Земские соборы — сословные совещания в
Российском государстве 16 — 17 вв.,
созывавшиеся для обсуждения и решения
важных вопросов законодательства и управления, внешней и внутренней политики. Под
«собором» на языке тех лет подразумевали
всякое собрание, могущее принять решение
соборно. А слово «земский» могло означать
тогда и «общегосударственный» (т. е. дело
«всей земли») в противоположность «государьскому» («государеву»), т. е. лично
касающемуся государя (царя), и
«общегражданский» (отсюда — «земские люди», «земский
обычай»), и «светский» в противоположность
церковному. В понимании современников
«земский собор» — совещание («совет»)
«земли».
Земский собор.
Картина художника
С. В. Иванова.
Его основа — думный собор, т. е.
совместное заседание Боярской думы (обязательно
включая и думных дьяков) и «освященного»
(священного) собора, состоявшего из
архиереев (митрополиты, архиепископы,
епископы) и игуменов влиятельнейших монастырей
(см. Монастыри и монашество). Остальные
участники — люди других «чинов» — от
разных групп феодалов (прежде всего
находившихся в столице служилых людей) и верхов
посадских людей. Практика созывов земских
соборов не была регламентирована и
постепенно изменялась; и потому установить
четкие различия между собственно земскими
соборами и совещаниями соборной формы,
т. е. думного собора с другими лицами, не
всегда возможно — особенно для 16 в.
Обычай избрания на местах их участников
утвердился лишь в 17 в. и был подготовлен
событиями Смутного времени. Соборы созывались
по почину царя; но иногда и для избранил
царя (1598, 1613 гг.) или утверждения его на
престоле. В годы интервенции начала 17 в.
Совет всей земли собрался по инициативе
высшего духовенства и самих «земель»
(среди его участников, видимо, были и
черносошные крестьяне).
Появление земских соборов — показатель
объединения российских земель в единое
государство и склонности верховной власти
опираться не только на Боярскую думу, но и
на более широкий круг лиц. Первые земские
соборы середины 16 в. (с 1549 г.) созвали
после массового восстания в Москве (см. Городские восстания в феодальной России).
Воздействие классовой борьбы, необходимость
объединенных действий имущих классов во
многом определяли их созыв и в 17 в.
Служилые люди на них всегда численно
преобладали над посадскими (т. е.
представителями торгово-промышленных слоев). Выборы
каждого «чина» в округах происходили
отдельно. «Выборный список за руками» —
избирательный протокол, скрепленный
подписями избирателей (или подписавшимися за
неграмотных) отсылали в Москву. Заседали в
Москве и сообща, и отдельно по «чинам»,
грамоты соборных решений подписывались.
Решение должно было быть единогласным.
Силу приговора «всей земли» оно получало
при согласии государя. Можно было
прилагать и особые мнения.
С соборами середины 16 в. связаны
реформы Избранной рады Ивана Грозного (см. Иван
Грозный и реформы середины 16 е.), с
земскими соборами 1648 — 1649 гг. —
составление и утверждение Соборного уложения;
соборным решением 1682 г. отменялось
местничество. С помощью земских соборов
правительство вводило новые налоги и
видоизменяло прежние (см. Налогообложение в
феодальной России). На них обсуждались
важнейшие вопросы внешней политики: так,
на соборе 1566 г. — первом, от которого до
нас дошел протокол заседания, —
продолжать ли Ливонскую войну за выход к
Балтийскому морю. Особенно заметно их
значение в начальный период правления первого
из царей Романовых — Михаила
Федоровича (см. Россия при первых Романовых).
С середины 17 в. деятельность этих сословно-представительных учреждений
(напоминавших зарубежные парламентские
учреждения) постепенно замирает и повсеместно
укрепляются бюрократические формы
управления. Но в течение столетия земские
соборы играли видную роль в политической
жизни страны, способствуя централизации
государственного управления и ослаблению
классовой борьбы.