Отечественная
история

       

Анархизм

Анархизм (от греч. anarhia — «безвластие, безначалие») — общественно-политическое течение, выступающее за освобождение личности от всякой власти — политической, экономической и духовной. Он защищает мелкую частную собственность крестьянского (фермерского) землепользования, ремесленного производства, отказывается от политической борьбы и проповедует тактику «прямого действия», «пропаганду фактом», требует немедленной социальной революции.

Будущий строй анархизм представляет в виде федерации производительных ассоциаций, коммун, которая может гарантировать свободу личности. Среди теоретиков анархизма видное место принадлежит М. А. Бакунину, П. А. Кропоткину. В России идеи анархизма пользовались влиянием среди народников, определенной части участников революции 1905 — 1907 гг., Октябрьской революции 1917 г. (в ней анархисты приняли активное участие). Тогда различные группы анархистов действовали в 218 населенных пунктах, в 51 губернии и 7 областях Российской империи. Они объединяли в своих рядах анархо-коммунистов, анархо-синдикалистов и анархо-индивидуалистов.

У них имелись свои печатные органы («Авангард», «Ураган», «Анархия», «Буря» и др.). Разгром анархических организаций произошел в апреле 1918 г. Деятельность батьки Махно явилась последней яркой страницей в истории анархизма. К началу 30-х гг. анархические объединения прекратили свое существование, многие их участники были репрессированы. [an error occurred while processing this directive]

Идеи равенства, братства, справедливости, благополучия для всех не раз поднимали (и будут поднимать) на борьбу против отживших социальных форм не одно поколение людей. Сила их веры почти всегда компенсировалась слабостью созидательных идей. «Страсть к разрушению, — писал тверской помещик и великий апостол анархии Михаил Бакунин, — есть вместе с тем и творческая страсть». Идеологи анархизма, обозначив в контуре идею будущего строя — как социальной организации общества через федерацию самоуправляющихся общин, производительных артелей, ассоциаций, областей, ничего не могли сделать в его практическом строительстве. Их лозунги — «Разрушим!», «Уничтожим!», «Свергнем!» — только на первых этапах революции могли поднять народную массу.

Под такими знаменами воевали сторонники батьки Махно во время гражданской войны.

Затем революционеры-антигосударственники, отвергавшие каждодневную организаторскую работу, или уходили в небытие, или продолжали свою разрушительную деятельность, смыкаясь нередко с люмпенизированными, а то и уголовными элементами общества. Князь-анархист Кропоткин, с восторгом встреченный после Февральской революции, оказался никому не нужным после Октября 1917 г. и забытым умирал в подмосковном Дмитрове. Социальный реформатор, уверовавший в непоколебимую правоту своей доктрины, перестал замечать изменения в различных сферах жизни общества и воспринимать критику.

Социальный утопизм анархистов заключался в стремлении перенести локальные кратковременные формы жизни в семье, общине, артели, в церковной секте, в землячестве на социальные формы более сложного общественного организма. И общество, которое оказывалось не в состоянии воспринять их идеи и воплотить на практике, они объявили неготовым к обновлению, а человеческую голову — самой неприступной крепостью.

Годы перестройки вызвали возрождение анархизма в России, появились студенческая организация «Община», конфедерация анархо-синдикалистов, отделения которой существуют в более чем 15 городах. Политическое влияние анархистов сегодня незначительно.

Современный анархизм мало чем отличается от традиционного; он сосредоточил основное внимание на проблемах личной свободы и насилия как единственно возможной форме перехода к либертарному (вольному) обществу.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru