Под самозванством историки прежде
всего понимают присвоение кем-либо имени
представителя царствующей династии, хотя
в обыденном значении слова самозванцами,
конечно, могут быть лица из самых
различных социальных слоев и групп. Имена
царственных особ принимали и политические
авантюристы, и вожди народных движений,
однако в России самозванство обретало силу
в первую очередь как выражение
недовольства социальных низов существующим
порядком вещей в целом и общественными
отношениями в особенности.
Самозванцы появились в России с начала
17 в., в Смутное время, когда социальная
напряженность в стране резко обострилась из-
за пресечения великокняжеской и царской
династии Рюриковичей и закрепощения
крестьян. Первым и самым известным
самозванцем в нашей истории стал человек, которого
большинство исследователей отождествляют
с беглым монахом Григорием Отрепьевым.
Сын мелкого дворянина из Галича Богдана
Отрепьева Юрий постригся в монахи под
именем Григория, но бежал в Польшу, где
вновь стал мирянином, отсюда еще одно его
прозвище — Расстрига. В 1603 г. он объявил
себя спасшимся от гибели в 1591 г. сыном
Ивана Грозного — царевичем Дмитрием.
При поддержке влиятельных кругов Речи
Посполитой Лжедмитрий с
польско-казацким войском в октябре 1604 г. вторгся в
Россию через Черниговщину и Брянщину. Война
шла с переменным успехом, пока в апреле
1605 г. не умер Борис Годунов. Часть
московского боярства и русской армии перешла на
сторону Лжедмитрия с целью использовать
его как орудие в борьбе против Годуновых.
Став царем, самозванец своими симпатиями
к полякам и открытыми нарушениями
русских обычаев и общепринятых норм
поведения вызвал недовольство москвичей. В мае
1606 г., вскоре после свадьбы с Мариной
Мнишек, дочерью сандомирского воеводы,
Лжедмитрий был убит в Москве во время
антипольского восстания, инспирированного
боярскими кругами во главе с В. И. Шуйским.
Весной 1606 г. среди терских казаков
появился новый самозванец — Илья Горчаков,
принявший имя сына царя Федора
Ивановича — Петра, в реальности не
существовавшего. Происходил этот «царевич» из посадских
людей Мурома, был «гулящим» и «работным»
человеком, а прежде чем стать терским
казаком, побывал в холопах. Он не признал смерти
своего мнимого «дяди» и воевал за «царя
Дмитрия». В 1607 г. Лжепетр был вместе с
Болотниковым осажден в Туле армией Василия
Шуйского и после сдачи города повешен.
Летом 1607 г. в Старо дубе объявился
человек, выдававший себя за «царя Дмитрия»,
якобы избежавшего смерти в Москве. Вокруг
него вновь собрались польские и казачьи
отряды, а с подмогой из Астрахани прибыли и
новые самозванцы, называвшие себя
царевичами Августом, Лаврентием (Лавром) и
Осиновиком. Однако Лжедмитрий II не потерпел
конкуренции и казнил «родственников».
В это же время среди казаков появлялись и
другие «царевичи»: Клементий, Савелий,
Ерошка, Гаврилка, Мартынка... В период
Смуты такого рода авантюристы вообще
исчислялись десятками.
В мае 1608 г. Лжедмитрий II разбил войска
Шуйского и летом осадил Москву, устроив
лагерь в Тушино (отсюда его прозвище —
Тушинский вор). Ему подчинилась значительная
часть страны, но бесчинства тушинцев вскоре
вызвали народные восстания, а открытая
интервенция Речи Посполитой лишила
Лжедмитрия II прежней поддержки поляков.
В марте 1610 г. он отступил к Калуге, где в
конце года был убит своей татарской охраной.
В марте 1611 г. в Ивангороде появился якобы в
третий раз спасшийся «царь Дмитрий» —
дьякон Исидор (Сидорка), или Матюшка
Веревкин, укрепившийся затем в Пскове. Весной
1613 г. Лжедмитрия III на короткий срок
признали царем остатки Первого ополчения.
Вскоре, однако, самозванство «псковского
вора» было раскрыто, он бежал и затем
бесследно исчез в Москве в польском плену.
Последний представитель самозваной
династии — малолетний сын Марины Мнишек
Иван после разгрома атамана Заруцкого был в
июне 1614 г. захвачен вместе с матерью и
повешен. Его имя, однако, в дальнейшем тоже
стало использоваться самозванцами.
Пугачев в клетке, выставленный на показ народу.
Спасшимся царевичем Иваном
Дмитриевичем именовался в Польше шляхтич Ян
Луба (Лжеивашка I), выданный после долгих
переговоров в 1645 г., сознавшийся в
самозванстве и помилованный. В Стамбуле за
того же Ивана Дмитриевича выдавал себя в
1646 г. украинский казак из-под Полтавы
Иван Вергуненок (Лжеивашка II). Но и
позднее самозванцы еще не раз появлялись в
соседних государствах. Вологжанин
Тимофей Анкудинов, назвавшийся сыном, а затем
внуком Василия Шуйского Симеоном (Лжесимеон I),
искал поддержки в Турции,
Швеции, у Богдана Хмельницкого, в конце концов
был выдан Голштинией и в декабре 1653 г.
четвертован в Москве. Такая же участь
постигла в сентябре 1674 г. некоего
Воробьева — выходца из Варшавы, объявившего
себя в Запорожской Сечи сыном царя
Алексея Михайловича Симеоном (Лжесимеон II) и
отправленного казаками в Москву.
По-прежнему не обходились без
самозванцев народные движения. Так, разинского
атамана Максима Осипова называли
царевичем Алексеем, сыном царя Алексея
Михайловича. В начале 18 в. среди самозванцев
стало популярным имя царевича Алексея
Петровича, сына Петра I. В 1725 г. им
объявляли себя солдаты Евстифей Артемьев в
Астрахани и Александр Семиков на Украине.
В 1732 г. нищий Тимофей Труженик под
именем царевича Алексея Петровича и беглый
солдат Ларион Стародубцев под именем
царевича Петра Петровича организовали
выступления крестьян под Тамбовом и
Самарой. Под Черниговом царевичем Алексеем
Петровичем назвал себя в 1738 г. работный
человек Иван Миницкий.
Имя императора Петра III, свергнутого
Екатериной II в 1762 г., стало удобным для
новых самозванцев. Сразу несколько Лже-
петров объявилось в 1764 — 1765 гг.: беглые
солдаты Гаврила Кремнев в Воронежской
губернии и Петр Чернышев в Изюмской
провинции, армянин Антонон Асланбеков и
украинец Николай Колченко. В марте — июне
1772 г. на Волге, в районе Царицына,
«возмущал» народ еще один «Петр III» — беглый
крепостной крестьянин Федот Богомолов. Не
обходилось и без курьезов. В 1767 — 1773 гг.
Черногорией под именем русского царя
Петра III правил Степан Малый, которого из-за
войны с Турцией российское правительство
неофициально даже поддерживало. Но в
самой России искра самозванства вызвала
взрыв долго копившегося недовольства.
Донской казак Емельян Пугачев «открылся» в
1772 г., что он является императором Петром
Федоровичем. Арестованный, но бежавший
из казанской тюрьмы, Пугачев под именем
Петра III возглавил крестьянскую войну
1773 — 1775 гг. На завершающем ее этапе
среди повстанцев появился еще один
«Петр III» — крестьянин Евстафьев, отряд
которого занял города Инсар и Троицк.
Благодаря художественной литературе
широко известна история «княжны
Таракановой» — авантюристки, выдававшей себя во
Франции и Италии за дочь императрицы
Елизаветы — Елизавету Алексеевну.
«Княжна Тараканова» намеревалась при поддержке
«брата Петра III», т. е. Пугачева, заполучить
российский престол, но в конце 1774 г. была
заманена в Ливорно на русский корабль,
арестована и доставлена в Петербург, где
умерла от чахотки в декабре 1775 г.
(Настоящая дочь императрицы Елизаветы и А. Г.
Разумовского, постриженная в монахини,
скончалась в 1810 г.)
Еще одним представителем правящей
династии, с именем которого в народе связывались
надежды на «волю», был брат императора
Николая I великий князь Константин Павлович.
После его смерти в 1831 г. самозваный
«царский брат» появился в Тамбовской губернии.
За Константина Павловича выдавал себя и
последний в истории России сколько-нибудь
значимый политический самозванец,
объявившийся в 1842 г. среди уральских казаков.
Как историческое явление самозванство
могло существовать лишь при определенных
условиях и в определенное время. Помимо
наличия в стране острого политического и
духовного кризиса, подрывающего
традиционные устои и морально-этические нормы,
главной предпосылкой появления
самозванцев было общество, сверху донизу
пронизанное монархической идеей, не подвергающее
сомнению законность прав на высшую власть
в государстве (царский трон) в силу лишь
одного факта рождения. С безвозвратным
уходом этого времени, с повышением уровня
грамотности, информированности и общей
культуры населения не могло не отойти в
небытие и самозванство.