а в новое
время — из резины.
Изучение печатей началось в
средневековой Европе вместе с исследованием
документа. Тогда же сложилось и представление о
печати как об особом знаке, который
удостоверяет юридическую силу документа,
указывает на его происхождение и подтверждает подлинность. С конца 17 в. публикуются
альбомы и атласы печатей, они становятся
самостоятельным источником по истории
культуры и быта. В 19 в. создаются научные
системы классификаций печатей, выходят
обобщающие труды по сфрагистике. В
России в 1855 г. был опубликован труд А. Б. Лакиера «Русская геральдика», в котором
большая глава посвящена истории отечественных
печатей.
Красновосковые
печати Ивана III и его
сына Василия III,
привешенные к
грамоте 1504 г.
Развитию русской сфрагистики
способствовали археологические раскопки второй
половины 19 в. На территории Городища под
Новгородом, где находилась резиденция
князей, был обнаружен архив. В земле остались
сотни печатей от документов, хранившихся в
нем. Эти печати — круглые свинцовые
предметы, преимущественно с церковными
изображениями, получили название «буллы»
(«шарики»). В настоящее время их
насчитывают более двух тысяч. Лишь около 200
скрепляют документы. Остальные не
связаны с определенным письменным
памятником. Способ их исследования — датировку
по изображениям и надписи, соотнесение
затем с конкретным лицом или институтом
власти — предложил в начале нашего века
академик Н. П. Лихачев. Развил, обосновал и
применил в своих трудах этот способ
академик В. Л. Янин, который изложил
результаты многолетней работы в двухтомном
издании «Актовые печати Древней Руси X —
XV вв.».
Для Руси начиная с 10 в. на протяжении
почти пяти столетий характерно
использование вислой металлической печати по
образцу Византии, с которой Русь
поддерживала тесные культурные и духовные
контакты. В 14 — 15 вв. металлические
буллы вытесняются прикладными и вислыми
восковыми печатями. Это связано как с
дешевизной воска по сравнению с металлом, так и
с заменой в делопроизводстве пергамента на
бумагу, а она не выдерживала вес
металлической печати. Постепенно меняется и
характер изображений на печатях: церковные
изображения уступают место светским
символам. Подобные печати широко
использовались великими и удельными князьями, а так-
же духовными и светскими должностными
лицами.
Серебряная позолоченная булла великого князя
Дмитрия Ивановича Донского (лицевая и оборотная
стороны). Булла — металлическая печать, скрепляющая
документ.
Развитие Русского государства влекло за
собой создание разветвленного аппарата,
увеличение количества документов,
заверяемых печатью. В 17 в. печатями
пользовались многочисленные центральные и
местные учреждения, частные лица, тогда же
возник специальный Печатный приказ, где
за приложение печати к документу брали
пошлину. Много печатей появилось в
петровское время. Различные символические
изображения на печатях учреждений и
ведомств все чаще стали уступать место
двуглавому орлу — гербу Российской империи.
Печать Сибирской губернии. 1710 г.
Местные символы — гербы помещались на
городских печатях, которые по повелению
императрицы Екатерины II учреждались в
каждом городе (см. Гербы городские). В
середине 19 в. при императоре Александре II
вводятся Большая, Средняя и Малая
государственные печати в соответствии с
аналогичными гербами.
Средневековые восковые печати-оттиски в
большинстве случаев плохо сохранились и с
трудом поддаются изучению. Альбом снимков
некоторых восковых печатей был
опубликован в 19 в. Их изображения помещены также в
книге Н. А. Соболевой «Русские