Праславяне выделились из
индоевропейской группы к середине 1 тысячелетия
до н. э. Под именем «венеды» они впервые
стали известны античным авторам 1 — 2 вв.
н. э. — Корнелию Тациту, Плинию
Старшему, Птолемею, которые размещали их между
германцами и угро-финнами.
Название «славяне» появляется в
источниках в 6 в. н. э. В это время славянский этнос
активно включается в процесс Великого
переселения народов — крупного
миграционного движения, охватившего Европейский
континент в середине 1 тысячелетия н. э. и
почти полностью перекроившего его
этническую и политическую карту. Расселение
славян на обширных пространствах
Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы
стало главным содержанием поздней фазы
Великого переселения народов (6 — 8 вв.).
Одна из группировок славян, расселившаяся
в лесостепных областях Восточной Европы,
именовалась антами (слово иранского либо
тюркского происхождения). Вокруг вопроса,
какую территорию занимали славяне до 6 в.,
продолжают идти дискуссии. Наиболее
вероятно, что они занимали в первой половине
1 тысячелетия н. э. земли от верхней и
средней Вислы до среднего Днепра. Расселение
славян происходило по трем основным
направлениям: 1) на юг, на Балканский
полуостров; 2) на запад, в Среднее Подунавье и
регион между Одером и Эльбой; 3) на восток
и север по Восточно-Европейской равнине.
Соответственно в результате расселения
сформировались три существующие доныне
ветви славянства: южные, западные и
восточные славяне. Восточные славяне к 8 —
9 вв. достигли на севере Невы и Ладожского
озера, на востоке — средней Оки и верхнего
Дона, ассимилировав постепенно часть местного
балтийского, финно-угорского,
ираноязычного населения. Расселение у славян
совпало с распадом родо-племенного строя.
В результате дробления и смешивания
племен складывались новые общности, которые
носили уже не кровнородственный, а
территориально-политический характер. Их
названия чаще всего образовывались от
местности обитания: особенностей ландшафта
(например, «поляне» — «живущие в поле»,
«древляне» — «живущие в лесах»), или
названия реки (например, «бужане» — от
р. Буг). Структура этих общностей была дву-
ступенчатой: несколько небольших
образований («племенных княжеств») составляли,
как правило, более крупные («союзы
племенных княжеств»).
У восточных славян к 8 — 9 вв. сложилось
12 союзов племенных княжеств. В Среднем
Поднепровье (район от низовьев р. Припяти и
Десны до р. Роси) обитали поляне, к
северо-западу от них, южнее Припяти, — древляне,
западнее древлян до Западного Буга — бужане
(позже именовавшиеся волынянами), в
верховьях Днестра и Прикарпатье — хорваты
(часть крупного племени, распавшегося в ходе
расселения на несколько частей), ниже по
Днестру — тиверцы, а в Поднепровье южнее
полян — уличи. На днепровском
Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма,
обосновался союз северян, в бассейне р. Сож
(левый приток Днепра севернее Десны) —
радимичи, на верхней Оке — вятичи. Между
Припятью и Двиной (к северу от древлян)
обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра
и Волги — кривичи. Самая северная
славянская общность, расселившаяся в районе озера
Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского
залива, носила название «словене», совпадавшее с
общеславянским самоназванием.
Серебряные фигурки 6 в. из Мартыновского клада на р. Роси.
Основой хозяйства восточных славян было
пашенное земледелие. Применялись
пахотные орудия с железными рабочими
частями — рало (в южных областях), соха (на
севере). Определенную роль в хозяйстве
играли также скотоводство, охота,
рыболовство, бортничество. Развивалось ремесло, в
том числе на профессиональной основе —
кузнечное дело. Хозяйственной ячейкой
(8 — 9 вв.) была преимущественно малая
семья. Организацией, объединявшей
хозяйства малых семей, служила соседская
(территориальная) община — вервь. Переход от
кровнородственной общины к соседской
произошел у восточных славян в б — 8 вв.
Члены верви совместно владели сенокосными и
лесными угодьями, а пашенные земли были,
как правило, поделены между
отдельными крестьянскими
хозяйствами.
Во главе восточнославянских
союзов племенных княжеств
стояли князья, опиравшиеся на
военно-служилую знать —
дружину. Князья были и в более мелких
общностях — племенных
княжествах, входивших в союзы. С 8 в.
у восточных славян
распространяются укрепленные
поселения — «грады». Они являлись,
как правило, центрами союзов
племенных княжеств. Концентрация в них
племенной знати, воинов, ремесленников и
торговцев способствовала дальнейшему
расслоению общества (см. Город).
Религией восточных славян до конца 10 в.
было язычество. Самые почитаемые из
богов — Род, Перун и Волос (Велес); при этом
каждая из общностей имела и своих, местных
богов. Перун являлся богом молнии и грозы,
Род — плодородия, Стрибог — ветра,
Велес — скотоводства и богатства, Дажьбог и
Хоре — божествами солнца, Мокошь —
богиней ткачества. Их деревянные и каменные
статуи воздвигались на языческих
святилищах (капищах), где делались
жертвоприношения, в том числе человеческие. Славяне
поклонялись священным дубам и рощам.
Языческие праздники были тесно связаны с
земледельческим календарем. В
организации культа значительную роль играли
языческие жрецы — волхвы.
К началу 9 в. у восточных славян началось
формирование государства.