Старообрядчеством (староверием)
называют религиозное движение,
выделившееся из лона русской православной церкви
в середине 17 в.
К этому времени наличие «нестроений» в
православной церкви было осознано рядом
деятелей русской церкви. Эти «нестроения»
выражались, прежде всего, в росте
безразличия к вопросам веры в среде горожан и
крестьян. Причину этому ревнители
православия видели в упадке нравственности
духовенства, в небрежном исполнении им
церковных обрядов, отсутствии
проповеднической деятельности. Сторонники
укрепления православия в Москве объединились в
кружок «ревнителей благочестия», куда
входили как столичные церковные деятели
(духовник царя Алексея Михайловича Стефан
Вонифатьев, дьякон Благовещенского собора
Кремля Федор Иванов), так и
провинциальные (священники Иван Неронов, Даниил,
Лазарь и другие). Были здесь и светские
лица — сам царь, его любимец постельничий
боярин А. М. Ртищев. В деятельности
кружка принимали участие будущий патриарх
Никон и знаменитый раскольник протопоп
Аввакум. Члены кружка полагали, что
возрождение религиозности возможно только на
основе возрождения традиций; разногласие
возникло в определении той традиции, на
которую следует опираться церкви в движении
за возрождение. Никон и царь Алексей
Михайлович считали, что следует опираться на
традицию греческой церкви, Аввакум и его
сторонники настаивали на преемственности
древнерусской церковной традиции.
Боярыня Морозова. Картина художника В. И. Сурикова. 1887.
Боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова — верная
последовательница протопопа Аввакума. Несмотря на
угрозы и пытки, осталась верной расколу и «древнему
благочестию», о чем говорит на картине ее поднятая
рука, призывающая креститься двумя перстами.
Арестована в 1671 г., умерла в заточении в Боровске.
В
позиции ставшего в 1652 г. патриархом Никона и
царя был и политический расчет: они
стремились облегчить союз с церковью
православному населению Украины, которая
присоединялась в это время к России и где за
время раздельного существования
митрополий накопились различия в церковных
обрядах (см. Воссоединение Украины с Россией).
Кроме того, им хотелось опереться и на
авторитет греческого православия, к тому
времени также несколько изменившего практику
совершения церковных обрядов.
С целью исправления «нестроений»
патриарх Никон предписывает исправление
русского текста Священного писания, причем
объявляются истинными древнейшие,
«харатейные», т. е. пергаментные, рукописи, но
реальная правка шла с учетом новогреческих
текстов. Вводится «троеперстие» вместо
бытовавшего на Руси двуперстного крестного
знамения и ряд других изменений. Принятое
с эпохи Древней Руси написание имени
Христа «Исус» заменяется в текстах на «Иисус».
Эти нововведения вызвали протест у
сторонников русского «древлего благочестия», но
патриарх Никон, заручившись поддержкой
церковного собора 1654 г., вводил новшества
решительно и круто, объявлял всех
противников еретиками, а их представления не
только заблуждениями, но и ложью.
Противники обновления сами именовали себя
староверами, а оппоненты называли их
раскольниками. В движении за староверие знать
принимала малое участие. Боярыня
Морозова и ее сестра княгиня Урусова, верные
ученицы протопопа Аввакума, поплатившиеся
за свою верность «старой вере» и учителю
жизнью, составляли скорее исключение из
правил. На первоначальном этапе — в
середине 17 в. — основными участниками
движения были городские слои (сначала верхушка,
а потом и бедный люд), к концу 17 в. среди
старообрядцев появляется все больше крестьян. В приверженности древней русской
традиции крестьяне видели кроме
собственно религиозной верности еще и преданность
традициям свободного крестьянства
предшествующей эпохи, отвечая таким образом на
усилившиеся крепостнические тенденции,
проявившиеся в Уложении 1649 г. В
старообрядчестве выразился социальный протест
против угнетения властей. Раскольники
участвовали в движении Степана Разина, в
восстании в Соловецком монастыре (1668 —
1676). К движению примыкала и та часть
православного населения России, которая
была против иноземных обычаев, очень
активно распространявшихся в 17 в.
Раскольники, стремившиеся сохранить чистоту
своего понимания православия, объединялись в
общины, избегали контакта с
представителями официальной церкви, создавали в
отдельных местах свои поселения. В государстве
они видели наступление царства Антихриста
и отррщали возможность общения с ним,
отваживаясь на самосожжение. Случаи
коллективного самосожжения зафиксированы в
конце 17 — начале 18 в.
Окончательный раскол произошел на
церковных соборах 1666 — 1667 гг., где
присутствовали не только русские иерархи,
но и патриархи Антиохийский и
Александрийский. Протопоп Аввакум, Иван
Неронов и другие деятели старообрядчества
были осуждены как еретики и отлучены от
церкви. Староверы с таким решением не
согласились и отступаться от своих взглядов
отказались. Особый накал страстей
придавало собору и низложение Никона, но связано
оно было не с его реформой, а с
взаимоотношениями патриарха с царем — Алексеем
Михайловичем.
Патриарх Никон, бывший в
течение ряда лет ближайшим советником
царя, его «собинным другом», переоценил
свое значение, активно вмешиваясь в
государственные дела. Постепенно он утрачивал
влияние на царя, попытался вернуть его в
1658 г., демонстративно уйдя с патриаршего
престола. Это, однако, не привело к их
примирению, но послужило главным пунктом
обвинения Никона. Низложенного патриарха
сослали в монастырь после собора,
отправили в ссылку и его оппонентов —
раскольников. Длительное заточение для многих из
них закончилось гибелью, а вождь
старообрядцев протопоп Аввакум, описавший свои
страдания в «Житии», был сожжен в Пусто-
зерске в 1682 г. После соборного осуждения
борьбой со старообрядцами занялось
правительство с помощью специальных
карательных отрядов.
Часть старообрядцев, отказываясь
участвовать в церковных обрядах, совершаемых
священниками-«никонианами», стали
«беспоповцами» (центр в Москве — Преображенское кладбище) другие создали свою
иерархию со священниками и епископами
(в Москве — Рогожское кладбище, в
настоящее время — Русская старообрядческая
церковь во главе с архиепископом
Московским и всея Руси). В старообрядчестве
возникли мелкие многочисленные
ответвления — «толки».
Карательная политика по отношению к
старообрядчеству, распространившемуся в
значительных массах населения, в 18 в.
сменилась более прагматичной: Петр I в 1716 г.
обложил раскольников двойной податью. Эту
позицию по отношению к раскольникам
сохранили как Петр III, в январе 1862 г.
разрешивший вернуться из-за границы бежавшим
старообрядцам, так и Екатерина II,
объявившая в 1782 г. о введении начал
веротерпимости в России при сохранении
первенствующего и господствующего положения
православной церкви.
Преследования старообрядцев
продолжались и позднее; в 19 в., при Николае I, были
разгромлены монастыри старообрядцев в
Саратовской губернии. Строгий
религиозно-аскетический быт и воспитание способствовали
тому, что из старообрядческих семей вышли
ряд крупных, преданных своему делу
предпринимателей, основателей известных
династий — Морозовых, Рябушинских, Солдатенковых; у их потомков европейское образование
и воспитание сочетались со староверческой
твердостью и последовательностью.
Особая заслуга принадлежит
старообрядцам в рагвитии русской культуры, точнее —
в сохранении ее сокровищ. В годы гонений
они приложили много усилий для
сбережения древнерусских рукописей, которые
господствующая церковь считала
«раскольничьими», а потому уничтожала. Ежегодные
археографические экспедиции в Сибири и на
Севере России до сих пор находят среди
старообрядческих книг тексты,
представляющие большой интерес для исследователей
письменной и музыкальной культуры
средневековой Руси.