Вопрос об истинности того или иного
толкования Священного писания решает
церковный собор. В случае, если последователи
учения, признанного собором ложным, не
отрекаются от него, они считаются еретиками и
изгоняются из лона церкви. Возникновение
еретических движений в христианстве
относится к первым векам его существования.
Еретики не пытались менять текст
Священного писания, они лишь трактовали его
иначе, чем это было принято официальной
церковью. Текстов, принадлежащих самим
еретикам, сохранилось крайне мало: они
тщательно уничтожались их
преследователями, а зачастую и просто не записывались.
Главным источником для изучения взглядов
еретиков оказываются послания их
обличителей и решения церковных соборов, их
осудивших. В Древней Руси первые еретические
учения появляются в начале 14 в. Самое
мощное из них — ересь стригольников.
Значение этого термина не выяснено. Одни
исследователи считают, что ересь получила
свое название от стригалей шерсти,
другие — что у стригольников существовал
особый обряд пострижения (посвящения), если
учесть, что среди стригольников было немало
низших церковнослужителей, которые
крайне негативно относились к священникам и
сами претендовали на проведение службы.
О ереси стригольников, возникшей сначала
в Пскове в первой половине 14 в., а потом перекинувшейся и в Новгород, известно из
посланий митрополита Фотия и
константинопольского патриарха Нила. Сохранилась
также запись в летописи о казни в 1375 г. трех
стригольников в Новгороде, имена двух из
них — дьякон Микита и дьякон Карп. Они
обличали церковную иерархию за нетрудовые
доходы, мздоимство и безнравственность и
поэтому отрицали истинность таинств
причастия и исповедь, полагая, что
безнравственные священники не могут быть
носителями «божественной благодати». В ереси
стригольников отразилось стремление части
горожан к «дешевой церкви». Кроме того, ими
подвергалась сомнению истинность
представлений о загробной жизни. В результате
преследований со стороны церкви и
государства ересь стригольников в 15 в. исчезает.
[an error occurred while processing this directive]
Если о богословской стороне этой ереси
известно очень мало и в ней четко
прослеживается лишь обращение к раннехристианскому
аскетическому идеалу, то об учении так
называемых жидовствующих, или новгородско-московской ереси 15 в., можно сказать
уже больше.
Все еретические учения очень условно
можно разделить на два вида — антитринитарные, т. е. неортодоксально трактующие
проблему соотношения трех ипостасей
Троицы, и христологические — толкующие
соотношения божественного и человеческого
начал в Иисусе Христе. При такой
классификации новгородско-московская ересь может
быть отнесена к числу антитринитарных. Ее
проповедники отрицали догмат троичности
как противоречащий догмату о единобожии,
критикуя, таким образом, один из
христианских догматов с точки зрения наивного
рационализма.
По свидетельству одного из самых
активных обличителей ересей, Иосифа Волоцкого, в еретичество этих людей свел
еврей («жидовин») Схария, приехавший в
Новгород из Литвы. «Открыл» ересь
новгородский архиепископ Геннадий. Начавшиеся
преследования побудили вождей
движения — попа Алексея и Наума перебраться в
Москву, где в середине 80-х гг. 15 в.
образовался московский кружок еретиков. Но если
в Новгороде ересь распространилась среди
рядовых священников и клирошан, то в
Москве ересь привлекла великокняжеских
чиновников и купцов. К этому кружку
первоначально благоволили Иван III и его сноха
Елена Волошанка. Еретики интересовались
сочинениями, трактующими вопросы логики,
астрономии, грамматики.
Предметом особой
дискуссии оказался вопрос о конце света,
который на Руси ожидали в 1492 г. от
Рождества Христова (семитысячном от сотворения
мира). Вера в возможный конец света была
столь велика, что даже Пасхалия (календарь
празднования Пасхи) была рассчитана
только до 1492 г. Еретики же утверждали, что
конца света в этом году не будет, высказывая
сомнения в его возможности вообще. Важным
положением в учении московских еретиков
было представление о свободе человеческой
воли. «Лаодикийское послание» дьяка
Федора Курицына начинается словами: «Душа
самовластна — заграда (ограда) ей вера».
Со стригольниками жидовствующих
роднило отрицание церковной иерархии, но
московские еретики критиковали и институт
монашества, считая его человеческим, а не
Божественным преданием. Собор 1490 г.
осудил часть еретиков, их отправили в
Новгород, где архиепископ Геннадий, следуя
примеру испанской инквизиции, подверг их
подобию аутодафе: их провели по городу в
дурацких берестяных колпаках, которые у
них на головах и сожгли, с надписью на груди
«Сатанинское воинство», после чего били
плетьми и отправили в заточение по
монастырям. Московский кружок в это время
уцелел и был осужден собором в 1504 г., по его
приговору трое еретиков — Иван Волк
Курицын (Федор Курицын к тому времени
умер), Митя Коноплев и Иван Максимов —
были в деревянных клетях сожжены на льду
Москвы-реки.
Новый этап в истории русских ересей
начинается в середине 16 в., когда стало
известно о еретических взглядах дворянского сына
Матвея Башкина и беглого холопа Феодосия
Косого. Ересь Матвея «обнаружил» дьяк
Посольского приказа Иван Висковатый,
который, вероятно, в тот момент намеревался
уничтожить не столько Матвея, сколько
священника Благовещенского собора Кремля
Сильвестра, участника так называемой
«Избранной рады», который о взглядах Башкина
знал. Однако Сильвестр сумел оправдаться, а
Матвея Башкина, доведшего принцип
христианского равенства людей пред Богом до
равенства социального (он уничтожил
кабальные записи своих холопов), отправили в
заточение в Волоколамский монастырь.
На
соборах 1553 — 1556 гг. осуждалась ересь не
только М. Башкина, но и Феодосия Косого,
который в 40-е гг. 16 в. бежал в Заволжье и
там начал проповедовать свое «новое
учение». В богословском плане ересь Феодосия
может быть отнесена к числу христологиче-
ских, поскольку он настаивал на том, что
Иисус Христос — человек, принесший миру
истинное учение. То была одна из самых
радикальных русских средневековых ересей,
которую многое роднит с протестантизмом.
Не случайно в Литве, куда Феодосию и части
его последователей удалось бежать, она была
воспринята как одна из крайне
протестантских.
Отрицая не только церковную
иерархию, но и всякую иерархию вообще и не
признавая церковного представления об
искупительной жертве Христа, он учил
добиваться истины на земле «разумом и
мужеством». Косой не верил в святость и чудеса,
призывал не поклоняться иконам и мощам,
считал монашеский идеал заблуждением.
Реформаторские призывы Феодосия Косого
нашли отклик у простого народа и привели к
возникновению феодосианских общин,
построенных на принципах
раннехристианского социального равенства.
Средневековые ереси расшатывали устои
церкви, сеяли зерна сомнения у прихожан в
истинности вероучения, за что еретики
вызывали ненависть у воинствующих деятелей
официальной церкви.