Учебник для 9 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 46. Синтаксис

Синтаксис — это раздел грамматики, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения.

Словосочетание выполняет номинативную функцию, т. е. служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Текст и предложение — коммуникативные единицы. Они служат для общения, обмена мыслями, чувствами. Основные признаки текста — смысловая целостность и связность.

Словосочетание — это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

В зависимости от принадлежности главного слова к части речи выделяются словосочетания глагольные, именные и наречные.

Слова в словосочетании связаны подчинительной связью. Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде согласования, управления, примыкания.

Предложение — одна из основных единиц синтаксиса. Предложение выполняет коммуникативную функцию. Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Оно бывает простым и сложным. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объёме передаваемых ими сообщений. Простое предложение сообщает об одной отдельной ситуации. Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними. Структурное отличие сложного предложения в том, что оно состоит из двух (или нескольких) простых предложений, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

Связь между простыми предложениями в сложном выражается союзами или союзными словами, интонацией. По наличию средств связи сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые или сложноподчинённые) и бессоюзные.

В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Эмоциональная окрашенность может сделать любое предложение восклицательным.

Простые предложения по количеству главных членов делятся на двусоставные и односоставные; по наличию или отсутствию второстепенных членов — на распространённые и нераспространённые.

В двусоставных предложениях грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым). В односоставных предложениях только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым.

Односоставные предложения делятся на такие группы: назывные; определённо-личные; неопределённо-личные; безличные.

Структура простого предложения или части сложного может быть осложнена однородными членами, обособленными членами предложения; словами, грамматически не связанными с членами предложения: обращением, вводными и вставными конструкциями.

252. Прочитайте высказывание Петра I. Можно ли считать его текстом? Докажите свою точку зрения. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся. • Какое из значений выделенного слова является устаревшим? Каким синонимическим словом современного русского языка можно его заменить? Есть ли другие устаревшие слова?

Я (не)могу нарушать данного моего слова и выдать князя пр..давшегося мне. Лучше соглашусь я отдать туркам землю простирающ..ся до Курска. Уступив её останемся мне надежда... оную возвр..тить но нарушение слова (не)возвратно. Мы (ни, не)чего (же) собственного (не) имеем кроме чести; отступить от оныя, перестать быть царём и (не) царств..вать.

253. Прочитайте текст. Какого он стиля? Найдите в тексте односоставное предложение, определите его вид. Выпишите словосочетания со связью управление. Обозначьте в словосочетании главное слово значком х.

Стало быстро темнеть. Тучи застлали небо, низко опустились к воде. Озеро замерло, почернело. В горах будто электросварщик засел. То вспыхнет там — ослепит, то погаснет. Гроза надвигалась. Недаром лебеди завернули сюда по пути. Они предчувствовали: непогода могла застигнуть их над горами.

Грянул гром. Полил дождь, шумный, мятущийся. Забормотало, закипело озеро и пошло раскачиваться, биться о берега. Это была первая весенняя гроза.

(Ч. Айтматов.)

254. Прочитайте. Определите стиль и тип текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В простых предложениях подчеркните условными обозначениями второстепенные члены. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы.

Лесная сказка

И вся эта ноч.. сл..лась в какую-то волшебную ч..рующую сказку. Взош..л месяц и его с..яние пр..чудливо пестро и таинстве..о ра..цветило лес легло среди мрака (не)ровными (иссиня)бледными пятнами на корявые стволы на изогнутые сучья на мягкий как плюшевый ковёр мох. Тонкие стволы берёз б..лели резко и отчетливо а на их редкую листву казалось были наброше..ы с..ребристые прозрачные газовые п..кровы. Местами свет вовсе (не)проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный (не)проницаемый мрак и только в самой середине его скользнувший неведомо откуда луч вдруг ярко оз..рял длинный ряд деревьев и бр..сал на землю узкую правильную дорожку, такую светлую нарядную и пр..ле..ную точно а..ея убра..а для торжестве..ого шествия.

(А. Куприн.)

255. Спишите, оформив запись по образцу, расставив пропущенные запятые. Укажите вид односоставных предложений.

1. Уже больше двух часов плот несло по быстрине и (не)было видно (ни, не)берегов (ни, не)неба. 2. Было ей сейчас (не)спокойно и (ни, не)проходило ощущение стра(н, нн)ого сна который должен вот-вот оборвался. 3. Он упал и падая почу. .твовал как ему странно легко и свободно стало. 4. У одного из моих героев — капитана Новикова — много пр..тотипов. (Ни, не)скрою мне хотелось что(бы) капитана Новикова полюбили.

(Ю. Бондарев.)

256. Какие члены предложения являются однородными? Расскажите о знаках препинания при них. Найдите в данном ниже тексте однородные члены и определите характер их связи между собой (союзная или бессоюзная). Укажите предложения с разными рядами однородных членов. Спишите, расставляя знаки препинания.

Уже посинело над далёким поворотом реки над желтеющими песками над обрывистым берегом над примолкшим на той стороне лесом.

Тускнели звуки меркли краски и лицо земли тихонько затягивалось дымкой покоя усталости под спокойным, глубоко синевшим с редкими белыми звёздами небом.

Баржа и лодка возле неё понемногу терявшие очертания неясно и темно рисовались у берега. Отражаясь и дробясь багровым отблеском, у самой воды горел костёр и поплёскивал на шипевшие уголья сбегавшей пеной подвешенный котелок.

Было тихо и эту тишину наполняло немолчное роптание бегущей воды непрерывающийся шёпот беспокойный и торопливый, то сонный и затихающий то задорный и насмешливый.

Уже потонули в темнеющей синеве и лес и поворот реки и дальние пески.

(А. Серафимович.)

257. Какие члены предложения могут быть обособленными? Найдите в отрывке из «Песни о Соколе» М. Горького обособленные члены предложения. Спишите, обозначая обособленные члены вместе с тем словом, к которому они относятся.

Море огромное, лениво вздыхающее у берега,— уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чём шепчут неугомонные волны, сонно вползая на берег. Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые тёплой и ласковой мглой южной ночи.

Горы важно-задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали чёрные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены,— все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, ещё скрытой за горными вершинами.

258. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в одном бессоюзном предложении, в одном сложносочинённом и в одном сложноподчинённом.

  1. Вдоль разворочанных дорог
    и разорённых сёл
    мы шли по звёздам на восток
    товарища я вёл.
    Он отставал он кровь терял
    он пулю нёс в груди
    и всю дорогу повторял:
    Ты брось меня. Иди...
    Наверно если б ранен был
    и ш..л в степи чуж..й
    я точно так бы говорил
    и не кривил душ..й.
  2. Запомнил каждое крыльцо
    куда пришлось ступать
    Запомнил женщин всех в лицо
    как собственную мать.
  3. Мы пробирались по кустам
    брели ползли (кой)как.
    И снег нас в поле не застал
    и не заметил враг.
    И рану тяжкую в груди
    осилил спутник мой.
    И всё что было позади
    занес..но зимой.

(А. Твардовский.)

259. Изложение (выборочное). Прочитайте текст. Напишите сжатое (в 5— 8 предложений) выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство».

В фильме вы видите неизвестных вам людей, до которых, собственно говоря, вам и дела никакого нет, а вы почему-то с вниманием и волнением следите за их судьбой. Вы горячо сочувствуете одним героям кинокартины, ненавидите других. Люди, с которыми вы только что столкнулись и познакомились на экране, вдруг становятся вам близкими и дорогими. Их радости и печали увлекают вас нисколько не меньше, чем ваши собственные переживания. Сколько раз любой из вас видел, как после окончания кинокартины встают со своих мест зрители с ещё не просохшими слезами на глазах! Сколько раз, вероятно, вы и сами заливались неудержимым смехом, нисколько не смущаясь тем, что вокруг вас сидят чужие люди.

В произведения искусства вложены душа и сердце его создателя. В фильме или спектакле всё может быть ненастоящим, бутафорским: стены комнаты, обстановка, вещи — но чувства художника, его желанья, его раздумье всегда настоящие — подлинные. Они-то и составляют заряжающую силу искусства, способную растрогать и расшевелить самого сдержанного человека. Мы потому и любим искусство, что оно захватывает нас, потрясает наши чувства, побуждает нас становиться лучше, заставляет стремиться к светлым и благородным целям. Оно говорит нам «Смотрите, на что способны люди! Смотрите, какими смелыми честными красивыми могут они быть!» И мы начинаем думать и верить, что и в каждом из нас заложено то прекрасное, к чему зовёт нас искусство.

Искусство учит и воспитывает не только зрителей, но и самих художников. Зачастую труден и тяжёл их путь, нередко приносит им огорчения и разочарования. Как и во многих других профессиях, работа актёра требует от человека самоотвержения, полного напряжения всех сил; она забирает всё его время, но зато она даёт ему ощущения необычайной полноты и разнообразия жизни.

(Б. Чирков.)

260. Сочинение. Напишите отзыв-рецензию на один из фильмов, который вы посмотрели недавно (который произвёл на вас большое впечатление, понравился или не понравился). В отзыве-рецензии вы должны не только передать свои впечатления, но и аргументировать свою оценку сценария, работу режиссёра, актёров, оператора.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru