Краеведение историческое — наука и
научно-популяризаторская деятельность
определенной проблематики: прошлое и
настоящее какого-либо «края» (чаще всего
родного или места жительства) — от деревни,
небольшого города, улицы, фабрики,
учебного заведения и т. д. до крупного региона.
Краеведение историческое — форма
общественной деятельности, причем такой, к
которой причастны не только
ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг
лиц (преимущественно местных жителей).
По определению Д. С. Лихачева,
краеведение — «самый массовый вид науки».
Краеведение комплексное охватывает несколько
сфер знаний: историческое (или только
историко-культурное, историко-экономическое),
географическое и естественное. Опирается
краеведение на междисциплинарные
научные связи, учитывает не только выводы
научных теорий, но и первичные наблюдения
житейской практики.
Для многих знакомство с краеведением
начинается в краеведческом музее, где
обычно имеются отделы истории и природы.
Краеведение — это и освоение местного
исторического опыта, и определение, исходя из
локальных условий и традиций, конкретных
путей в будущее. Краеведение по зову
души — всегда краелюбие.
Постепенно выделились особые отрасли
краеведения — историческое,
географическое, литературное и другие сферы краевед-
ной (или, как говорят, краеведческой)
деятельности. При этом основными задачами
работы краеведа остаются:
просветительская, научная, памятнико-охранительная
(охрана и историко-культурного, и
природного наследия).
Искони знания о своем крае определяли
конкретные представления об историческом
прошлом, источниках его познания,
особенностях явлений природы. Желание узнать то,
что ближе всего, — основа интереса Ко всему
остальному и путь к пониманию этого
остального, к развитию общих представлений о
мире и обществе, взаимосвязи явлений и
времен. Тем самым краеведение — метод
познания от частного к общему, от простого к
сложному, выявлению общего и особенного в
прошлом и настоящем. Поэтому краеведению
уделяют большое внимание и в школьном
обучении (в 19 в. такой предмет называли
«родиноведение»); для приобщения к таким
знаниям стали привлекать произведения
художественной литературы, искусства.
Краеведение воспитывает уважение к
родной земле, ее природным особенностям и
преданиям, исконным занятиям предков.
Велико его воздействие и на разум наш, и на
душу. В этом видится главный смысл слов
А. С. Пушкина о любви к отеческим гробам и
к родному пепелищу: «в них обретает сердце
пищу».
Еще в средние века возникает
представление об особенностях своей, «краевой»
истории и взаимосвязи ее с историей всей страны,
всего народа. Это выразилось в оформлении
традиций местного летописания —
составлении и переписи летописей отдельных земель
(княжеств), городов, монастырей, в записи
сказаний о местных замечательных
событиях, местных святых и чудотворцах. С 18 в.
закрепляются уже научные основы
краеведения, и в этом главенствующую роль
начинает играть Академия наук. Все более
осознается зависимость развития общества и от
природных условий; Петр I полагал, что
«историю читать без географии все равно,
что ходить по улице с завязанными глазами».
Организуются академические экспедиции
для изучения и пространного естественно-
географического описания отдельных
регионов страны, рассылаются академические
анкеты с разнообразными запросами о
настоящем и прошлом отдельных
местностей. Велика роль в формировании научных
основ краеведения зодчего многих наук в
России В. Я. Татищева, великого М. В.
Ломоносова, Г. Ф. Миллера, обследовавшего
архивы более 20 городов Сибири и написавшего
после возвращения из экспедиции «Историю
Сибири». Традиция тесной взаимосвязи
краеведения и академической науки —
характерная черта отечественного краеведения.
Иначе в такой огромной стране трудно было
бы вести наблюдения над ее природой,
узнавать о прошлом ее многочисленных народов,
получать пригодные для научной (прежде
всего статистической) обработки и
сопоставления данные о социально-экономическом
положении различных областей государства
и их культурно-исторических особенностях.
И знаменательно, что первым
членом-корреспондентом Академии наук стал (в 1759 г.)
уральский краевед П. И. Рычков.
Со второй половины 18 в. развивается
провинциальная историография, создаются
труды о прошлом отдельных областей России
(выявлены факты составления таких трудов
в 27 губернских и 10 уездных городах) и «пу-
тешественные записки» (как правило, с
наблюдениями о памятниках истории и
культуры и их судьбе), топографические описания.
Издание многотомной «Истории государства
Российского» Я. М. Карамзина, а затем и
составленного археографом П. М. Строевым
«Ключа» к этому сочинению (именной,
географический, терминологический) стало
дополнительным толчком к повсеместному
развитию краеведения. В 1830-х гг. образуются
губернские статистические комитеты. В
издаваемых ими «Губернских ведомостях»
печатаются материалы и по истории края.
В Вятке и во Владимире такие публикации
готовит А. И. Герцен, к краеведению
оказываются причастны и декабристы — так
закрепляется традиция участия политических
ссыльных в изучении края ссылки. В 1830 —
1840-х гг. возрастает интерес к изучению
быта, народных верований, фольклора. Этот
интерес отражается в изданиях
статистических комитетов и Русского географического
общества (основанного в 1845 г.), в
экспедициях, анкетах. С 1880-х гг. по почину историка
права и архивиста Н. В. Калачева возникают
губернские ученые архивные комиссии. При
содействии их и Археологического общества,
по инициативе и при материальной
поддержке общественности основываются местные
архивы и музеи. Развивается и «церковная
археология», с конца 19 в. сельским
священникам предписывается составлять
церковноприходские летописи. Большую поддержку
краеведению оказывает земство. В начале
20 в. взаимодействие региональных
объединений краеведов подкрепляется
методическими руководствами их работой со стороны
научных учреждений и университетов.
Краеведение занимает все большее место в
культурной жизни и малых городов. Хотя оно
оставалось неоднородным по общественно-
политическим воззрениям участников,
определяющую роль в нем играла либерально
настроенная интеллигенция,
приветствовавшая Февральскую революцию.
В 1917 г. (особенно после Октября)
первоочередной задачей краеведения стала па-
мятнико-охранительная работа (сохранение
памятников культуры, а иногда и целых
коллекций их в покинутых прежними
владельцами имениях, домах и квартирах). В нее
включились виднейшие деятели культуры в
Петрограде, Москве и провинции. Возникает
множество новых музеев, существенно
пополняются хранилища (архивы, библиотеки,
музеи). Работу краеведов возглавила
Академия наук (ее непременный секретарь
С. Ф. Ольденбург — председатель
Центрального бюро краеведения и главный редактор
периодических изданий), с помощью Наркомпроса
организуются всесоюзные,
всероссийские, региональные конференции.
В краеведной работе участвуют как крупные
ученые старших поколений, так и
начинающие путь в науку (среди них Я. М.
Дружинин, А. П. Окладников, М. Я. Тихомиров).
Разрабатываются важные проблемы
культурологии и просветительской работы
(экскурсионный метод и др.), активно вовлекается
молодежь (даже школьная). Это было
«золотое десятилетие» нашего краеведения.
Однако с утверждением тоталитарного
режима на рубеже 1920 — 1930-х гг. краеведы,
отстаивавшие необходимость своеобразия
местного развития культуры, сохранения ее
памятников (прежде всего храмов,
старинных усадеб) и соблюдения демократических
традиций общественной жизни, были
репрессированы, многие музеи закрыты (их
коллекции рассредоточены или утрачены),
изданное арестованными изъято из
обращения. Связи краеведения с академическими
учреждениями и столичными вузами
фактически прекратились; тем самым был
нанесен существенный урон науке. В середине
1930-х гг. жертвами террора стали и те более
молодые историки, которые группировались
вокруг организованной М. Горьким редакции
«История фабрик и заводов». Благодаря
энтузиазму отдельных учителей и
преподавателей пединститутов сохранялись элементы
только школьного исторического
краеведения, без обращения к которому трудно было
преподавать.
Постепенное возвращение краеведения
началось лишь в послевоенные годы, когда
создавались обобщающие труды локальной
истории, выявлялись материалы о знаменитых
уроженцах «края». Массовый характер
приобрели поиски истоков революционных
традиций, материалов о Великой Отечественной
войне (организовывались школьные походы по
местам трудовой и боевой славы, музеи).
Возрождение краеведения становится особенно
заметным с середины 1980-х гг. благодаря
демократизации нашей общественной жизни и
возрастанию роли провинции в развитии
культуры: значительно увеличивается
количество местных изданий краеведной
направленности, переиздаются книги прежних лет,
проводятся конференции по историческому
краеведению (в масштабах страны,
региональные), по изучению культуры провинции,
перестраивается экспозиция музеев (ранее
вульгарно-социологизированная и
политизированная, с многими изъятыми именами и
явлениями), образуется Союз краеведов России,
в краеведную работу на более высоком
научном уровне вовлекаются и учителя, и
учащиеся. Краеведение опять начинает обретать
черты общественного движения.