Раскинувшаяся на бескрайних просторах,
от Ледовитого и Тихого океанов до
Балтийского, Черного и Каспийского морей,
Россия являет собой удивительный образец
самобытной огромной многонациональной
страны. Герб Российской Федерации в виде
орла с двумя повернутыми на запад и восток
головами символизирует и отражает его
геополитическую историческую и этническую
сущность (см. Герб государственный).
Географическое положение на стыке Европы и
Азии объективно способствовало
хозяйственно-экономическому, политическому и
культурному сближению и взаимовлиянию
различных по происхождению и языку
этносов Евразии. Россия изначально
складывалась как государство восточнославянских,
балтских, финно-угорских, тюркских и
других народов. В состав Древнерусского
государства с его восточнославянским
этническим ядром входило более 20 иных народов:
чудь, меря, весь, корела, торки, ясы, касоги
и т. д. Отечественные ученые видят в них
далеких предков современных этносов
Прибалтики, Среднего Поволжья, Северного
Кавказа.
В 14 — 15 вв. образуется единая
централизованная Российская держава (см.
Образование Русского централизованного
государства), которая постепенно расширяет свою
территорию за счет земель сопредельных
регионов Евразии. В 16 — 19 вв. в ее состав
входят чуваши, мордва, удмурты, марийцы,
татары, башкиры, украинцы, белорусы,
прибалты, грузины, армяне, азербайджанцы,
узбеки, казахи и другие народы. В ходе
мирного добровольного договора,
завоевательных походов и войн к России были
присоединены территории Восточной Европы,
Сибири, Кавказа, Средней Азии, Казахстана,
Дальнего Востока (см. соответствующие
статьи словаря). Корона многонациональной
Российской империи украсилась
«многоцветьем языков и рас», насчитывавшим
более 150 этносов, территориальных и иных
групп. Основная их масса принадлежит к
числу индоевропейских, финно-угорских,
алтайских (тюрко-монгольских) и других
народов.
Плотность населения России долгое время
была в целом весьма низкой, в особенности на
ее азиатских окраинах. В начале 18 в. в
стране насчитывалось чуть больше 15 млн.
человек, но к началу 20 в. эта цифра увеличилась
до 172 млн. Основную массу населения
составляли жители Европейской России:
русские (44,7%), украинцы (18%), поляки (6,5%),
белорусы (4,2%). Наряду с крупными были и
малочисленные народы: эстонцы, мордва,
чуваши (0,7%), киргизы (0,4%), удмурты,
таджики (0,3%) и т. д. После Октябрьской
революции 1917 г., в годы гражданской войны,
коллективизации, политических репрессий
30-х гг. народонаселение страны
уменьшилось, но к 90-м гг. оно значительно возросло.
В дореволюционное время Россия делилась
по территориальному принципу и состояла из
губерний, генерал-губернаторств, наместни-
честв и других административных единиц
(см. Административно-территориальное
деление России). После Октября 1917 г. возникло
53 национально-государственных
образования: союзные и автономные республики,
национальные края, области и районы (см. Союз
Советских Социалистических Республик).
Национально-государственный строй СССР
объективно содействовал подъему экономики
и культуры, преодолению прежней
отсталости, в особенности малых народов России.
Однако статус и границы национально-
территориальных образований с довольно
сложным этническим составом нередко
определялись произвольно, исходя из
политических и субъективных расчетов. В
большинстве автономий коренные народности
составляли меньшинство населения, что
создавало напряжение в сфере
межнациональных отношений. Негативные последствия
имела и ликвидация в 30-х гг. ряда национальных
округов, районов, сельсоветов, что привело к
потере некоторыми малочисленными
народами своей национально-культурной автономии.
После распада Союза в декабре 1991 г.
название Россия сохранилось за одной из
самых развитых и крупных республик —
Российской Федерацией. Современная Россия
является не только многонациональным, но и
федеративным государством, в состав
которого входит более 100 национальностей, эт-
нотерриториальных и других групп
населения. Общее количество жителей республики
равняется примерно 150 млн. человек, из
которых наиболее многочисленными являются
русские (более 119 млн.), украинцы (около
43 млн.), белорусы и поляки (более 1 млн.).
Остальные народы и этнические группы
насчитывают от нескольких сотен тысяч до
нескольких десятков человек, живущих
преимущественно в своих национальных
республиках, автономных краях и областях.
Российские автономии, пользующиеся
суверенитетом и являющиеся полноправными
субъектами Федерации, отличаются своим
многонациональным составом. Довольно
сложна этническая структура республик
Северного Кавказа и Поволжья, Южного Урала
и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока.
Наряду с коренным населением здесь живут
представители многих других народов. Доля
русских, украинцев, белорусов и других
этнических групп составляет в автономиях
довольно значительный процент, а в некоторых
честв и других административных единиц
(см. Административно-территориальное
деление России). После Октября 1917 г. возникло
53 национально-государственных
образования: союзные и автономные республики,
национальные края, области и районы (см. Союз
Советских Социалистических Республик).
Национально-государственный строй СССР
объективно содействовал подъему экономики
и культуры, преодолению прежней
отсталости, в особенности малых народов России.
Однако статус и границы национально-
территориальных образований с довольно
сложным этническим составом нередко
определялись произвольно, исходя из
политических и субъективных расчетов. В
большинстве автономий коренные народности
составляли меньшинство населения, что
создавало напряжение в сфере
межнациональных отношений. Негативные последствия
имела и ликвидация в 30-х гг. ряда национальных
округов, районов, сельсоветов, что привело к
потере некоторыми малочисленными
народами своей национально-культурной автономии.
После распада Союза в декабре 1991 г.
название Россия сохранилось за одной из
самых развитых и крупных республик —
Российской Федерацией. Современная Россия
является не только многонациональным, но и
федеративным государством, в состав
которого входит более 100 национальностей, эт-
нотерриториальных и других групп
населения. Общее количество жителей республики
равняется примерно 150 млн. человек, из
которых наиболее многочисленными являются
русские (более 119 млн.), украинцы (около
43 млн.), белорусы и поляки (более 1 млн.).
Остальные народы и этнические группы
насчитывают от нескольких сотен тысяч до
нескольких десятков человек, живущих
преимущественно в своих национальных
республиках, автономных краях и областях.
Российские автономии, пользующиеся
суверенитетом и являющиеся полноправными
субъектами Федерации, отличаются своим
многонациональным составом. Довольно
сложна этническая структура республик
Северного Кавказа и Поволжья, Южного Урала
и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока.
Наряду с коренным населением здесь живут
представители многих других народов. Доля
русских, украинцев, белорусов и других
этнических групп составляет в автономиях
довольно значительный процент, а в некоторых
из них они явно преобладают по своей
численности. В Алтайском крае, Хакасии,
Северной Осетии, Мордовии, Карелии, Республике
Марий Эл доля инонационального населения
колеблется от 50 до 70%, в Татарстане,
Кабардино-Балкарии, Удмуртии, Башкортостане,
Калмыкии —от 30 до 40%, в Дагестане — 10%
и т. д.
Образование нового суверенного
Российского Федеративного государства сыграло
огромную роль в судьбах его народов и стран СНГ.
Начались обновление и возрождение
национальных культур, демократизация
общественно-политической жизни страны.
Определенные шаги сделаны на пути преодоления
негативных последствий в сфере
национально-государственной политики и исправления
грубых нарушений законности в годы культа
личности И. В. Сталина. В июле 1991 г. был
принят специальный закон о реабилитации
народов, подвергшихся гонениям и
депортации в Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь.
Благодаря этому были восстановлены многие
права незаслуженно пострадавших в 40-х гг.
ингушей, калмыков, балкарцев, карачаевцев и
других репрессированных народов России.
Более широкие полномочия даны российским
областям и регионам, которые законодательно
приравнены к национальным автономиям.
В РФ, несмотря на экономические и другие
трудности, постепенно создаются
объективные условия для свободного развития
национальных культур, подъема жизненного
уровня ее народов. В Конституцию страны внесены
новые положения о принципах
самоуправления и представительства национальных
автономий и регионов в органах местной и
центральной власти.
Важное значение имеет принятие законов
о равноправном использовании гражданами
России национальных и русского языков,
последний признан общегосударственным в
пределах РФ. Следует особо подчеркнуть
роль заключенного в марте 1993 г. Договора о
разграничении предметов ведения и
полномочий между федеральными и
республиканскими органами власти. Вместе с тем
остается еще немало острых вопросов, решение
которых осложнено межнациональной
напряженностью и чеченской войной.
Народы России, несмотря на различия в
языках, религии, обычаях и быте, тесно
связаны общностью исторических судеб. Истоки
их хозяйственно-экономических и культурно-общественных
взаимоотношений уходят в
глубь столетий. В далеком и недавнем
прошлом народы России не раз сообща
выступали против вражеских нашествий, в
совместной борьбе против угнетателей. Они
участвовали в пугачевском восстании,
революционных и национально-освободительных
движениях, в Отечественной войне 1812 г.,
во второй мировой войне. Всемерное
укрепление этих исторически сложившихся
традиционных связей является гарантией их
возрождения, роста благосостояния,
международного авторитета и признания
Российской Федерации.