Учебное пособие

Шлифовальные работы

       

2.2. Подшипники скольжения и качения

При соединении двух звеньев во вращательную кинематическую пару необходимо обеспечить определенный режим вращения и передачу нагрузок от одного звена к другому. Для этого служат устройства, называемые подшипниками.

В подшипнике качения между поверхностями наружного 1 и внутреннего кольца 2 расположены шарики 3 или ролики, удерживаемые друг относительно друга на определенном расстоянии с помощью сепаратора 4 (рис. 2.2, а). В зависимости от'направления воспринимаемой нагрузки различают подшипники радиальные (рис. 2.2, б), упорные (рис. 2.2, в) и радиально-упорные (рис. 2.2, г). Они соответственно могут воспринимать преимущественно радиальную, радиальную и осевую или только осевую нагрузки. По форме тел качения различают подшипники шариковые (рис. 2.2, д), роликовые с цилиндрическими роликами? сферические с бочкообразными роликами, роликовые с коническими роликами, игольчатые (рис. 2.2, е), сферические шариковые, роликовые с витыми роликами и др. Подшипники бывают однорядные, двухрядные и многорядные в зависимости от числа рядов тел качения.

Рис. 2.2. Подшипники качения: а, д — шариковые, б — радиальный, в — упорный, г — радиально-упорный, е — роликовый; Fr, Fa — радиальная и осевая нагрузки

Подшипник скольжения состоит обычно из втулки, изготовленной из антифрикционного материала, и корпуса (рис. 2.3, а). Эти детали могут выполняться разъемными или неразъемными в радиальном направлении, а также накладными в зависимости от условий изготовления и сборки подшипника.

Рис. 2.3. Подшипники скольжения: а, б — с граничным и сухим трением, в — гидродинамические, г — гидростатические, д — магнитные опоры

Рабочие поверхности в подшипнике могут иметь непосредственный контакт (сухое трение, рис. 2.3, б); быть разделенными жидкостью или газом—гидродинамические (рис. 2.3, в) и гидростатические (рис. 2.3, г) жидкостные, аэродинамические и аэростатические газовые; быть разделенными магнитными силами — магнитные опоры (рис. 2.3, д). В жидкостных подшипниках давление g смазки определяют с учетом нагрузки Fr (радиальной) или Fa (осевой).

На рис. 2.4, а показано сечение гидродинамического подшипника скольжения, применяемого в шлифовальных станках. Между валом 6 и втулкой 4 установлено пять вкладышей 5, опирающихся на сферические опоры 3, которые закреплены во втулке 4 винтами 2 и шайбой 1. При вращении вала между поверхностями вала и вкладышей образуется масляный клин, давление в котором уравновешивает радиальную нагрузку.

Рис. 2.4. Подшипники шлифовальных шпинделей

На рис. 2.4, б показана схема гидростатического, а на рис. 2.4, в аэростатического подшипников прецизионных шлифовальных станков. Давление в карманах К подшипников создается специальными насосными установками, подающими жидкость или газ под требуемым давлением, контролируемым манометрами Рn и Рм.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru