Предшественницей СССР была РСФСР,
созданная после Октябрьской
революции 1917 г. на части территории бывшей
Российской империи. Большевики предложили
народам идею равенства и братства в рамках
союзного — федеративного — государства.
Идея эта разоружила национальные
движения на окраинах бывшей Российской империи,
позволила остановить интенсивный процесс
ее распада, гарантировала политическую и
экономическую самостоятельность народам,
ее населяющим. Огромную роль в реализации
этой идеи сыграла Красная Армия. Между
РСФСР и рядом вновь созданных
социалистических республик — Украиной, Белоруссией
и др. — были заключены двухсторонние и
многосторонние соглашения по военным,
хозяйственным и внешнеполитическим
вопросам.
Осенью 1922 г. при обсуждении вопроса о
политическом союзе республик в руководстве
возникли разногласия по поводу устройства
будущего государства. И. В. Сталин считал,
что республики должны войти в состав
РСФСР в качестве ее автономных единиц,
т. е. на условиях полного отказа от суверенных
прав. План «автономизации» В. И. Ленин
подверг резкой критике. Будучи сторонником
унитарного — единого — государства (им
легче управлять), Ленин считал необходимым
хотя бы на время иметь в будущем
государстве федеративную организацию связей
центра и территорий, предполагающую
значительную самостоятельность последних.
Тогда, в 1922 г., ему удалось убедить в этом
своих соратников. Пытаясь с помощью
федерации решить чрезвычайно больной для
России национальный вопрос, урегулировать
межнациональные отношения, руководство
партии и государства избрало для ее
построения национальный принцип, чем заложило
мину замедленного действия под само
государство, поскольку такая его форма в
значительной степени способствует разделению
народов по всевозможным, иногда и
надуманным, признакам. Практически с самого
начала существования СССР в его устройстве
преобладали унитарные начала, республики
постепенно утрачивали закрепленные за
ними права, что объяснялось, как правило,
политическими мотивами: внешней угрозой,
обострением классовой борьбы внутри страны
и т. п. К концу 30-х гг. СССР представлял
собой унитарное государство с «элементами»
федерализма.
Договор об образовании СССР 27 декабря
1922 г. был подписан РСФСР, Украиной,
Белоруссией и только что созданной
Закавказской Федерацией (предложение Грузии о
раздельном вступлении в СССР
Закавказских республик не было принято). 30 декабря
1922 г. в Большом театре в Москве
собрался I Съезд Советов СССР, утвердивший
Декларацию об образовании СССР и Договор об
образовании СССР. В декларации
отмечалось, что СССР — добровольное
объединение равноправных народов, доступ в которое
открыт всем советским социалистическим
республикам, как существующим, так и
могущим возникнуть в будущем. За каждой
республикой формально сохранялось право
выхода из состава СССР, но механизм
выхода не был выработан. В договоре
определялись основы объединения республик. В
отличие от компетенции республик компетенция
СССР была определена весьма подробно —
она насчитывала 22 пункта.
Провозглашалось верховенство федеральных законов,
регламентировался порядок создания
федеральных органов, оговаривались способы
опротестования их решений и т. п.
Утверждение, изменение и дополнение союзного
договора подлежали исключительно ведению
Съезда Советов СССР. На II Съезде Советов
в январе 1924 г. была принята Конституция
СССР.
СССР складывался постепенно. 27 октября
1924 г. на территории Туркестанской АССР,
входящей в РСФСР, были образованы две
союзные республики — Узбекская и
Туркменская. 5 декабря 1929 г. Таджикская АССР,
входившая в состав Узбекской ССР, была
преобразована в союзную республику. 5
декабря 1936 г. была упразднена Закавказская
Федерация и три республики — Грузия,
Армения и Азербайджан — вошли в состав
СССР непосредственно. Казахская и
Киргизская АССР, входившие до этого в РСФСР,
стали союзными республиками. Таким
образом, Конституция СССР 1936 г. закрепила в
составе СССР уже 11 союзных республик.
Дальнейшее увеличение числа союзных
республик было связано с
советско-финляндской, второй мировой и Великой
Отечественной войнами. После войны с Финляндией часть ее территории перешла к
СССР, была присоединена к Карельской
АССР, являвшейся частью РСФСР, в
результате чего 31 марта 1940 г. была создана
Карело-Финская ССР. Почти год спустя после
начала второй мировой войны и присоединения к
СССР Западной Украины и Западной
Белоруссии, входивших прежде в Российскую
империю и утраченных в результате
советско-польской войны и договора 1921 г.,
Бессарабии, бывшей с 1918 г. частью Румынии, 2
августа 1940 г. была создана Молдавская ССР.
До этого Молдавская АССР была частью
Украинской ССР. После вступления советских
войск на территорию Прибалтийских
республик и организации там «социалистических
революций» в СССР вошли Эстонская ССР
(21 июля 1940 г.), Литовская ССР (3 августа
1940 г.) и Латвийская ССР (5 августа 1940 г.).
Герб СССР — государственный символ первой в мире
страны социализма.
Теперь их стало 16. Незначительное
увеличение территории СССР в последующие годы к
созданию новых союзных республик не
привело. Более того, 16 июня 1956 г.
Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую
АССР в составе РСФСР.
Число автономных республик, являвшихся
частью союзных, с течением времени также
менялось.
Государственный аппарат СССР
определялся главным образом конституциями,
которых за все годы его существования было
три: 1924, 1936, 1977 гг.
По Конституции 1924 г. высшими органами
власти в стране являлись Съезд Советов
СССР, созывавшийся до 1927 г. раз в год, а
затем раз в два года, и двухпалатный
Центральный исполнительный комитет (ЦИК) как
постоянно действующий орган между созывами
съездов. Между сессиями ЦИКа действовал
его президиум. Съезд формировался на основе
многоступенчатых, неравных (для городских и
сельских избирателей) выборов путем
открытого голосования, в основном по
производственному принципу. Сохранялись ограничения
для семи категорий населения.
Избирательных прав лишались частные торговцы, лица,
живущие на нетрудовые доходы, монахи и
служители культа, бывшие служащие
полиции, жандармерии, охранных отделений и др.
Правительство — Совет народных комиссаров
СССР — состояло из народных комиссаров,
число которых постепенно увеличивалось, и
руководителей некоторых других ведомств.
Общефедеральными органами управления
были в основном народные комиссариаты.
Судебную систему возглавлял Верховный суд
СССР, имущественные споры разрешались
арбитражными судами, надзор за законностью
осуществлялся органами прокуратуры.
Система органов власти в союзных республиках была аналогична федеральной. Они
действовали в соответствии с Конституцией
СССР и конституциями своих республик.
На местах существовали Советы и их
исполнительные комитеты. Ко времени создания
СССР они утратили даже элементы
самоуправления, наметилось сращивание аппарата
исполнительной власти с партийным
аппаратом, ставшее затем реальностью. Исполкомы
отодвинули Советы на второй план и
действовали, как и весь государственный аппарат
СССР, под непосредственным руководством и
контролем партийных органов. Советская
система пережила СССР и прекратила свое
существование в конце 1993 г.
Конституция СССР 1936 г. заменила
съезды Советов СССР и республик верховными
советами (в СССР Верховный Совет был
двухпалатным, состоявшим из Совета Союза
и Совета Национальностей), между сессиями
которых действовали их президиумы, внесла
изменения в избирательную систему.
В марте 1946 г. наркоматы были
переименованы в министерства и правительство
стало называться Советом Министров СССР.
В 1957 — 1965 гг. вместо промышленных и
строительных министерств СССР в
административно-территориальных районах были созданы Советы народного хозяйства. В 1965 г.
основным звеном управления вновь
становятся министерства, территориальная система
управления заменяется отраслевой.
Конституция СССР 1977 г. изменений в
систему государственных органов не внесла.
В связи с принятием законов «Об
изменениях и дополнениях Конституции (Основного
Закона) СССР», «О выборах народных депутатов
СССР» (оба от 1 декабря 1988 г.), «Об
учреждении поста Президента СССР и внесении
изменений и дополнений в Конституцию (Основной
Закон) СССР» (14 марта 1990 г.) в СССР
установилась следующая структура органов
государственной власти: Съезд народных
депутатов СССР, Верховный Совет СССР, Президент
СССР, Совет Федерации, Правительство (с
марта 1991 г. — Кабинет министров), Комитет
конституционного надзора.
5 сентября 1991 г. V Съезд народных
депутатов СССР принял законы, определяющие
систему органов власти и управления в
переходный период. В соответствии с ними высшим
органом представительной власти в стране
вновь становится двухпалатный Верховный
Совет. На межреспубликанской основе
создавались Государственный Совет и
Межреспубликанский экономический комитет.
В разное время в СССР существовали
чрезвычайные органы. Их деятельность носила
общефедеральный (например, Государственный
комитет обороны в 1941 — 1945 гг.) и
региональный (например, Комитет особого
управления Нагорно-Карабахской автономной
области, 1989 г.) характер.
По территории, унаследованной в
основном от Российской империи (22,4 млн. кв. км),
СССР являлся крупнейшим государством
мира, занимавшим одну шестую часть
обитаемой суши. По численности населения СССР
уступал лишь Китаю и Индии. На начало
1989 г. в СССР проживало 287,6 млн. человек,
свыше ста больших и малых народов,
различных по языку, культуре, особенностям
быта, тесно связанных общностью
исторических судеб. Около половины населения
составляли русские.
СССР являлся страной с богатым
экономическим потенциалом, занимая ведущее место
в мире по разведанным запасам угля,
природного газа, других полезных ископаемых,
страной богатейших культурных и иных традиций.
Однако возможности его не были полностью
реализованы. Свертывание новой
экономической политики, ликвидация даже элементов
рыночных отношений как в городе, так и в
деревне, варварские методы проведения
индустриализации и коллективизации,
спровоцированный политикой партии голод начала
30-х гг., массовые политические репрессии,
стремление к военному паритету с наиболее
развитыми государствами, Великая
Отечественная война 1941 — 1945 гг., «холодная
война» в течение многих лет,
антидемократический однопартийный режим, характерный
практически для всех лет существования
СССР, и многое другое способствовали
сползанию страны к кризису в экономике. Хотя за
почти семьдесят лет она неузнаваемо
изменилась, превратившись в крупную
индустриальную державу с мощным
военно-промышленным комплексом, с огромным и богатым
интеллектуальным, научным потенциалом,
стала страной, обеспечившей всему
населению социальную защищенность, бесплатное
образование и медицинскую помощь,
стабильные на протяжении десятилетий цены на
основные продукты питания, небольшую плату
за жилье, известную уверенность в будущем.
Цена всего этого оказалась очень высокой:
из страны крестьянской она превратилась в
страну без крестьянства, огромный урон был
нанесен природным ресурсам.
В конце 80-х гг. экономический кризис
дополнился политическим, ослабла стержневая
роль КПСС, Прибалтийские республики
потребовали выхода из состава СССР, другие
объявили о своем суверенитете. Руководство
страны ответило на это экономической
блокадой одних республик, вводом войск в столицы
других. В марте 1991 г. большинство
населения страны на референдуме высказалось в
пользу обновленного союза республик (в том
числе 71% граждан РСФСР, участвовавших в
нем). Но усилия М. С. Горбачева — первого и
последнего президента СССР — подписать
новый союзный договор, расширяющий права
республик, не увенчались успехом. Попытка
государственного переворота в августе 1991 г.
только ускорила процесс распада СССР. 8
декабря 1991 г. главы республик Российской
Федерации, Украины и Беларуси подписали
соглашение о ликвидации СССР и создании
Содружества Независимых Государств. 25
декабря М. С. Горбачев сложил президентские
полномочия. СССР прекратил свое
существование, его правопреемницей на
международной арене стала Российская Федерация.