Официальной датой зарождения
российского флота считается 20 октября 1696 г.,
когда Боярская дума после обсуждения
взятия русскими войсками турецкой крепости
Азов признала важность морской силы для
России и постановила: «Морским судам
быть». Но российский флот имеет и
богатейшую предысторию.
В 9 — 10 вв. киевские князья, используя
флот из тысяч ладей, неоднократно
совершали походы по Черному морю
на Византию. Новгородские
мореходы тогда же начали
освоение Балтийского моря, ведя
оживленную торговлю с
другими странами. После
объединения русских земель
необходимость в морской силе
Российского государства стала
особенно очевидной. В 1569 г.
Иван Грозный с целью защиты
русской торговли от пиратов,
которые «разбойным обычаем
корабли разбивают, товары
грабят и из многих земель в
наше государство дорогу
торговым людям затворяют»,
принял на службу флот из
17 иностранных кораблей, но
неудачная Ливонская война
лишила страну выхода к морю.
В 1668 Г. была предпринята
новая попытка создания организованной
морской силы. В селе Дединово Коломенского
уезда для охраны русской торговли на
Каспии был построен первый русский военный
корабль — 22-пушечный фрегат «Орел»,
ушедший затем с четырьмя другими судами
в Астрахань.
Флот Петра Великого. Картина художника Е. Е. Лансере.
Начало создания отечественного флота
прочно связано с именем Петра I, именно
благодаря его упорству Россия обрела флот
(см. Петр I и реформы первой четверти
18 в.). 26 — 27 июля 1714 г. российский флот
под командованием Петра I одержал свою
первую победу — у полуострова Гангут был
разгромлен отряд шведских кораблей,
фрегат и 6 галер были взяты в плен.
Последовавшие затем победы при Эзеле и Гренгаме
утвердили господство русского флота на
Балтике. Главной его базой стал Кронштадт.
Попытка Петра I в этот же период создать
флот на Азовском и Черном морях
окончилась неудачей — поражение русской армии
во время Прутского похода вынудило Россию
уничтожить построенный в Воронеже флот и
вернуть туркам Азов и Таганрог. К 1725 г.
для русского флота было построено 111
линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин
и сотни мелких судов.
При преемниках Петра I флот пришел в
упадок. Так, в 1741 г. на Балтике оказались
боеспособными лишь 13 линейных кораблей
и 3 фрегата. Однако начавшееся с воцарением Екатерины II возрождение флота
позволило ему сыграть важнейшую роль в войне с
Турцией в 1768 — 1774 гг. В 1769 — 1770 гг.
из Балтики в Средиземное море были
посланы две эскадры. Действуя под
командованием графа А. Г. Орлова, они вызвали мощное
восстание в Греции, парализовали турецкую
торговлю в Восточном Средиземноморье и
нанесли ряд поражений противнику, одно из
которых стало величайшей победой русского
флота. 26 июня 1770 г. русская эскадра под
командованием адмирала Г. А. Спиридова
блокировала в Чесменской бухте турецкую
эскадру, в результате дерзкой ночной атаки
русских брандеров она была полностью
уничтожена. Эта победа стала символом
мощи русского флота.
Победоносные войны с Турцией создали
условия для возрождения морской силы России
на Черном море, и 2 мая 1783 г. в Ахтиарскую
бухту вошли 11 русских военных кораблей,
положив начало созданию Черноморского
флота и его главной базы — Севастополя.
Спустя четыре года
русские моряки под
командованием
адмирала Ф. Ф. Ушакова
(1745 — 1817)
приняли активное участие в
новой войне с
Турцией 1787 — 1791 гг.,
где одержали
блестящие победы над
численно превосходящим
турецким флотом при
Фидониси, Керчи,
Тендре, Калиакрии.
18 февраля 1799 г., во
время войны с
Францией, черноморская
эскадра под
командованием Ушакова
после перехода в
Средиземное море
предприняла невиданный в
истории штурм с моря
считавшейся
неприступной французской крепости Корфу. После
двухдневных боев крепость пала.
Шлюпы «Восток» и «Мирный» у
берегов открытой ими Антарктиды в 1820 г.
В 1819 — 1821 гг. парусные военные
шлюпы под командованием Ф. Ф.
Беллинсгаузена и М. П. Лазарева
совершили первую русскую кругосветную
антарктическую экспедицию.
Картина художника М. М. Семенова.
Но не только боевыми победами отличался
русский флот. В первой половине 19 в. его
корабли предприняли целую серию
кругосветных плаваний. Первое из них было
совершено в 1803 — 1806 гг. шлюпами «Надежда» и
«Нева» под командованием молодых
офицеров — И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисян-
ского. Во время другого кругосветного
плавания в январе 1820 г. шлюпы «Восток» и
«Мирный» под началом Ф. Ф.
Беллинсгаузена и М. П. Лазарева открыли последний
неизвестный материк — Антарктиду (см.
Арктики и Антарктики освоение).
В Крымскую войну 1853 — 1856 гг. русские
моряки под руководством В. А. Корнилова,
П. С. Нахимова, В. И. Истомина особенно
отличились в ходе 349-дневной обороны
Севастополя, ставшей символом стойкости и
героизма русских матросов и солдат. Эта же
война выявила отсталость парусного флота
России. Во второй половине 19 в. начинается
активное строительство российского
парового и броненосного флота. К началу 20 в.
Россия превратилась в третью по силе морскую
державу. В 1898 г. английский флот
насчитывал 355 боевых кораблей, французский —
204, русский — 107 и германский — 77. Всего
за этот период в России было построено
482 корабля, среди них — 53 броненосных
корабля, 56 крейсеров, 211 торпедных судов.
Начавшаяся в январе 1904 г. война с
Японией выявила серьезные недостатки в
организации морской силы России (см.
Русско-японская война 1904 — 1905 гг.). Базировавшаяся в
Порт-Артуре Первая эскадра русского
Тихоокеанского флота после трагической гибели ее
командующего — адмирала С. О. Макарова
была блокирована в базе и уничтожена
противником. Посланная в октябре 1904 г. с
Балтики с целью деблокады Порт-Артура Вторая
эскадра под командованием адмирала
3. П. Рожественокого была встречена в
Цусимском проливе японским флотом и
разгромлена в двухдневном сражении 14 — 15 мая
1905 г. Всего же в 1904 — 1905 гг. русский
флот потерял потопленными и захваченными
в плен 69 боевых и вспомогательных кораблей.
Страна практически лишилась
Тихоокеанского и Балтийского флотов. Начавшаяся во
время войны революция захватила и флот,
превратив его в один из самых радикальных
элементов общества — в 1905 — 1907 гг. в
революционных выступлениях на флоте
приняли участие экипажи 22 кораблей и свыше
20 тыс. матросов береговых частей.
В ходе первой мировой войны 1914 —
1918 гг. российский флот выполнял задачи
поддержки сухопутных войск и нарушения
коммуникаций противника. После свержения
монархии в марте 1917 г. матросы Балтийского
и Черноморского флотов становятся
активными участниками революции. В октябрьском
вооруженном перевороте 24 — 25 октября
1917 г. в Петрограде приняли участие 11
кораблей и 10 тыс. матросов-балтийцев (см.
Октябрьская революция 1917 г.).
Уже первая революционная волна нанесла
огромный ущерб русскому флоту. В марте
1917 г. жертвами стихийного матросского
террора в базах Балтийского флота стали
более 120 офицеров (в их числе —
командующий флотом), около 600 были ранены или
подверглись насилию. В декабре 1917 —
феврале 1918 г. стихия матросского террора
охватила Черноморский флот. Его жертвами
стали 62 адмирала и офицера. Заключение
сепаратного Брестского мира с Германией,
разразившаяся гражданская война 1917 —
1922 гг. практически уничтожили русский
флот. Уцелела лишь часть блокированного в
Кронштадте Балтийского флота; флот на
Севере, Тихом океане перестал существовать.
Боеспособные корабли Черноморского
флота, эвакуировавшие из Крыма армию барона
П. Н. Врангеля, были интернированы во
французской базе Бизерта (Тунис) и до
ноября 1924 г. оставались под Андреевским
флагом, сохраняя традиции российского флота.
К 1921 г. в составе российского флота
насчитывалось лишь несколько десятков
наполовину укомплектованных экипажами кораблей,
требовавших срочного и капитального
ремонта. Народный комиссар по военным и морским
делам М. В. Фрунзе, оценивая состояние
флота после гражданской войны, писал: «В сумме
это означало, что флота у нас нет». Лишь в
1926 г. началось строительство нового флота,
его основу должны были составить
«москитные силы» — подводные лодки, сторожевые
корабли и торпедные катера.
В конце 30-х гг. высшее политическое
руководство СССР осознало необходимость для
государства мощного и современного
океанского флота, «достойного великой Советской
державы». В основе этого решения
находилась обострившаяся международная
обстановка, а также неспособность советского
Военно-Морского Флота ввиду отсутствия у
него крупных и современных боевых
кораблей поддержать советский
внешнеполитический курс в период гражданской войны в
Испании 1936 — 1939 гг. Новой программой
было предусмотрено строительство кораблей
всех классов, включая линейные корабли и
авианосцы. Всего же с конца 20-х гг. до 1941 г.
на верфях было заложено 533 боевых
корабля, не считая катеров, в том числе и самые
большие в мире линейные корабли типа
«Советский Союз».
Начавшаяся в 1941 г. Великая
Отечественная война застала флот в самом начале его
строительства. Незавершенность
кораблестроительных программ и континентальный
характер войны предопределили
вспомогательный характер действий советского флота,
главными задачами которого стали действия
по обороне своих баз, защите собственных и
нарушению вражеских коммуникаций, а
также содействию сухопутным войскам.
В целом в ходе войны с Германией в
1941 — 1945 гг. и ее союзниками советский
Военно-Морской Флот выполнил все
основные задачи, поставленные перед ним.
Противник не мог беспрепятственно
использовать море для поддержки стратегически
важных коммуникаций, германское
командование не осуществило ни одного сколь-ни-
будь важного в оперативно-стратегическом
отношении морского десанта, в то время как
советский ВМФ осуществил целый ряд
масштабных и стратегически важных десантных
операций. Северный флот успешно
обеспечивал безопасность стратегических союзных
конвоев и деятельность Северного морского
пути, имевшего важнейшее значение для
всего хозяйственного механизма страны.
Большая заслуга в выполнении флотом
своих задач принадлежала командованию
флотом во главе с наркомом ВМФ адмиралом
Н. Г. Кузнецовым.
В то же время крайне неблагоприятное для
флота развитие событий на сухопутном
фронте, ряд серьезных просчетов в развитии флота
и системы его управления привели к тому, что
советский ВМФ, не имея перед собой
равноценного противника, понес тяжелейшие
потери, составившие от числа имевшихся к началу
войны: 33% линкоров, 33% крейсеров, 77%
эскадренных миноносцев и лидеров эсминцев,
78% подводных лодок, 43% сторожевых
кораблей, 68% тральщиков специальной
постройки, 88% торпедных катеров.
Действиями разнородных сил флота было
уничтожено свыше 2500 боевых,
вспомогательных и транспортных судов противника,
потери ВМФ СССР составили 1138 боевых
кораблей и судов, потери транспортного
флота — 310 кораблей.
В послевоенный период в СССР был создан
мощный и самый многочисленный за свою
историю океанский флот, уступавший по
силе только флоту США. В 70-е гг. ВМФ стал
составной частью ракетно-ядерного
потенциала страны, его главной ударной силой
являлись атомные подводные лодки,
вооруженные баллистическими ракетами. После
распада в 1991 г. Советского Союза ВМФ был
поделен — Балтийский, Северный,
Тихоокеанский флоты полностью вошли в состав
ВМФ России. Корабли и базы Черноморского
флота были разделены между Россией и
Украиной.