Учебное пособие

Самоучитель системного администратора

       

11.2. Неисправности аппаратной части компьютера

Легко обнаружить неисправность аппаратной части компьютера, если она приводит к его полной неработоспособности, тогда как выявить "исчезающую" неисправность, обусловленную проблемами "железа", крайне сложно. Как правило, компьютер в таких случаях прекрасно проходит специальное тестирование, но все же более-менее постоянно "подвисает" на определенных задачах.

В случае подозрения на аппаратную неисправность необходимо вначале выполнить следующие операции:

  1. Проверить оперативную память компьютера (последовательность операций описана далее).
  2. Обновить BIOS материнской платы компьютера до последней версии изготовителя.
  3. Выполнить чистую установку операционной системы (без каких-либо "лишних" прикладных программ), после чего установить все обновления от ее изготовителя.
  4. Установить последние версии драйверов для материнской платы, видеоадаптера и т. п.
    Примечание

    Драйверы оборудования прилагаются к системному блоку. Вам следует обязательно проверить наличие на сайте производителя новых версий, и если они обнаружены, то скачать и установить именно их. Обратите внимание, что при наличии сертифицированных версий и новых разработок (бета-версии) следует устанавливать только последние сертифицированные варианты.

  1. Если неисправность наблюдается в прикладном программном обеспечении, то следует установить его и все имеющиеся для него обновления.

После выполнения этих операций нужно попытаться воспроизвести неисправность. Если неисправность продолжает периодически возникать, то такой блок следует передать на техническое обслуживание.

    Примечание

    На практике часто встречаются случаи, когда простая замена одних узлов на аналогичные даже той же модели ликвидирует такие исчезающие неисправности. Причем оба переставленных узла будут функционировать нормально.

По опыту работы, наиболее ненадежными узлами компьютерных систем являются жесткие диски. Следующей часто встречающейся причиной нестабильной работы является некачественная память. Отказывают и материнские платы, и процессоры, и периферийные устройства.

Контроль жестких дисков

В операционные системы встроены утилиты проверки файловых структур, которые автоматически запускаются во время перезагрузки компьютера в случае обнаружения ошибок (например, ошибочных блоков) и, дополнительно в Linux, после длительного периода работы или определенного числа перезагрузок. Это checkdsk для Windows и fsck для Linux (строго говоря, fsck является оболочкой, которая запускает программу проверки, специфичную для используемой в Linux файловой системы).

Программы проверки можно запустить вручную. Обратите внимание, что для исправления ошибок необходимо отключить (размонтировать) логический диск. В Windows эта операция может быть осуществлена самой программой (с запросом подтверждения пользователя — кроме системного диска, ошибки на котором можно исправить только при старте операционной системы), в Linux размонтировать диск необходимо вручную.

Поскольку в Linux рекомендуется для проверки также перейти в однопользовательский режим, то для упрощения можно воспользоваться следующими двумя способами включения проверки при очередной перезагрузке. Если планируется перезагрузка в текущий момент, то следует выполнить команду shutdown -rf now (ключ f заставляет выполниться проверку при старте). Если необходимо просто настроить запуск проверки при очередной перезагрузке, то следует создать файл forcefsck в корне (например, командой touch /forcefsck, выполняемой от имени суперпользователя).

Восстановление данных с жестких дисков

В Windows не предусмотрено штатных средств для восстановления удаленных данных, кроме программы Корзина. Наиболее часто применяемыми средствами для восстановления информации с жестких дисков являются программы Easy Recovery (Ontrack Data Recovery, Inc., www.ontrack.com) и GetDataBack (RunTime Software, www.runtime.org).

Эти программы позволяют восстановить данные даже с тех дисков, которые не определяются в BIOS компьютера. Имеются возможности восстановления диска после форматирования, "сборки" файлов на основе их типа и т. п.

Использование указанных программ достаточно очевидно. Сначала проводится анализ структуры жесткого диска, предлагается определить восстанавливаемый раздел и тип файловой системы, после чего начинается поиск информации. Найденный список можно при необходимости отфильтровать по тем или иным критериям (например, восстанавливать только файлы документов), а затем выполнить восстановление.

    Примечание

    Восстановление всегда осуществляется на другой диск, чтобы не повредить исходные данные. Поэтому при отсутствии сетевых подключений необходимо позаботиться о дополнительном устройстве хранения.

Восстановление файлов данных

Если возникли дефекты устройства хранения данных, то обычно повреждается лишь небольшой участок файла. Программа лечения заменяет поврежденный блок на новый, файл доступен (например, для копирования), но не открывается в программе его редактирования.

Для восстановления таких поврежденных файлов разработано много утилит, которые можно найти в Сети. При этом чем популярнее формат файлов данных, тем больше вероятность того, что для этого типа информации существуют утилиты восстановления. Например, функции восстановления офисных файлов (Microsoft Word, Excel, Access, PowerPoint) встроены в саму программу офиса, для файлов личных папок электронной почты (pst), архива (zip), баз данных (dbf) и т. п. Соответствующие утилиты легко найти в Сети. Версии их меняются с модификацией основных программ, поэтому я отошлю читателя к самостоятельному их поиску в Интернете.

Принцип работы таких утилит достаточно прост. Они анализируют файл, находят поврежденный блок данных и восстанавливают структуру файла так, чтобы он мог быть открыт в основной программе с минимальными потерями.

Проверка оперативной памяти

В Windows 7/Vista/2008 включена программа проверки оперативной памяти. Запуск ее осуществляется выбором соответствующего пункта загрузки при старте системы. Для предыдущих версий Windows можно использовать утилиту memtest, которую легко можно найти на серверах Интернета. Эту утилиту необходимо запускать, загрузившись в режиме командной строки (без подключенных драйверов памяти) с дискеты или компакт-диска (образы загрузочных дисков для различных версий ОС Windows можно, например, загрузить с сайта http://www.allbootdisks.com/).

В Linux-системах утилиты проверки памяти часто включаются в комплект компьютера с установочного компакт-диска в главном меню (на первом экране) — рис. 11.10.

Рис. 11.10.
Окно программы проверки памяти в Ubuntu

По умолчанию все программы тестирования памяти запускаются в варианте самой простой конфигурации. Если он не показывает ошибку, но при этом есть сомнения в качестве памяти, то следует увеличить время тестирования (число проходов, выбрать более сложный тест и т. д.). Расширенные тесты используют специальные методики проверки, например, разогревая одни области памяти, а потом выполняя проверку смежных участков кристалла. Учитывайте, что для получения качественной оценки модуля памяти длительность тестирования обычно составляет несколько часов.

Контроль теплового режима работы системы

Часто причиной нестабильной работы компьютера бывает неудовлетворительный тепловой режим в системном блоке.

Одним из самых ненадежных узлов компьютера являются вентиляторы охлаждения. Они устанавливаются на процессоре, видеоадаптере, на корпусе, в блоке питания и т. п. Количество вентиляторов варьируется в зависимости от модели компьютера.

Обычно через полтора-два года эксплуатации компьютера дешевые модели вентиляторов снижают скорость вращения лопастей или даже могут полностью остановиться. Современные материнские платы имеют в поставке программы, которые автоматически контролируют скорость вращения вентиляторов и температурный режим внутри системного блока. При наличии таких программ их следует обязательно установить и своевременно реагировать на их сообщения. При отсутствии средств контроля необходимо периодически (при каждом вскрытии системного блока) визуально контролировать скорость вращения лопастей вентилятора и своевременно заменять неисправные. Допустимо смазывать оси вентиляторов специальной смазкой. Но после такой операции следует проверять данные вентиляторы не реже одного раза в три-четыре месяца.

Температура внутри корпуса компьютера может повыситься не только из-за ухудшения качества вентиляторов. Например, причиной перегрева могут стать дополнительные устройства (дополнительные жесткие диски), установленные в компьютер. Вполне возможно, что конструкция корпуса просто не рассчитана на такое количество оборудования. Свою лепту вносят и крайне жаркие дни, количество которых постоянно увеличивается в последние годы.

Все эти причины могут привести к перегреву компьютера и, как следствие, возникновению сбоев в его работе или даже выходу из строя.

В оценочных целях можно использовать следующие цифры. Температура внутри корпуса компьютера обычно на 15—20 градусов превышает температуру окружающей среды, поэтому администратор должен начать предпринимать срочные меры, если температура внутри серверного шкафа превысит (ориентировочно) 30 °С.

Ошибки программного обеспечения

Из-за разнообразия возможных ситуаций крайне тяжело дать какие-либо конкретные рекомендации по устранению отказов, связанных с программным обеспечением. Можно лишь еще раз порекомендовать придерживаться последовательности шагов, изложенной в начале этой главы.

Весомой частью успеха станет установление последовательности операций, в результате которых появляется ошибка. Случайным образом возникающие отказы устранить крайне сложно.

Нужно максимально изолировать проблему, убедиться, что она возникает только в данном продукте и не повторяется в других пакетах. Например, если ошибка связана с печатью на конкретный принтер, то убедитесь, что задачи печати также не выполняются и из программ Блокнот и т. п. Очень сложно бывает разобраться в проблемах, возникающих на стыке двух продуктов. В подобной ситуации не стоит ожидать реальной помощи и от служб техподдержки.

Скорее всего ваша проблема уже проявлялась и на других системах. Выполните поиск по симптомам ошибки в Интернете и на сайте изготовителя продукта. Используйте несколько поисковых систем. Если об ошибке есть запись в журнале системы, включите в строку поиска это сообщение (исключив индивидуальные параметры — название компьютера и т. п.). Если ответ не найден, попробуйте сформулировать запрос на английском языке. Часто рекомендации оперативнее появляются на языке оригинала. Конечно, в этой ситуации большое значение имеет опыт администратора и его способность составить запрос в тех терминах, которые приняты разработчиком.

Если удается воспроизводить неисправность и она не возникает при взаимодействии с продуктом другого вендора, то можно обратиться в службу технической поддержки изготовителя. Конечно, оперативно решать проблему они будут только при наличии сервисного контракта, но есть вероятность, что помогут и по вашей неисправности.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru